Четверг Шавваль 16 1445 | Четверг апреля 25 2024

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ ДОБРА

Так уж получилось, что, вернувшись на Родину, после недлительного пребывания автор этих строк вскоре вновь отправился в рабочую поездку. После того, как это повторилось несколько раз, мне передали, что несколько правоверных женщин обратились к членам моей семьи с просьбой встретиться со мной. Из их слов стало ясно, что у людей, общавшихся со мной во время моего пребывания дома, меняются взгляды в положительную сторону. Поэтому они просили меня как можно дольше оставаться на Родине во благо большинству.

Постепенно в процессе общения на встречах и в беседах, наряду с различными темами все чаще стали затрагиваться вопросы о религиозных группах, партиях и течениях. Многие люди, не представившись, расспрашивали о проблемах, сути которых они сами не смогли понять. Некоторые родители приводили детей и просили наставить их. Иногда рядовые мусульмане задавали вопросы, которые они не смогли разрешить в спорах с людьми, относящимися к тем или иным группам, партиям или хизбам. Также стали обращаться со своими вопросами и алимы.

Думаю, будет небесполезным процитировать здесь вопрос, заданный группой ученых людей, приехавших из Самарканда, и данный мной на него ответ.

Гости рассказали о том, что возвращаются из поездки в Ферганскую долину, где навестили братьев по вере, вместе с которыми они раньше изучали религию. Во время беседы они задали вопрос примерно такого содержания: «Эти наши братья, будучи сведущими в религиозных науках, сначала присоединились к известной на то время религиозной группе. Потом, когда появился «Хизбут тахрир», они последовали и за ними. Видать, если появится еще что-то другое, наверняка они и его не обойдут. В чем же кроется причина этого?».

Такой вопрос был задан мне впервые. Прося помощи у Аллаха, я попытался ответить по мере своих возможностей, и сказал следующее: «Очевидно, вы изучали Ислам без определенной системы или порядка. Вы в основном довольствовались изучением арабского языка, переводом некоторых книг, относящихся к арабской литературе, в частности, пропагандистских книг, где описаны преимущества исламской культуры. Также поверхностно изучали разве что некоторые книги тафсира или такие сборники хадисов, как «Мишкат».[1]К сожалению, не было системного изучения основополагающих первоисточников исламской религии, книг мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа и литературы по фикху соответствующего мазхаба. Поэтому ваши знания оказались без фундамента. Следование в любую сторону без разбора происходит именно от этого».

Удовлетворившись ответом, гости расспросили о соответствующих книгах, с которыми необходимо ознакомиться, и уехали с обещанием обязательно изучить их.

Постепенно люди, примкнувшие было к разного рода партиям, группам и хизбам, стали отходить от них. И привыкли обращаться ко мне, когда возникали вопросы.

Между тем вышла моя первая книга из цикла «Хадисы и жизнь».[2] Для многих это стало событием. Прочитав ее, многие мусульмане стали высказывать слова благодарности. А некоторые из них даже объявили, что, поразмыслив над сведениями, приведенными в книге, отреклись от той или иной группы или религиозной партии, к которой они примкнули. Для автора же книги,  нахождение верного пути хотя бы одним единоверцем, являлось великим благом, за которое надлежит возносить благодарения Всевышнему Аллаху.

Судя по влиянию книги на мысли и взгляды людей, несмотря на отсутствие в ней хотя бы слова о течениях, партиях или хизбах, нетрудно понять, насколько люди жаждут объективного, истинного исламского знания. Следовательно, ученым необходимо прилагать усилия по доведению до мусульманских масс исламского учения всеми доступными способами и средствами.

Позже, по просьбе и с помощью множества доброжелателей, была издана небольшая книга «О разногласиях».[3] Книга не оставила равнодушным никого, кто прочитал ее, и вызвала несопоставимый с объемом книги большой резонанс в обществе.

Нашлись и те, кто, внимательно прочитав книгу, остался довольным, и те, кто ругался, не пролистав и нескольких страниц. Были и те, кто остался равнодушен, и те, кто призывал не читать эту книгу вообще. Но, слава Аллаху, довольных было большинство.

Однажды в пору намаза фаджр[4] я работал над очередной книгой. Мне сообщили, что звонит незнакомец. Я попросил соединить нас. Человек на том конце провода поздоровался и с заметным волнением в голосе сказал:

— Я только что прочитал вашу книгу “О разногласиях” и вот, сразу звоню Вам. Думаю, будь эта книга издана несколько раньше, возможно, не было бы взрывов девяносто девятого года[5] и многих других неприятностей…».

