При надлежащем подходе мирное
соглашение тоже великое достижение
В начале месяца Зулкаъда шестого года хиджры Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправился в путь с намерением совершить умру. Вместе с Пророком алайхиссалам на умру отправились 1400 мусульман из числа мухаджиров, ансаров и арабов Медины. Они облачились в ихрам и погнали перед собой скот для жертвоприношения, чтобы показать всем, что они следуют с благими намерениями — совершить обряд поклонения, а не воевать. Так, они добрались до окраины Худайбии. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказал людям расположиться здесь.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поместился, к нему прибыл Будайл ибн Варка ал-Хузаъи в сопровождении нескольких своих соплеменников. В беседе с Пророком алайхиссалам они спросили:
— С какой целью вы прибыли?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал им, что они прибыли не с войной, а с почтением к Байтуллаху, для паломничества. Послы вернулись к курайшитам и сказали:
— О курайшиты! Не торопитесь делать выводы о Мухаммаде. Он прибыл не для войны, а для паломничества к Байтуллаху.
Но курайшиты прогнали послов, клевеща на них, и заявили:
— Даже если он пришел без намерения воевать, клянемся Аллахом, что он не войдет сюда, переступив через нас. Мы не желаем переносить укоры от других племен арабов.
В процессе переговоров обе стороны обменялись послами, было достаточно много обсуждений и переговоров. Когда до Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дошла ложная весть о казни его посла, почтенного Усмана радияллаху анху, он сказал:
— Видимо, нам все же придется столкнуться с этим племенем, — и призвал людей совершить байъат . Все, кто был с ним в Худайбии, совершили байъат. Затем курайшиты отправили к Пророку алайхиссалам Сухайла ибн Амра, наказав ему: «Иди и заключи с Мухаммадом мирное соглашение с обязательным условием, что в этом году он не войдет к нам (в Мекку) и вернется обратно (в Медину), дабы арабы не говорили, что он вошел, применив силу».
Когда Пророк алайхиссалам увидел приближающегося Сухайла ибн Амра, он сказал:
— Похоже, Аллах облегчит наше дело (слово сухайл лексически означает «легкий», «облегчение», а амр — дело).
Также Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Судя по тому, что отправили этого человека, они, скорее всего, собираются заключить мир.
Сухайл пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Состоялись длительные переговоры, споры и в итоге был заключен мирный договор.
И вот, когда переговоры подошли к концу и оставалось только записать текст соглашения, Умар ибн Хаттаб вскочил с места, подошел к Абу Бакру и сказал:
— Разве он не Посланник Аллаха?!
Абу Бакр сказал:
— Поистине, он Посланник Аллаха!
Умар сказал:
— Разве мы не мусульмане?!
Абу Бакр сказал:
— Несомненно.
Умар сказал:
— Разве они не мушрики?!
Абу Бакр сказал:
— Несомненно.
Умар сказал:
— Так ради чего мы готовы терпеть унижение нашей религии?
Абу Бакр сказал:
— О Умар! Поистине, этот человек — Посланник Аллаха.
Умар сказал:
— Я тоже свидетельствую, что поистине, он — Посланник Аллаха.
Затем почтенный Умар подошел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
— О Посланник Аллаха! Вы — Посланник Аллаха?
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине.
Умар спросил:
— Мы мусульмане?
Он сказал:
— Несомненно.
Умар сказал:
— Разве они не мушрики?!
Он сказал:
— Несомненно.
Умар сказал:
— Так ради чего мы готовы терпеть унижение нашей религии?
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
— Я — раб и Посланник Аллаха. Я никогда не противлюсь Его воле, и Он никогда не оставит меня.
Позже почтенный Умар говорил: «Тогда я думал, что поступаю правильно. Потом, боясь и переживая за свои слова, я всегда раздавал милостыню, соблюдал пост, совершал нафл-намазы и освобождал рабов».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам позвал почтенного Али ибн Абу Талиба, чтобы тот записал соглашение, и сказал ему:
— Пиши, начав с «Бисмиллахир Рахманир Рахим» (Во имя Аллаха Милостивого Милосердного).
