Пятница Рамазан 19 1445 | Пятница марта 29 2024

КАЧЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ 
«ВЫЛЕТАЮЩИМ» ИЗ РЕЛИГИИ

Ученые-мухаддисы (ученые науки о хадисах)[1] в своих сборниках хадисов под заглавием «О хариджитах и “вылетающих” из религии людях» приводят множество хадисов, помимо рассмотренного выше. В этих хадисах Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам предрекает появление в будущем некоторых нежелательных категорий людей и общин среди своей уммы. Предостерегая мусульман, он упоминает их качества. В то же время это является призывом к мусульманам быть осмотрительными и остерегаться этих качеств.

Здесь хотелось бы оговорить, что в преданиях некоторые детали могут повторяться, и что это не является стилистической ошибкой, а связано с тем, что хадисы были сказаны в различных обстоятельствах, в разных местах и в разное время. И поскольку мы изучаем здесь значения всех этих преданий вместе, в рамках одной тематики, нам придется цитировать их тексты целиком, потому что они взаимодополняют друг друга новыми деталями.

А потом, при изучении аргументов и фактов, для доказательства их весомости, один и тот же хадис приводится повторно, когда он передан еще и от других равийев (рассказчиков хадиса) или другим мухаддисом. То есть повторение хадиса с идентичным текстом по другой цепочке передатчиков подкрепляет первый. Например, хадис, который передан и имамом Бухари, и еще одним мухаддисом, будет считаться более весомым, чем тот, который передал только имам Бухари, и так далее. Надеемся, что уважаемый читатель примет во внимание эти соображения и не сочтет за тягость некоторые повторы.

Имам Муслим и Абу Давуд передают от Абу Зарра радияллаху анху:

عَنْ أَبِي ذَرٍّ ، قَالَقَالَ رَسُولُ اللهِ» :إِنَّ بَعْدِي مِنْ أُمَّتِي -أَوْ سَيَكُونُ بَعْدِي مِنْأُمَّتِيقَوْمٌ يَقْرَءُونَ الْقُرْآنَ، لاَ يُجَاوِزُحَلاَقِيمَهُمْ، يَخْرُجُونَ مِنَ الدِّينِ، كَمَايَخْرُجُ السَّهْمُ مِنَ الرَّمِيَّةِ، ثُمَّ لاَ يَعُودُونَفِيهِ، هُمْ شَرُّ الْخَلْقِ، وَالْخَلِيقَةِ. «

فِي رِوَايَةِ أَبِي دَاوُدَ»: سَيَكُونُ فِيأُمَّتِي اخْتِلاَفٌ وَفُرْقَةٌ، قَوْمٌ يُحْسِنُونَالْقِيلَ، وَيُسِيئُونَ الْفِعْلَ، يَقْرَءُونَ الْقُرْآنَ،لاَ يُجَاوِزُ تَرَاقِيَهُمْ، يَمْرُقُونَ مِنَ الدِّينِمُرُوقَ السَّهْمِ مِنَ الرَّمِيَّةِ، لاَ يَرْجِعُونَحَتَّى يَرْتَدَّ عَلَى فُوقِهِ، هُمْ شَرُّ الْخَلْقِ،وَالْخَلِيقَةِ، يَدْعُونَ إِلَى كِتَابِ اللهِ، وَلَيْسُوامِنْهُ فِي شَيْءٍ.«

 

Передается от Абу Зарра радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Поистине, после меня из моей уммы или в будущем, после меня, из моей уммы будут люди. Они будут читать Куръан, но он (Куръан) не пройдет дальше их глоток. Они вылетят из религии подобно стреле, вылетевшей из дичи насквозь. Потом они не возвратятся в нее. Они — худшие из людей и тварей».

Словами Абу Давуда сказано:

«В будущем среди моей уммы будут разногласия и раскол. Будет община, которая приукрасит слова и исказит деяния. Они будут читать Куръан. Но он не пройдет дальше их глоток. Они стремительно вылетят из религии подобно стреле, вылетевшей из дичи насквозь. Не вернутся, пока стрела не возвратится в свое гнездо (седло) на тетиве. Те — худшие из людей и тварей. Они призывают к Книге Аллаха, тогда как в них самих нет ничего от нее».

