Предпочтение отдается тому, что легче
Ислам всегда отдает предпочтение тому, что легче, избегая тягостей и трудностей. В Священном Куръане указывается, что эта истина является одним из качеств Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:
ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ
«…повелевает он их к одобряемому и отвращает их от порицаемого, делает халалным (дозволяет) им благое-чистое и делает харамным (запрещает) им мерзости, и снимает с них их бремя и оковы, которые были на них» (аят 157).
В этом аяте упоминаются некоторые из восхваленных качеств Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, в частности, «…повелевает он их к одобряемому и отвращает их от порицаемого…».
То, что повелевал Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, является для людей благом в их обоих мирах. Не следует забывать это общее для всех правило. Порой благо от исполнения этих повелений может и не ощущаться. Однако это не от того, что в этом повелении нет блага, а из-за того, что человек не осознает намеченного блага. Как показывает практика, результат деяний, к которым повелел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, может проявиться у внуков человека, выполняющего их, или же у последующих поколений. Наряду с тем, то, от чего отвращал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, разумеется, является злом. И это тоже общее правило для всех.
Еще одно качество Почтенного Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — он «…делает халалным (дозволяет) им благое-чистое и делает харамным (запрещает) им мерзости…»
Это также является общим для всех правилом. То, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сделал (объявил) халалным, является чистым. А чистое, без сомнения, полезно. А то, что Пророк Мухаммад сделал харамным, является запрещенным исламским шариатом, и все это представляет собой скверну, нечистое. А скверна является вредной. Ее вред может проявиться сразу же или через некоторое время. И возможно, что это проявится через несколько поколений. Поэтому, не вдаваясь в подробности, необходимо всегда избегать, сторониться того, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам объявил харамом.
Еще одно из качеств Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, которое в данном аяте всем объявляется через семьдесят представителей сынов Исраила — он «…снимает с них их бремя и оковы, которые были на них…»
До того, как Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам явился Посланником, различные строи и власти были тяжелой ношей на плечах народов и налагали оковы на их руки и ноги. Это происходило даже с обладателями божественных книг, посланников и шариатов, коими являлись сыны Исраила, и к которым эти слова были непосредственно обращены. К примеру, если на чью-либо одежду из сынов Исраила попадали нечистоты (наджас), то его одежда не считалась чистой, пока это место не вырезалось вовсе. Они должны были сжечь все вещи, которые захватывались как военные трофеи. На дверях согрешивших людей из сынов Исраила писали, что нужно сделать виновному человеку, чтобы его грех был прощен. Например, если записывалось, что нужно выколоть грешнику глаз, он сам выкалывал свой глаз. Бывали и более суровые приговоры. Изложенная в данном священном аяте благая весть стала явью и Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам явился Посланником, он убрал эти тяжелые ноши с плеч человечества и разбил оковы на их руках и ногах.
Приведем пример тому, как он был против избрания трудного пути в вопросах ибадата.
عَنْ عَائِشَةَ: أَنَّ النَّبِيَّ r دَخَلَ عَلَيْهَاوَعِنَدَهَا امْرَأَةٌ، فَقَالَ: «مَنْ هَذِهِ؟» قَالَتْ: فُلَانَةٌ،تَذْكُرُ مِنْ صَلَاتِهَا، قَالَ: «مَهْ، عَلَيْكُمْ بِمَا تُطِيقُونَ،فَوَاللهِ لَا يَمَلُّ اللهُ حَتَّى تَمَلُّوا، وَكَانَ أَحَبُّ الدِّينِإِلَى اللهِ مَا دَاوَمَ عَلَيْهِ صَاحِبُهُ». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّاالتِّرْمِذِيَّ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел к ней, у нее находилась некая женщина. Он спросил:
— Кто эта женщина?
«Такая-то», ответила она и начала говорить о ее намазе.
— Довольно! Вам надлежит придерживаться того, на что хватит вашей выносливости. Клянусь Аллахом, пока вы не посчитаете что-то затруднительным, для Аллаха это не будет затруднительным. Любимая религия для Аллаха та, в которой ее приверженец проявляет постоянство».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Когда мать правоверных Аиша радияллаху анха беседовала с одной женщиной, к ней вошел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда та женщина встала и направилась к выходу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил:
«Кто эта женщина?»
