Исламский шариат дал людям
облегчение, а не затруднение
Да, Ислам внедрен Всевышним Аллахом для напутствия людей по легкому пути, а не для создания для них трудностей, мучений и принуждения их к тому, что выше их возможностей. Все деяния, вмененные шариатом в обязанности человека, зависят от иститаъа. Иными словами, выполнение этих обязанностей людьми неразрывно связано и зависит от их силы, мóчи, способностей и возможностей.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» (аят 286).
Повеления и запреты Аллаха установлены в рамках возможностей человека. Исходя из того, как он следует этим требованиям, ему назначаются награды или наказания. Ни что другое не имеет значения.
Всевышний Аллах в суре «Тагабун» сказал:
ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ
«Бойтесь же Аллаха, насколько вы способны» (аят 16).
Таква — богобоязненность не имеет границ, чем сильнее это чувство, тем лучше. Но то, что человек обременяет себя лишними, чрезмерными обязательствами, не исходит из целей Ислама. Аллах не обязывает Своих рабов ни чем, что выше их возможностей.
Всевышний Аллах в суре «Хадж» сказал:
ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ
«И не сделал для вас в этой религии никакого затруднения» (аят 78).
В этой религии нет ничего, что выше возможностей человека, что было бы в тягость ему. Ислам — это легкий и простой путь, внедрявшийся Аллахом во благо человечества на протяжении всей его истории.
Эти понятия нашли свое отражение и в хадисах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: «إِنَّ الدِّينَ يُسْرٌ،وَلَنْ يُشَادَّ الدِّينَ أَحَدٌ إِلَّا غَلَبَهُ، فَسَدِّدُوا، وَقَارِبُوا،وَأَبْشِرُوا، واسْتَعِينُوا بِالْغَدْوَةِ وَالرَّوْحَةِ وَشَيْءٍ مِنَالدُّلْجَةِ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, религия — легка. И кто будет чрезмерным в религии, она непременно одолеет его. Совершайте же [деяния] правильно, и будьте близки, и благовещайте. И просите помощи ранним утром, после полудня и в конце ночи».
Передал Бухари.
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призывает не усердствовать в религии чрезмерно, не подвергать себя мучениям излишним упорством, а придерживаться умеренности, стремиться к совершенству, всегда благовещать о хорошем, не упускать благоприятных возможностей и использовать их.
Характеризуя Ислам, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Поистине, религия — легка».
Религия состоит из легкости. Все обязательства в ней совершенно легки. Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам являются категоричным опровержением заявлений тех, кто клевещет и пустословит, что исполнять требования исламского шариата трудно и невыполнимо.
На самом деле Ислам строится на практике облегчения — в нем нет ничего обременительного и невыполнимого. Кто хочет жить подлинно по-человечески, поймет это сразу. Потому что Ислам — это свод повелений Аллаха субханаху ва таъала для разумных людей. Но те, кто стремится усложнить ее для себя, не довольствуясь его легкостью, заблуждаются и поступают неправильно.
«И кто будет чрезмерным в религии, она непременно одолеет его».
Кто усердствует сверх меры, переходя разумные границы, кто намерен делать больше, чем положено, чтобы только завоевать славу от людей, тот будет повержен — такие люди рано или поздно, так или иначе, сойдут с верного пути. Кто-то, переусердствовав, перегрузив себя, впадает в отчаяние из-за непосильности своей непомерной ноши и вовсе забрасывает вообще все. Другие же, впадая в чрезмерность, делают то, чего нет в религии. Требуя этого же от остальных, они запутываются сами и сбивают с пути других. Вот это и означает быть поверженным религией — быть тем, кого «одолела религия».
«Совершайте же [деяния] правильно».
Делайте так, как указано в шариате, не преувеличивайте и не уменьшайте.
«И будьте близки».
Держитесь ближе к указанным в шариате границам. Не выходите за пределы шариата и не отдаляйтесь от шариата.
«И благовещайте».
Всегда толкуйте дела в хорошую сторону, говорите о них в хорошей интерпретации. Всегда говорите благие вести, говорите о добром и ожидайте добро.
عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللهِ r إِذَا أَمَرَهُمْ أَمَرَهُمْمِنَ الْأَعْمَالِ بِمَا يُطِيقُونَ، قَالُوا: إِنَّا لَسْنَا كَهَيْئَتِكَ يَارَسُولَ اللهِ، إِنَّ اللهَ قَدْ غَفَرَ لَكَ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِكَ وَمَاتَأَخَّرَ. فَيَغْضَبُ حَتَّى يُعْرَفَ الْغَضَبُ فِي وَجْهِهِ ثُمَّ يَقُولُ: «إِنَّ أَتْقَاكُمْ وَأَعْلَمَكُمْ بِاللهِ أَنَا». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручал им (сподвижникам) что-либо, он поручал только то, что им было под силу.