Он стал излагать свое мнение о том, как много пользы получают мусульмане от этой книги. Утреннюю беседу мы закончили взаимными лестными словами.

Повесив трубку, я надолго задумался. В голове пронеслись различные эпизоды многих других бесед на эту тему. Это еще раз напомнило мне, насколько велика ответственность перед мусульманами! Я осознал, что нам все же предстоит очень многое сделать, чтобы оправдать их доверие, надежды и в душе еще крепче утвердилось это намерение.

Противники книги «О разногласиях» на самом деле являлись героями приведенных в ней примеров разногласий. Поскольку эта категория состояла из людей, не обладающих знаниями, они и книге противились не по-научному. До меня доходили обрывки их высказываний относительно книги.

Однажды кто-то прикрепил два листа бумаги на воротах моего дома. На этих листах безграмотно и небрежно было написано, дескать, разногласия среди мусульман возникают в основном из-за улемов, в числе которых раскол среди людей внес и я своей книгой «О разногласиях».

Когда я рассказал об этом послании нашим уважаемым улемам, некоторые из них сказали: «Слова людей о том, что книга «О разногласиях» стала причиной разлада среди мусульман, относительно правдивы. Ибо эта категория людей считает мусульманами только себя. Сейчас эта книга внесла большой раскол в их среде. Они стали непрестанно ссориться между собой». Эти слова улемов подтвердили и другие.

Однажды я беседовал с посетителями и отвечал на их вопросы. Мне сообщили, что пришли трое и просят разрешения войти. С согласия собеседников я пригласил их. После приветствий старший из них сказал, что они пришли проведать меня и заодно выразить искреннюю благодарность за книгу «О разногласиях». Вместе с тем, он рассказал историю, участником которой стал сам:

«Эта книга решила многие проблемные вопросы, над которыми мы очень часто задумывались. Именно эту книгу Всевышний Аллах сделал причиной разрешения противоречий. Но нелегко, как оказалось, наставить человека на истинный путь, если не поможет Сам Аллах. Некоторые люди до сих пор не хотят понять истину. Как уцепились за невежество, так и продолжают жить. Мы обратились к старшим из них со словами: «Друзья, так вы, оказывается, морочили нам голову всякими небылицами?! Говорили, что к высказываниям представителей ханафитского мазхаба нет ни единого аргумента ни в Куръане, ни в Сунне. Наоборот, судя по этой книге, у этого мазхаба вообще нет ни одного неаргументированного слова. Каждое высказывание сопровождается доказательствами из Куръана и Сунны». А он не ушел дальше того, как твердить свою старую чепуху. Тогда я сказал: «Сейчас ты категорически не слушаешь музыку, говоришь, что это харамно. Но ведь вспомни, раньше мы с тобой слушали ее вместе». Он говорит: «Да, слушали, потому что были в невежестве». «Даже если и так, ведь ты наслаждался ею, нет? Но сейчас я хочу спросить тебя о другом. Скажи, какую ты музыку слушал?» Он ответил: «Перестань ворошить прошлое». Тогда я говорю: «Если ты не скажешь, скажу я: и тогда ты слушал только иностранную музыку, наша музыка тебе никогда не нравилась. Да, не понимая смысла слов, ты все равно ходил, искал и слушал именно «зарубежку». И сейчас ты остался таким же, каким был. Тебе по душе те слова об Исламе, которые приходят только из-за границы. Что бы это ни было, правильно это или нет, главное, чтобы было из-за границы».

Так он закончил свой рассказ.

Всем сидящим пришлись по душе его разумные слова. Я объяснил, что если мы будем продолжать прилежно изучать нашу религию, разногласия и споры сами по себе исчезнут. Наряду с тем, некоторые люди хронически страдают «болезнью» противоречить всем. Они взяли себе ремеслом жить соответственно правилу «Хочешь обрести известность — поступай вопреки и вступай в разногласия». Мусульмане смогут определять таких зачинщиков разногласий и не пойдут у них на поводу, перестанут слушать их доводы.

Во время беседы с навестившими меня дома людьми, молодой человек сообщил, что он прибыл из деревни, расположенной недалеко от одного из областных центров — односельчане собрались и попросили его поехать ко мне и передать от имени всего села огромную благодарность. Они благодарили за выпущенные книги, и в частности, за книгу «О разногласиях».