Но Сухайл сказал:
— Я не знаю таких слов, пиши «Бисмикаллахумма» (Во имя Твое, Аллах мой).
Пророк саллаллаху алайхи васаллам согласился и сказал:
— Пиши «Бисмикаллахумма».
Почтенный Али написал. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пиши: «Это соглашение, заключенное Посланником Аллаха Мухаммадом и Сухайлом ибн Амром...».
Тогда Сухайл сказал:
— Если бы я засвидетельствовал, что ты — Посланник Аллаха, я не воевал бы против тебя. Так что пиши свое имя и имя твоего отца.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пиши: «Это соглашение, заключенное Мухаммадом ибн Абдуллахом и Сухайлом ибн Амром...».
Так они договорились о следующем:
1. Не будет войны в течение десяти лет. Люди будут в безопасности и мире, воздерживаясь от нанесения вреда друг другу.
2. Тот, кто придет от курайшитов к Мухаммаду, будет возвращен.
3. Тот, кто придет от Мухаммада к курайшитам, не будет возвращен.
4. Тот, кто заключил соглашение с Мухаммадом, становится его союзником.
5. Тот, кто заключил соглашение с курайшитами, становится их союзником.
6. В этом году Мухаммад и сподвижники не войдут в Мекку и уйдут обратно.
7. В следующем году они придут и войдут, оставляя мечи в ножнах, и пробудут три дня. В это время мушрики временно покинут Мекку.
После того, как текст соглашения был записан, Пророк алайхиссалам сказал сподвижникам:
— А теперь вставайте, принесите в жертву животных и состригите свои волосы.
Никто не пошевелился. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повторил свое повеление трижды. Но никто даже не шевельнулся.
Пророк алайхиссалам, негодуя, зашел в шатер к Умму Саламе радияллаху анха и сказал:
— Это племя погибнет! Те, кто был до них, тоже погибли, не подчинившись своим пророкам.
Он рассказал, что люди не слушаются его и заблуждаются. Умму Салама встретила его с открытой душой, ласково. Она спокойно выслушала его слова и сказала:
— О Посланник Аллаха! Вы же знаете, как сильно любят Ваши сподвижники Благословенную Мекку, они так долго не посещали ее. Сейчас они были полностью уверены, что смогут войти в нее. Им очень тяжело вернуться, не совершив таваф Каъбы. Если так необходимо выполнение намеченного вами, вам следует выйти, и ничего не говоря никому, заколоть свои верблюды, предназначенные для жертвоприношения. Затем позовите парикмахера, пусть он пострижет Вас. Все встанет на свои места.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сам заколол верблюдов, предназначенных для принесения в жертву. Затем он позвал своего парикмахера и постригся.
Увидев это, почтенные сподвижники тоже встали и начали резать своих жертвенных животных, стали остригать волосы друг другу.
احرام ) — досл. «делать харамом — запретным»; войти в состояние ихрам, значит вознамериться на совершение хаджа и умры и начать эти поклонения. В состоянии ихрама становятся запретными некоторые действия, дозволенные до этого. Также ихрамом называется специальное одеяние, которое мужчины-паломники одевают во время хаджа и умры в мийкате (месте вступления в состояние ихрам). Ихрам-одеяние состоит из двух кусков чистой белой несшитой материи. Здесь подразумевается ихрам-одеяние.
Ихрам (Байъа(т) — досл. «купля-продажа». В шариате под словом байъат понимается обещание в подчинении Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это получило название байъат потому, что при этом человек взамен обещания о подчинении «выкупает» у Всевышнего Аллаха благое воздаяние — саваб. Как видно, здесь абсолютно не уместны понятия «присяга» или «клятва». Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов никто даже не задумывался о клятве при совершении байъата. Следовательно, часто встречающиеся русские переводы байъата как «присяга» или «клятва» являются серьезной ошибкой из-за незнания арабского языка и истории Ислама.
Мушрик — досл. «совершающий ширк»; человек (язычник, многобожник), который совершает ширк — придает кого-л. или что-л. в сотоварищи Аллаху.