Имам Тирмизи передает от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَسْعُودٍ ، قَالَقَالَرَسُولُ اللهِ»: يَخْرُجُ فِي آخِرِ الزَّمَانِ، قَوْمٌأَحْدَاثُ اْلأَسْنَانِ، سُفَهَاءُ اْلأَحْلاَمِ، يَقْرَءُونَالْقُرْآنَ، لاَ يُجَاوِزُ تَرَاقِيَهُمْ، يَقُولُونَ مِنْ قَوْلِخَيْرِ الْبَرِيَّةِ، يَمْرُقُونَ مِنَ الدِّينِ كَمَا يَمْرُقُالسَّهْمُ مِنَ الرَّمِيَّةِ

 

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ближе к концу света появятся молодые, несмышленые люди. Они будут читать Куръан, но он не пройдет дальше их глоток. Они говорят лучшие речи людей. Они вылетят из религии подобно стреле, вылетевшей сквозь дичь».

Действительно, в другой передаче этого хадиса от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказано, что описание народа, который будет читать Куръан, но он не пройдет дальше их глоток, и который вылетит из религии подобно стреле сквозь дичь, является описанием хариджитов как из харуритов (из селения Харуро), так и других хариджитов.

Из этого предания мы понимаем, что к хариджитам относятся не только те смутьяны, которые собрались в селении Харуро во времена почтенного Али радияллаху анху, но и те, что появятся впоследствии. Именно по этой причине наши ученые называют хариджитами нашего времени те группы людей, у кого прослеживаются вышеупомянутые качества.

Вышеперечисленные хадисы ученые-мухаддисы приводят в своих сборниках в главах о фитнах. С древних времен мусульмане всей душой заботились о том, чтобы не стать похожими на людей, описанных в этих преданиях. При обнаружении у себя схожих качеств, незамедлительно приступали к их устранению.

Перечислим некоторые из упомянутых выше в преданиях негативные качества, присущие к хариджитам.

1. Они много читают Книгу Аллаха, но она не проходит дальше их глоток.

2. Они вылетают из религии словно стрела, вылетевшая сквозь дичь.

3. Одним из наиболее заметных их качеств является то, что они относятся непочтительно к мусульманским предводителям, ученым и просвещенным людям, и своими несостоятельными претензиями стараются нанести урон их авторитету.

4. Они казнят людей Ислама и оставляют идолопоклонников.

5. Они говорят красиво, но поступают неправильно. Другие о религии, духовности, набожности и преданности может, и не могут выразиться так, как они. Но у приверженцев фитны есть только слова, а деяний нет. Они отличаются тем, что в делах они не следуют своим же словам.

6. Они призывают к Книге Аллаха, тогда как у самих ничего от нее нет.

Они плохо знают Куръан. Но чтобы показать себя, они неустанно призывают к строгому следованию Куръану. Однако сами его не соблюдают.

7. Когда харуриты выступили против почтенного Али радияллаху анху, они сказали: «Нет другой власти (судейства), кроме как власти (судейства) Аллаха!». Тогда почтенный Али сказал: «Истинными словами подразумевался батил (несостоятельное)! Устами они говорят истину, но она не проходит дальше их глоток».

8. Они чинят смуту, задавая каверзные вопросы о всяком из Куръана, как то делал Сабийг ал-Ираки во времена Умара ибн Хаттаба радияллаху анху.

9. Они говорят самые лучшие слова людей. Тем самым привлекают к себе внимание очень многих людей.

10. Они молоды. То есть в новоявленных течениях и группах, которые появились в последнее время и доставляют беспокойство мусульманской умме, большинство составляет молодежь.

12. Их разум слаб. Из-за скудности знаний и недостатка опыта они оказываются отнюдь не на вершине мудрости.

Вышесказанное дает нам возможность получить хоть частичное представление об облике личности, которая «вылетит» из религии. Если приглядеться внимательнее, в появляющихся в последнее время партиях, хизбах, общинах, организациях и других течениях действительно наблюдаются те или иные признаки, о которых мы упомянули выше.

Наши предки тщательно изучали эти отрицательные качества и прилагали все имеющиеся у них возможности для того, чтобы избежать проявления таких качеств, и всегда старались держаться подальше от людей, обладающих такими качествами.

 

 

 



[1] Хадис — досл. «разговор», «рассказ»; под хадисом понимаются слова, высказанные Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В терминологии улемов хадис состоит из высказываний, действий и признаний (икрар), отнесенных к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Мухаддис это ученый, обладающий глубокими знаниями в области хадисоведения, занимающийся риваятом и дираятом в науке о хадисах. Риваят — определение личности, от которой передается хадис. Дираят — это изучение знаний, исходящих из контекста хадиса. Равий — рассказчик хадиса, который стоит в начале цепи всех передававших этот рассказ людей.

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

От Сьюзи Бакенбороу

Будучи практикующей христианкой почти 16...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...