Молодой человек рассказал, что после прочтения этой книги разногласиям между односельчанами был положен конец. Все они теперь вместе дружно совершают поклонения. Вместе с тем жители этого села изъявляли через молодого человека свою готовность оказать мне при необходимости посильную помощь. Один из них, как оказалось, хорошо разбирается в компьютерах и он выразил готовность набирать тексты моих книг, если они находятся в рукописном виде.

В одной из областей республики состоялась внеплановая встреча. Речь пошла о книгах и их воздействии на людей. Касательно этого мне рассказали про один случай. Говорил один из непосредственных участников истории. Суть такова:

«В правоохранительные органы был приведен молодой человек по имени Сабирджан, он подозревался в принадлежности к партии «Хизбут тахрир». У него обнаружили целый мешок книг и листовок. Сотрудник спецслужб, допрашивавший его, применил неординарный метод. Он спокойно поговорил с Сабирджаном, а затем, оставив ему чайник с чаем и книгу “О разногласиях”, которую сам прочитал за три дня до этого, запер в помещении и занялся своими делами. Спустя некоторое время, Сабирджан постучал в дверь, зовя охранника. Когда открыли дверь, молодой человек заявил:

— Я понял свою ошибку. Дайте мне бумагу, я напишу заявление о том, что отрекаюсь от “Хизбут тахрир”.

Написав заявление, он впал в долгое раздумье. Когда спросили, о чем он так задумался, молодой человек сказал:

— Я переживаю за своих друзей. А как же они? Они так и останутся в заблуждении?

История закончилась тем, что Сабирджан назвал имена и адреса своих товарищей, и они тоже побывали в этом ведомстве. После нескольких часов уединения дело их также завершилось стуком в дверь и написанием заявлений об отречении от “Хизбут тахрир”.

Сейчас Сабирджан и его товарищи на свободе. Они чистосердечно совершают свои ибадаты и, как отмечается, не приемлют никаких религиозных течений и групп».

Однажды ко мне зашел один из моих учеников по имени Анварджан, неразговорчивый, смышленый молодой человек. После приветствия он, улыбаясь, сказал:

— Сегодня я стал свидетелем интересной беседы.

Я сказал:

— Вы всегда становитесь свидетелем интересных бесед, какой оказалась сегодняшняя?

— Невольно стал свидетелем одной беседы. Там о Вас говорили не очень пристойные слова. Я нарочно спросил: “А кто это такой? Что плохого он вам сделал?”. Один из них ответил: «Это очень нехороший человек. Один из наших наставников встречался с ним, побеседовал пару раз. А теперь объявил, что вышел из хизба и сидит дома», — сказал Анварджан, улыбаясь.

Таких разговоров и историй, предвещающих положительные сдвиги, становилось все больше на каждом шагу. Всем ясно, что с ростом религиозной грамотности мусульман разногласий становится все меньше и меньше. Люди уже достигли такого уровня, что стали понимать разницу между истинной религией и всякими течениями, группами и партиями. Мы должны быть безмерно благодарны Всевышнему Аллаху за то, что этот благой процесс начался, и мы должны прилагать усилия для его ускоренного прогрессирования.

 

 



[1] Подразумевается книга (сборник хадисов) Мухаммада ибн Абдуллаха ал-Хатиба Табризи «Мишкатул масабих».

 

[2] Серия книг «Хадисы и жизнь» ― комментарии к сборнику хадисов ― фундаментальному трудуизвестнейшего шейха Мансура Али Насифа «ат-Таджул джамиъ лил усул фии ахадисур расул» ипредставляет собой многотомный (39 джузов) энциклопедический труд, подобный которому, какоценивают специалисты, не издавался за последние триста лет.

 

[3] Книга «О разногласиях» по сути является первым изданием из трудов автора,рассматривающим проблемы разногласий, которые имели место среди мусульман УзбекистанаВпоследствии, когда появились новые виды разногласий, книга была дополнена обширнымисведениями и издана под названием «Разногласияпричины и решения».

 

[4] Фаджр (فجر) — «первый свет, раскалывающий ночную мглу», «что означает конец ночи иначало рассвета»; намаз фаджр (рассветный или утренний намазсовершается в промежуткевременикоторый длится от наступления фаджра — начала рассвета(то есть с появления наночном горизонте светлой полосыдо появления верхнего края диска солнца.

 

[5] Имеются в виду террористические акты, совершенные в Ташкенте в 1999 году.

 

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Деяния - только...

Все мы знаем, что без...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

Американский пастор пригрозил...

Пастор из Флориды Терри Джонс...