[Поэтому] они сказали:
— Поистине, мы не равны Вам, о Посланник Аллаха! Поистине, Аллах уже простил Вам прошлые и будущие грехи.
Он же разгневался, что даже гнев был заметен на его лице. Затем он сказал:
— Поистине, наиболее богобоязненный из вас и наиболее знающий Аллаха из вас — это я!».
Передал Бухари.
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит о легкости религии Ислам, о том, что в ней нет ничего, что обременяло бы человека сверх его возможностей.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам не поручал сподвижникам что-либо свыше их сил. Сподвижники же горели желанием увеличить свои поклонения, чтобы получить больше воздаяний (саваба) от Всевышнего. Но Пророк саллаллаху алайхи васаллам не разрешал им этого. Подобные желания настолько овладевали сподвижниками, что они осмеливались говорить Посланнику саллаллаху алайхи васаллам все, что приходило им в голову в такие моменты:
«[Поэтому] они сказали:
— Поистине, мы не равны Вам, о Посланник Аллаха! Поистине, Аллах уже простил Вам прошлые и будущие грехи».
Дескать, Вы, о Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, являетесь по сути безгрешным, поклоняетесь много, нам же не прощены грехи, как Вам, а их у нас немало. Поэтому они просили позволить им увеличить свои богослужения, что свидетельствует о том, насколько сильно они стремились поклоняться Аллаху.
При поверхностном взгляде подобное стремление заслуживает наивысших похвал и даже поощрения. Но поощрил ли их Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам? Нет! Его реакция была противоположной:
«Он же разгневался, что даже гнев был заметен на его лице».
С учетом того, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам был по натуре очень добрым, чрезвычайно кротким, разгневать его могли только намеренные нарушения воли Аллаха субханаху ва таъала, из чего становится ясным, что также не следует настаивать на чем-то своем, не подчиняясь тому, что предписано для всех.
Почему же стремление сподвижников увеличить свои ибадаты вызвало гнев Посланника саллаллаху алайхи васаллам? Потому что они посчитали недостаточным то, что предписали им Аллах субханаху ва таъала и Его Посланник саллаллаху алайхи васаллам, и пытались ввести для себя еще более сложные обязательства. А это всегда приводит к ошибкам. Всевышний лучше знает меру для каждого Своего раба. Поэтому Всевышний Аллах предписал человеку то, что ему по силам. Если бы была необходимость чтобы человек прожил свою жизнь только совершая намаз, соблюдая пост или другие подобные поклонения, то Он сотворил бы людей подобными ангелам, которые не едят, не пьют и не живут семейной жизнью.
Ислам всего лишь требует от человека оставаться настоящим человеком. Именно поэтому желание делать больше предписанного Аллахом вызывало гнев Пророка саллаллаху алайхи васаллам столько же, сколько гневило его непослушание и невыполнение повелений Аллаха. В этом хадисе говорится о гневе Посланника саллаллаху алайхи васаллам, вызванном просьбой сподвижников позволить им увеличить свои поклонения — ибадаты, на что он ответил:
«Поистине, наиболее богобоязненный из вас и наиболее знающий Аллаха из вас — это я!».
Никто из вас не сможет быть более богобоязненным и не сможет познать Аллаха лучше, чем я. Так почему же вы хотите поклоняться так, как не поклоняюсь даже я?!
Таким образом, согласно запрету Пророка саллаллаху алайхи васаллам они не совершали столько ибадатов, сколько бы им хотелось. Отсюда следует, что неправильно поклоняться сверх предписанного сунной благословенного Пророка алайхиссалам.
Человек, как бы ни старался, не сможет в полной мере исполнить свой долг перед Аллахом. Поэтому он всегда должен просить у Аллаха прощения и молить Его, чтобы Он не возлагал на него ничего из того, что выше его сил и возможностей. Этой истине Всевышний Аллах Сам поучает Своих рабов в Священном Куръане.
Хотя человек всегда готов слушаться и повиноваться, Всевышний Аллах знает степень его возможностей, знает, на что он способен и на что он не способен. Поэтому Он не возлагает на него ничего выше его возможностей.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜﯝ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﯴﯵ ﯶ ﯷﯸ ﯹ ﯺ ﯻ ﯼ ﯽ ﯾ ﯿ ﰀﰁ ﰂ ﰃ ﰄ ﰅ ﰆﰇ ﰈ ﰉ ﰊﰋ ﰌ ﰍ ﰎ
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей [душе] — во благо то, что приобрела, и ей [душе]— во вред то, что приобрела. Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! И не налагай на нас тяжесть, как Ты налагал ее на тех, которые были до нас. Господь наш! И не налагай на нас то, на что нет силы у нас. Помилуй же нас, и прости нам, и помилосердствуй нас! Ты — Владыка наш. Помоги же нам против народа неверных!» (аят 286).