Мать правоверных Аиша радияллаху анха ответила «Такая-то», и стала восхвалять ту женщину, говоря о ее намазах.
Из других хадисов известно, что ту женщину звали Хавла бинти Тувайт ал-Асадийа радияллаху анха. Мать правоверных Аиша ответила на вопрос Пророка саллаллаху алайхи васаллам словами: «Это Хавла бинти Тувайт. Среди жителей Медины она больше всех совершает ибадат. Она не спит по ночам и совершает намазы». Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Довольно! Вам надлежит придерживаться того, на что хватит вашей выносливости. Клянусь Аллахом, пока вы не посчитаете что-то затруднительным, для Аллаха это не будет затруднительным. Любимая религия для Аллаха та, в которой ее приверженец проявляет постоянство».
Очевидно, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не одобрил то, что Хавла бинти Тувайт ал-Асадийа радияллаху анха совершает намазы все ночи напролет.
Он саллаллаху алайхи васаллам отверг это деяние, восклицанием «Довольно!»
Затем он излагает учения Ислама относительно этого дела: «Вам надлежит придерживаться того, на что хватит вашей выносливости».
То есть, если вы собираетесь совершать дополнительный ибадат, выбирайте то, на что хватит вашей выдержки, исходите из собственных возможностей. К примеру, если мусульманин кроме намазов фард и ваджиб хочет совершать еще и нафл намазы в качестве дополнительного ибадата, то ему следует учесть собственную выносливость. Пусть не мучает себя, бодрствуя всю ночь и совершая намаз подобно Хавле бинти Тувайт.
«Клянусь Аллахом, пока вы не посчитаете что-то затруднительным, для Аллаха это не будет затруднительным».
То есть если вы будете совершать ибадат подвергая себя мучениям, прилагая лишние усилия и воспринимая его обременительным, то для Аллаха это тоже будет обременительным — неприятным. Если вы будете совершать деяния, на которые у вас хватит сил и выносливости, то, сколько бы много усилий вы не прилагали в том, для Аллаха не будет обременительным воздавать вам соразмерные вознаграждения и савабы. Но если вы станете совершать их сверх вашей выносливости и способности, воспринимая при этом выполняемые деяния как обременительные и затруднительные, то вам же будет хуже.
«Любимая религия для Аллаха та, в которой ее приверженец проявляет постоянство».
Больше всего в деяниях религии Аллах любит то, в совершении которых человек проявляет постоянство. Нет пользы от деяния, которое вначале совершалось много, а потом было прекращено. Наоборот, польза в том, что постоянно и регулярно, пусть даже и мало.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t قَالَ: نَهَى النَّبِيُّ r عَنِالْوِصَالِ، فَقَالُوا: إِنَّكَ تُوَاصِلُ يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: «وَأَيُّكُمْ مِثْلِي، إِنِّي أَبِيتُ يُطْعِمُنِي رَبِّيوَيَسْقِينِي». فَلَمَّا أَبَوْا أَنْ يَنْتَهُوا عَنِ الْوِصَالِوَاصَلَ بِهِمْ يَوْمًا ثُمَّ يَوْمًا ثُمَّ رَأَوُا الْهِلَالَ، فَقَالَ: «لَوْتَأَخَّرَ الْهِلَالُ لَزِدْتُكُمْ»، كَالْمُنَكِّلِ لَهُمْ حِينَ أَبَوْا أَنْيَنْتَهُوا. وَفِي رِوَايَةٍ: «إِيَّاكُمْ وَالْوِصَالَ» مَرَّتَيْنِ،قِيلَ: إِنَّكَ تُوَاصِلُ، قَالَ: «إِنِّي أَبِيتُ عِنْدَ رَبِّييُطْعِمُنِي وَيَسْقِينِي، فَاكْلَفُوا مِنَ الْعَمَلِ مَاتُطِيقُونَ». رَوَاهُ الْأَرْبَعَةُ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от непрерывного поста (без разговенья). Тогда один из мусульман сказал:
— Но Вы сами держите непрерывный пост, о Посланник Аллаха!
Пророк алайхиссалам сказал:
— Кто из вас подобен мне? Поистине, ночью Аллах кормит и поит меня.
