Какие они существа, джинны? (14)

 

15. Могут ли шайтаны направлять убеждение, волю и деяния человека?

Если раб станет неуклонно выполнять повеления Аллаха, то такое совершенно невозможно, джинны не смогут сделать что-либо против него. Однако если человек, впав в заблуждение, сам подался на службу к шайтану, то пусть винит во всем себя.

Всевышний Аллах в суре «Хиджр» говорит следующее:

«Поистине, рабы Мои — нет тебе власти над ними, кроме тех из обольщенных, кто последовал за тобой» (аят 42).

В этом аяте Всевышний Аллах, обращаясь к Иблису, говорит: «Нет тебе власти над Моими искренне верующими рабами и твое слово не коснется их. И не воздействует на них то, что приукрашивается тобой, и то, что сбиваешь с пути их. Твои эти наущения воздействуют только на тех, кто последовал за тобой, обольстился и сбился с пути».

Шайтан не в силах сделать что-либо, кроме как наущать людей — подвергать их васвасе. Если в такой момент человек насторожится и оправится, он спасется. Однако если человек, пленившись наущениями, бросится в объятия шайтана, то вскоре превратится в его слугу.

Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:

«А если постигнет тебя от шайтана наваждение, то проси убежища у Аллаха: Воистину, Он — Слышащий, Знающий! Поистине, те, которые были богобоязненны, когда схватит их видение от шайтана, поминают, и вот они — видящие [праведный путь]. И братья их [шайтанов] увеличивают в них заблуждение, потом не прекращают» (аяты 200–202).

То есть если тебя постигнет неприятность или шайтан подвергнет тебя наущению, не горячась, следует попросить защиты у Аллаха. Он наилучший из слышащих, Который мгновенно ответит на твою просьбу. Он наилучший из видящих, Который видит все. Он произведет расчет согласно Своему знанию.

«Поистине, те, которые были богобоязненны, когда схватит их видение от шайтана, поминают, и вот они — видящие [праведный путь]».

Что бы ни случилось, шайтан не может добиться большего, чем наущение. Если постараться, то для каждого человека существует легкий путь избавления от наущения шайтана. Для этого достаточно быть богобоязненным, правоверным мусульманином.

«Поистине, те, которые были богобоязненны, когда схватит их видение от шайтана, поминают».

То есть если они подвергнутся наущению шайтана, они сразу же поминают Аллаха.

«…и вот они — видящие [праведный путь]».

Постоянное поминание Аллаха является самым надежным и самым мощным оружием против шайтана.

Следовательно, когда человека постигает какое-либо видение от шайтана (наущения, подстрекательства), это ведет его к невежеству, слепоте и неведению. А зикр — поминание Аллаха — является источником просвещенности, прозрения и разумности.

Однако положение братьев шайтана является иным:

«И братья их [шайтанов] увеличивают в них заблуждение, потом не прекращают».

Братья проклятого шайтана беспрестанно подстрекают к скверным деяниям, ведущим к заблуждению и пытаются сбить людей с праведного пути.

В Судный день шайтан отречется от тех, кто последовал за ним и признается, что он не властен был влиять на них. Об этом в суре «Ибрахим» Священного Куръана сообщается:

«И сказал шайтан, когда дело было решено: “Поистине, Аллах обещал вам обещание истинное, а я обещал, но обманул вас, и не было у меня над вами власти. Я лишь призывал вас, а вы вняли мне, так не порицайте же меня, порицайте самих себя. Я — не спаситель ваш, и вы — не спасители мои. Поистине, [теперь] я отрицаю то, что до этого вы придавали меня в сотоварищи”. Поистине, несправедливым — горестное мучение» (аят 22).

Шайтан, присутствующий при каждом грешном деле в этом мире и руководящий каждым проступком обманутых им людей, на том свете появится тогда, когда все дела будут уже решены и приговоры вынесены. Обращаясь к упрекающим друг друга своим последователям, шайтан скажет им:

«Поистине, Аллах обещал вам истинное обещание, а я обещал, но обманул вас».

Шайтан — он и есть шайтан. Откровенно признается только тогда, когда все свершится. Он в мирской жизни вселял васвасу в сердца людей. Он вводил людей в заблуждение, обольщая их словами, дескать, ничего не случится, не мучай себя, делая то, что говорят другие, не обращай внимания на них, можно ли назвать это жизнью, если не насладишься ею сполна. Надавал им всякого рода обещаний. Теперь же он заявляет, что «обещание Аллаха истинно, а мое лживо». Более того, затеяв все сам, он сваливает всю вину на тех, кто последовал за ним и выполнял его повеления:

«…и не было у меня над вами власти. Я лишь призывал вас, а вы вняли мне».

Неужели вы не поразмыслите? Неужели последуете за каждым, кто позовет? Я совершенно не был властен над вами. Если бы вы не последовали за мной, когда я призвал вас к неверию, непокорности, я бы ничего не смог сделать против вас. Однако вы послушались меня и подчинились мне, сами пожелав этого. И посему:

«Так не порицайте же меня, порицайте самих себя».

Виноваты вы сами. Так вините же в том, что вы попали в такое положение, только самих себя. И не цепляйтесь за меня.

«Я — не спаситель ваш, и вы — не спасители мои».

Каждый понесет то, что заслужил. Однако:

«Поистине, [теперь] я отрицаю то, что до этого вы придавали меня в сотоварищи».

Я не говорил вам, чтобы вы придавали меня Аллаху в сотоварищи, и я не говорил вам, чтобы вы не подчинялись Аллаху, а подчинялись мне. Если вы скажите это, то я стану отрицать. Вы поступили крайне несправедливо, придав Аллаху в сотоварищи меня.