Среда Шавваль 15 1445 | Среда апреля 24 2024

Всякий раз, когда речь заходит о куръаническом описании различных частностей астрономии, от западных критиков можно услышать, что в них нет ничего необычного, так как известные арабам важные астрономические открытия были сделаны европейцами. Это ошибочное утверждение зиждется на игнорировании исторических фактов. Астрономическая наука сложилась в арабском мире ещё задолго до ниспосланного откровения Куръана. Самые старые названия звёзд возникли среди людей, живших на Аравийском полуострове задолго до возникновения Ислама. Но ни одни научные знания доисламской цивилизации не описывали Вселенную лучше, чем это было сделано в Куръане. Из всего многообразия информации на эту тему остановимся лишь на некоторых фактах.



В то время, как Библия говорит о Солнце и Луне как о двух светилах, отличающихся только размером, Куръан различает их, используя также термины – «свет» (nuur) для Луны и «светильник» (siraaj) для Солнца. «И построили над вами семь твердей, и сделали пылающий светильник» (сура «Ан-Наба», аят 12, 13).

Слово «звезда» – najm (الثَّاقِبُالنَّجْمُ), «Звезда пронизывающая» (сура «Ат-Тарик», аят 3) сопровождается прилагательным «thaaqib» – горение, пронизывание светом тьмы. Много позже было обнаружено, что в отличие от планет, звёзды, подобно Солнцу, действительно излучают свой собственный свет. В Куръане другое слово – «kawkab» – используется для планет, сияющих отражённым светом.

إنا زينا السماء الدنيا بزينة الكواكب

«Мы ведь украсили небо ближайшее украшением звёзд» (сура «Ас-Саффат, аят 6).

Сегодня хорошо известны законы, которым подчинена небесная «механика». Галактики уравновешены чётко определённым положением звёзд и планет на орбитах, сформированных гравитационными силами и скоростью движения. Разве не это описывает Куръан, ставшее понятным только в современную эпоху:

«Он – тот, который создал ночь и день, солнце и месяц. Все по своду плавают» (сура «Ал-Анбийя», аят 33).

Арабское слово «yasbahun» означает движение, порождаемое другим движущимся телом, как, например, при работе ног во время бега. К небесному телу применим такой перевод – «путешествовать благодаря собственным движениям».

Куръаническое описание последовательности дня и ночи самодостаточно потому, что использует термины, употребляемые по сей день. «Он истинно сотворил небеса и землю. По Его воле день покрывает ночь, а ночь покрывает день. Он подчинил Своей власти солнце и луну. У каждого из них – круговорот в определённый срок. Он – великий, прощающий» (сура «Аз-Зумар», аят 5). В Куръане используется глагол «kawwara», описывающий смену дня и ночи. Более глубокий смысл этого глагола – «обёртывание тюрбана вокруг головы». Это вполне корректная метафора для того времени, нашедшая истинность с освоением Космоса, когда, побывав на Луне, человек смог наблюдать со стороны вращение Земли вокруг своей оси и то, как её тёмная часть обёрнута светом, а светлая сторона окружена тьмой.

Устремление солнца красочно описано в Куръане:

وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَّهَـا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ

«И солнце течёт к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого!» (сура «Ясин», аят 38). В переводе с арабского «mustaqarr» подразумевает движение к определённому месту в конкретное время. Современная астрономия подтверждает, что Солнечная система действительно движется в пространстве со скоростью около 20 км в секунду и направлена в конкретную точку, расположенную в созвездии Геркулеса. Астрономы даже дали ей название Солнечный апекс (пик).

Следующие слова из Куръана относятся к одному из самых впечатляющих открытий современной науки – расширению Вселенной. «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем» (сура «Аз-Зарият», аят 47). Расширение Вселенной впервые было научно обосновано в теории относительности Эйнштейна и подкреплено астрофизическими расчётами. Регулярное смещение галактического излучения в красную часть спектра объясняет удаление галактик друг от друга. Таким образом, Вселенная представляется постепенно увеличивающейся.

К достижениям современной науки по праву относится «завоевание» космического пространства. Прогнозирование этого события, безусловно, просматривается в следующих словах Куръана: «О сонмище джиннов и людей! Если вы в состоянии проникнуть за пределы небес и земли, то проникайте. Но вы не проникнете [туда], кроме как с помощью мощи и силы, а их у вас нет, и вы этого не сможете» (сура «Ар-Рахман», аят 33). Космические путешествия могут исходить только от Творца, который управляет Вселенной и законами движения в её пространстве. Куръан призывает человечество познать великодушие Аллаха.

Куръаническая и библейская концепции Сотворения Мира значительно отличаются друг от друга. Несмотря на это некоторые западные «аналитики» продолжают искать сходство между этими двумя Книгами. Главный их аргумент указывает на то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) перенял основные идеи из Библии. Конечно, мы можем сравнивать шесть дней творения по Библии, плюс день отдыха в субботу во имя Бога, с соответствующими словами Куръана: «Поистине, Господь ваш – Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней» (сура «Ал-Араф», аят 54). Тем не менее, следует отметить, что арабское слово «ayyam» («дни») в этой суре должно интерпретироваться, скорее, как «длительный период» или «эпоха», а не 24-часовой промежуток времени.

Принципиально важно и то, что, в отличие от текста Библии, Куръан не устанавливает чёткую последовательность создания тверди и небес, из него явствует, что эволюция небесного и земного происходила одновременно. Только в Куръане содержится информация относительно существования исходной газовой смеси (dukhaan) и описание элементов, которые были вначале перемешаны (ratq), а впоследствии разделились (fatq).

Эти идеи так выражены в Куръане: «Потом обратился Он к небесам – а они были дымом…» (сура «Фуссилат», аят 11). «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили всё живое из воды?» (сура «Ал-Анбийа», аят 30). По данным современной науки, разделение первозданной материи привело к образованию множества вселенских миров. Об этом десятки раз упоминается в Куръане, начиная с самого начала священной Книги: «Хвала Аллаху, Господу миров» (сура «Ал-Фатиха», аят 1). Эти сведения из Куръана полностью согласуются с современными представлениями о существовании первозданной туманности (галактической пыли), с последующим разделением элементов, образованием галактик и звёзд, рождением планет.

В Куръане существует описание рождения промежуточного пространства между небом и твердью: «[Он] – Тот, кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней…» (сура «Ал-Фуркан», аят 59). Это промежуточное созидание соответствует современным открытиям мостиков вещества, которые присутствуют повсюду вне организованных астрономических систем. Происхождение их в процессе расширения материи (после «Большого взрыва») основано на образовании под действием собственного гравитационного поля «конденсата» в «небольших» облаках (протогалактиках). И наша Земля происходит от некогда единого газо-пылевого облака, центром которого стала собственная звезда – Солнце. Так правота Куръана подтверждается наукой спустя многие века после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Иван Муткогло

 

 

 

Самое читаемое

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...

Обрел вечное счастье...

Это случилось в наши дни,...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...