Когда же они отказались прекратить соблюдение непрерывного поста, он приказал им держать непрерывный пост один день, затем еще один день. Потом они увидели хилал (новолуние). Тогда он сказал им, как бы отчитывая за то, что они не согласились прекратить:
— Если бы хилал задержался, я непременно добавил бы вам».
В другой передаче хадиса сказано:
Он алайхиссалам дважды сказал:
— Остерегайтесь непрерывного соблюдения [поста].
Люди сказали:
— Вы же сами держите непрерывный пост.
Он сказал:
— Я ночую у моего Господа. Он меня кормит и поит. Возлагайте на себя те деяния, на которые у вас хватит выдержки».
Передали четверо.
В исламском шариате нет предписаний вне возможностей человека, нет обязательств, которые излишне отягощали бы его. В то же время, человеку не разрешается подвергать себя самоистязанию, совершать различные излишние деяния, которые он сам придумал и которые приводят к проблемам. В этом благородном хадисе мы видим пример подобного отягощения в отношении поста.
Некоторым людям, желающим совершать ибадат больше обычного, может показаться, что очень легко соблюдать пост от рассвета до заката. Постясь же несколько дней подряд, им кажется, что они совершили какой-то прекрасный ибадат. Через некоторое время после того, как пост был предписан фардом, Пророк саллаллаху алайхи васаллам вероятно подумал о таком же настроении среди мусульман и запретил им поститься несколько дней подряд без разговенья. Но сторонники непрерывного поста не желали уступать. Они напомнили Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о том, что он сам держит непрерывный пост, желая сказать этим, дескать, мы подумали, что в непрерывном посте есть какой-то секрет, раз Вы сами делаете это.
Тогда Пророк алайхиссалам пояснил им, что это свойственно только ему. И сказал, что даже когда он ничего не ест и не пьет в ночное время, то Аллах Сам питает его вдоволь едой и питьем.
По всей видимости, сторонники непрерывного поста не удовлетворились этим доводом и снова изъявили желание продолжить непрерывный пост. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам решил преподать им практический урок и начал держать с ними непрерывный пост. Но через два дня закончился месяц Рамадан и показалось новолуние — хилал месяца Шаввал, и Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Если бы не новолуние, я бы продолжил держать непрерывный пост и показал вам, к чему это может привести».
А итог, конечно же, не был бы хорошим. Вне сомнения, люди измучились бы, а их ибадат не был бы удовлетворительным.
В конце благородного хадиса поясняется, что не только в посте, но и в других деяниях человеку не следует усложнять себе жизнь, пытаясь делать что-то сверх своих возможностей.
Все должно быть в меру. А меру определяет шариат Аллаха. Раз так, то необходимо стараться целостно выполнять то, что указано в исламском шариате. А шариат велит не уменьшать и не увеличивать сверх меры. Ни в коем случае не следует забывать, что самые правильные деяния, самые правильные ибадаты указаны в нашем шариате.
عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ: أَنَّ مُعَاذَ بْنَ جَبَلٍ t،كَانَ يُصَلِّي مَعَ النَّبِيِّ r، ثُمَّ يَأْتِي قَوْمَهُ فَيُصَلِّيبِهِمُ الصَّلَاةَ، فَقَرَأَ بِهِمُ الْبَقَرَةَ، قَالَ: فَتَجَوَّزَ رَجُلٌفَصَلَّى صَلَاةً خَفِيفَةً، فَبَلَغَ ذَلِكَ مُعَاذًا، فَقَالَ: إِنَّهُمُنَافِقٌ، فَبَلَغَ ذَلِكَ الرَّجُلَ، فَأَتَى النَّبِيَّ r فَقَالَ: يَارَسُولَ اللهِ، إِنَّا قَوْمٌ نَعْمَلُ بِأَيْدِينَا، وَنَسْقِيبِنَوَاضِحِنَا، وَإِنَّ مُعَاذًا صَلَّى بِنَا البَارِحَةَ، فَقَرَأَالْبَقَرَةَ، فَتَجَوَّزْتُ، فَزَعَمَ أَنِّي مُنَافِقٌ، فَقَالَ النَّبِيُّr: «يَا مُعَاذُ، أَفَتَّانٌ أَنْتَ - ثَلَاثًا - اقْرَأْ: ﮋﭑ ﭒﮊ، وَﮋﮟﮠ ﮡ ﮢﮊ وَنَحْوَهَا». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху:
«Муаз ибн Джабал радияллаху анху совершал намаз вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, а затем возвращался к своему народу и возглавлял им намаз. Однажды он возглавил намаз (иша) и начал читать суру «Бакара». Один человек вышел из намаза, сам совершил легкий намаз и ушел. Когда весть об этом дошла до Муаза, он сказал “Поистине, он — мунафик”. Эти слова дошли до того человека. Он сказал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
— О Посланник Аллаха, мы народ, занимающийся ручным трудом. Мы поливаем посевы с помощью наших верблюдов-водоносов. Вчера Муаз возглавил нам намаз. Он читал «Бакару». Поэтому я вышел из намаза. А Муаз назвал меня мунафиком.