Аллах, Ведающий обо всем до самых тончайших деталей, знает также и то, на что способна или не способна каждая душа. И по причине милосердия и благосклонности к Своим рабам, Он ни одну душу не призывает к чему-то, что выше ее сил, хотя имеет на это право и возможность.
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее».
Повеления и запреты Аллаха установлены в рамках возможностей раба. И именно в зависимости от соблюдения возложенного, ему определяется наказание или награда, несмотря ни на что другое.
«Ей [душе] — во благо то, что приобрела, и ей [душе] — во вред то, что приобрела».
В Судный день не будут иметь силы дружеские и приятельские отношения, посредничество, происхождение и род, а также другие привилегии. Каждая душа будет отвечать за себя сама. А раз так, то каждый должен с верой и ихласом выполнять повеления Аллаха и всегда обращаться с мольбой только к Нему.
«Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или ошиблись».
Правоверный мусульманин старается максимально использовать все имеющиеся возможности и действовать в соответствии с повелением Аллаха. Для этого он преодолевает многие препятствия, претерпевает трудности. Но он и не ангел, порой по неведению может совершить ошибку, или же, запамятовав, забывает о чем-то. Именно поэтому в начале этой мольбы человек просит Самого Всевышнего Аллаха не подвергать его мучениям за эти недостатки. Всевышний Аллах принял эту молитву Своих правоверных рабов.
В хадисе, переданном имамом Табарани, Пророк алайхиссалам сказал:
«Моей умме прощены три деяния — ошибки, позабытое и принуждение».
«Господь наш! И не налагай на нас тяжесть, как Ты налагал ее на тех, которые были до нас».
Как известно, Всевышний Аллах возлагал на предыдущие уммы тяжелые и непомерные задачи из-за их неповиновения. Если некоторым Он приказал ради искупления убить самих себя, иным повелел вырезать куски из одежды, чтобы устранить нечистоты на ней. Здесь озвучивается мольба не возлагать подобные тяжелые обязательства и на умму мусульман:
«Господь наш! И не налагай на нас то, на что нет силы у нас».
Правоверные мусульмане всегда готовы выполнить повеление Аллаха, какое бы оно ни было. Но они надеются на безграничность милосердия Аллаха. Констатируя свое ничтожество и бессилие, они возносят эту молитву.
«Помилуй же нас, и прости нам, и помилосердствуй нас!»
Правоверный мусульманин хорошо осознает, что, сколько бы он ни старался, все равно не сможет полноценно исполнить свой долг раба божьего. Поэтому он всегда просит для себя помилования, прощения и милосердия Аллаха.
«Ты — Владыка наш. Помоги же нам против народа неверных!»
В самом деле, для правоверного нет другого покровителя и владыки, кроме Самого Аллаха. Нет и помощника. Поэтому и помощь испрашивается только у Него Самого.
Хадж, который является одним из столпов Ислама, связан с иститаъа — способностью-возможностью человека. Всевышний Аллах в суре «Áли Имран» сказал:
ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕﯖﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞ
«И перед Аллахом на людях — (обязанность совершить) хадж к Дому, кто способен [мощен] на путь к нему. А кто проявил неверие — то, поистине, Аллах — Ненуждающийся от миров!» (аят 97).
Этим священным аятом ибадат хадж назначен фардом. Из текста аята становится ясным, что хадж является фардом не для всех. Фардом он становится для тех, «кто способен [мощен] на путь». Кто они, эти способные? Это здоровые люди, имеющие для совершения хаджа средства сверх нужд семьи, не подверженные опасностям на своем пути, а если это женщина, то ее должен сопровождать еще и махрам.
В конце аята говорится:
«А кто проявил неверие — то, поистине, Аллах — Ненуждающийся от миров!»
То есть, если кто, обладая возможностями, не выполнит хадж, то Аллаху нет от этого вреда. Потому что Он — не нуждающийся в чем-либо во всех мирах, во всем мироздании и вообще ни в чем-либо и ни в ком-либо.
Аллах субханаху ва таъала — Аллах, Пречист Он и Всевышний.
Саваб — награда, многократное воздаяние за благие деяния, совершенные ради довольства Аллаха.
Ихлас — искренность; то есть совершение благих деяний — шариатских повелений исключительно ради довольства Аллаха.
Махрам — близкие родственники, с которыми шариат Ислама запрещает вступать в брак; для женщин махрамом являются отец, брат, сын, дядя, а также муж, а для мужчин — мать, сестра, дочь, тетя, а также жена. Такое родство позволяет мужчинам находиться вместе с этими женщинами и сопровождать их.