Среда Шавваль 8 1445 | Среда апреля 17 2024

Хадж и жертвоприношение — это телесные поклонения или имущественные?

Некоторые люди называют хадж и телесным, и имущественным поклонением, ибо во время хаджа как тратятся определенные денежные средства, так и все тело испытывает определенные трудности. Однако при жертвоприношении не наблюдается  телесных тягот. Несмотря на это, жертвоприношение считается и телесным, и имущественным поклонением, даже если в нем преобладают имущественные расходы.

Во время выполнения обрядов хаджа относительно имущественных затрат преобладают телесные усилия, потому как проживающие в окресностях Каъбы люди выполнять этот видпоклонения и без каких-либо имущественных издержек. Невзирая на это мы относим хадж к сложному (смешанному) виду поклонений. Так и  при жертвоприношении, даже если в нем преобладают имущественные издержки, все же в нем присутствуют элементы телесных усилий. То, что жертвоприношение это имущественное поклонение — очевидно, но чтобы считаться телесным, тоже есть две мотивации:  скрытое и явное.

Явная состоит в том, что с исполнением имущественной стороны дела, жертвоприношение еще не считается полностью исполненным. Это поклонение не будет исполнено, если просто отдать жертвенное животное кому-то, не приложив какого-либо физического труда. Конечно, если пропустить дни жертвоприношения, то в качестве искупления надо будет отдать кому-нибудь жертвенное животное, но получить от этого саваб (награду) как за своевременное исполнение жертвоприношения уже не получится. Суть жертвоприношения в  том, чтобы зарезать животное. А при резании существуют определенные усилия и трудности для тела.

Кто-то скажет, что в таком случае закàт тоже можно назвать сложным по составу поклонением, так как при его исполнении также необходимо отнести выделенное по закàт имущество и отдать его кому-то, что и в этом случае прилагаются определенные телесные усилия. Однако если подумать, в трате имущества нет действий, которых стоило бы упомянуть. При заклании жертвенного же животного присутствует определенное усилие, физические тяготы. Поэтому жертвенное животное может зарезать не каждый. А закàт может передать и ребенок. То есть человек прилагает усилия сам или просит кого-то приложить усилия и зарезать жертвенное животное.

Говоря о тягостях для тела, имеется в виду только усилия тела или же здесь подразумевается и тягости для нафса тоже?

Известно, что тяготы для тела возникают из-за души, если не было бы души, то и не было бы и тягот. Тело ощущает боль тогда, когда страдает душа. Таким образом, если нет души, то и тело не ощущает никакой боли. Отсюда вытекает, что тело испытывает трудности из-за души. По сути подвергать тело тягостям, значит, подвергать турдностям свой нафс и дух. Следовательно, раз при жертвоприношении есть мучения для нафса, то выходит, что жертвоприношение является телесным поклонением.

Разве ваше не вздрагивает, когда со словами «Бисмиллахи, Аллаху акбар», вы проводите ножом по горлу животного?! Некоторые из-за этого даже не могут зарезать животное. По сути, жертвоприношение это жертвование собственного нафса. А учитывается только сама суть. Если иметь в виду это, то жертвоприношение может считаться как чисто телесное богослужение. Что касается имущественного аспекта, то он ясен. В данном случае преобладает телесная сторона. Как бы то ни было, жертвоприношение является сложным видом поклонения, состоящим из имущественного и телесного поклонения.

Нельзя достичь воздаяния за жертвоприношение, заменив его подношением в денежном эквиваленте.

Подношение в денежном эквиваленте вместо жертвенного животного не снимает обязательства выполнения жертвоприношения. Тот, кто сделает это, возмет на себя грех. Согласно факихам,  совершенно не дозволяется, чтобы человек вместо одного положенного деяния по-своему назначал замену. Жертвоприношение внедрено в шариат со времен Адама алайхиссалам и до Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В Священном Куръане сказано:

«И для каждой нации Мы установили жертвоприношение дабы они упоминали имя Аллаха над тем, чем Он их наделил в удел из скота. Ведь Бог ваш — Бог Единый. Будьте же Ему мусульманами (покорными), и благовести смиренных» (сура «Хадж», аят 34).

 

Однако со времени почтенного Ибрахима алайхиссалам этот обряд обрел особое значение.

 

 

Абдуманнан Абдуллах

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...