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам трижды произнес:
— О Муаз, неужто ты сеющий фитну?! Читай “Ваш шамси вад духахаа” и “Саббихисма Раббикал аълаа”».
Передал Бухари.
В этой истории мы видим, как Муаз ибн Джабал радияллаху анху подвергся сильной критике со стороны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам за то, что собственное усердие и старательность в намазе он возложил и на других. В жизни случаются подобные ситуации. У некоторых людей может быть чрезмерное увлечение и достаточное усердие в отношении какого-либо дела. Но такой человек не имеет права требовать у других, чтобы они тоже увлекались этим также, как и он. Он даже не имеет права заставлять свою супругу и своих детей выполнению этого дела.
Но люди, общества и организации, которые не знают о фикхе иститаъа, в подобных ситуациях мучают как самих себя, так и других. В результате происходят различные недоразумения, скандалы, конфликты, на головы людей обрушиваются беды. Потому что желание и решимость — это одно, а жизнь и ее реалии — совсем другое. Большинство несчастий, которые сегодня обрушиваются на головы мусульман, происходят именно по этой причине.
Сегодня, в век технического прогресса, при развитии науки и различных устройств, огромный мир стал похож, как выражаются некоторые знатоки, на маленькую деревню. Все видят и знают друг друга. Ни один человек не живет обособленно. Во всех сферах жизни все смешалось между собой. Все пекутся о своей выгоде и избегают вреда. Когда какое-либо государство или группа намереваются осуществить определенное дело, у них нет возможности принимать решения по собственному усмотрению. Напротив, теперь нужно сначала объяснять соседям, окружающим странам, что это не нанесет никому вреда. Становится необходимым согласовывать свои действия на территории определенной общины и определенного села с жителями этой самой общины и села, не говоря уже о значимых делах в масштабах государства, материка или всего мира. Если имам, подобно Муазу ибн Джабалу радияллаху анху, во время намаза иша станет читать суру «Бакара», то не только один человек, а все люди покинут джамаъат и сами совершат намаз отдельно, покороче.
Именно поэтому все мусульмане, все исламские общины и организации должны хорошо знать реальность, знать других, знать обстоятельства, силы и возможности, а также другие факторы относительно фикха иститаъа и следовать этим знаниям. Но никто не должен впадать в отчаяние от этого положения. Наоборот, следует быть активным, лидировать в решении жизненных проблем, какой бы она не была трудной, осуществлять на высоком уровне меры по планированию и организации, а также своевременно выполнять другие необходимые действия. Вместе с тем, иститаъа нужно понимать только в положительном значении, нельзя оправдать ею свою лень.
Обладатели божественных книг — ахлу китаб (люди книги) — христиане и иудеи.
Наджас — нечистоты, скверна, погань; в шариатском понимании — все материальные нечистоты, которые при соприкосновении с телом человека приводит в состояние ахдас — отсутствие омовения.
Нафл (نفل) — досл. «дополнительный»; добровольные дополнительные деяния, не относящиеся к фарду, ваджибу и сунне, выполнимые ради довольства Аллаха и получения саваба.
Сура «Бакара» — самая длинная из 114 сур в Священном Куръане.
Подразумеваются суры «Шамс» и «Аълаа».
Намаз иша — ночной намаз; (иша — «ночь») совершается в промежуток времени от поры, когда исчезает зарево заката и наступает ночь, до поры наступления раннего рассвета (фаджр).