Как мы понимаем «васатыю»

 

На упомянутой научной конференции, прошедшей в Кувейте в 2005 году, участники рассказывали о том, как они проповедуют идеи «васатыйи» в своих странах. Был затронут вопрос о переводе слова «ал-васатыя», и стало ясно, что оно не может быть однозначно переведено на другие языки. Некоторые предлагали написание слова «васатыя» таким, как оно звучит на арабском, с последующим добавлением наиболее близкого по значению слова в скобках.

На вопросительные взгляды и обращения собеседников я отметил, что перевод слова «васатыя» как «умеренность» грешит тем, что «умеренность» является переводом арабского слова «иътидал». Кроме этого, я высказал следующие соображения:

«Куръан, ниспосланный Аллахом, является чудом. Каждое его слово имеет свое особое значение, и это слово использовано в нужном месте. Если вместо одного слова будет использовано другое либо поменяются места слов, может быть искажено его значение. Точно также и со словом «васат», приведенным в аяте. Если обратиться к значению этого слова, мы увидим, что оно означает «средний», «умеренный», «правильный», «справедливый», «самый лучший».

Однако если мы заменим использованное в аяте слово «васат» только одним из вышеперечисленных слов, смысл не будет полным, поскольку «васат» заключает в себе и выражает их общее значение. Например, если вместо слова «васат» мы используем слово «умеренный», то такие значения, как «средний», «правильный», «справедливый» и «самый лучший» будут утрачены. То же самое будет и при использовании одного из других слов. Следовательно, нужно сначала разъяснить значение слова «васат», а далее использовать его без перевода».

Значение и описание слова «васатыя»

 

 

Слово «васатыя» происходит от арабского корня «васат» и имеет обширное толкование в словарях. В частности, в своем известном толковом словаре «Сихах» имам Исмаил ибн Хаммад ал-Джавхари приводит следующее: «Васат – это самое правильное и справедливое в каждой вещи» (3-том, стр.1167).

Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Дурайд ал-Азди в своей книге «Джамхаратул Лугати» пишет:

«Васат» – это середина всякой вещи. Если говорят, что кто-то из «васата» такого-то рода, то это означает, что он – коренной представитель этого рода. «Васат» сережки означает самое ценное ее место, где прикреплена ее драгоценная жемчужина. «Васат из людей» означает лучшего из них» (3-том, стр.29).

Ахмад ибн Мухаммад ибн ал-Файюли в своей книге «Ал-мисбахул мунийр» пишет: «Слово «васат» означает умеренный».

Великий ученый Мухаммад ибн Яъкуб Мухаммад Ферузабади в своей книге «Ал камус ал мухийт» пишет: «Васат» – это самое справедливое и самое лучшее в каждой вещи» (стр.893).

Определение васатыйи:

Доктор Ахмад Умар Хашим в своей книге «Васатият-ул Ислами» дает следующее толкование:

«Васатыя» есть такое состояние личности, при котором она надежно защищена от преувеличения и преуменьшения установленных ей пределов. Другими словами, оно состоит в равновесии между двумя сторонами, не позволяющем одной превзойти другую и сохранить справедливость. При ней (васатыйе) отсутствует превышение границ или допущение недостатка, не может быть слишком жесткого или очень мягкого отношения. Напротив, нужно следовать к наиболее предпочитаемому, справедливому, лучшему и совершенному».

Выдающийся ученый шейх Юсуф Абдуллах Кардави в своей книге «Хасаисул аамма лил Ислам» дает следующее толкование «васатыйи»: «Вместо слова «васатыя» также существуют случаи использования слова «равновесие». Таким образом, выражается среднее и справедливое положение между двумя противоположностями. Так, чтобы влияние одного не свело на нет второе, чтобы одна сторона не превысила установленное для нее, не превзошла противоположную и не поглотила ее.

При использовании выражения «противоположные стороны» имеются в виду такие понятия, как духовность и материя, индивид и общество, реальность и фантазии, твердость и бессилие. Установление между этими противоположностями васатыйи – баланса, равновесия – возможно при условии предоставления каждой из них равных требуемых возможностей, а также недопущения нанесения ущерба, превышения ограничений, чрезмерной жесткости и мягкости» (стр.115).

Член ряда Академии исламского фикха, известный исламский правовед доктор Вахба Мустафа Зухейли в своих статьях на тему «Ал-маалим ваз-завабити фии мафхуми васатыя» дает следующее толкование: «Васатыя» подразумевает умеренность в вере, поведении, устоях, общении и нравственности. Ислам, являясь религией умеренности, не позволяет ни в одном из своих положений отклонений или превышения рамок. Это означает, что в Исламе нет фанатизма, однобокости и неестественности в вере, а также чрезмерной жесткости либо мягкости».

Один из кувейтских ученых шейх Ахмад Хусейн Ахмад Мухаммад в своем научном труде «Ал васатыя ва хазаратул Ислами» говорит о васатыйе следующее:

«Васатыя – это не одно из качеств Ислама, которое могло бы быть воспринято или не воспринято мусульманами. Васатыя – это и есть сам Ислам, а Ислам – это васатыя. Почему?

Васатыя – это гармония в мирских и духовных делах. Это не преувеличение и не преуменьшение. Васатыя – это справедливость и умеренность. Это и не кипение и не лень, поскольку «васат» – это одинаковое отдаление от границ, это центральная точка круга. Это понятие принято использовать для качеств, заслуживающих похвалы и свободных от преувеличения или преуменьшения.

Васатыя – это прямота и неотступность с правильного пути и в идеях, и в поведении. Васатыя – это «сыратул мустаким» (прямой путь).

Васатыя – это благополучие, охраняемое место благополучия».

Нам есть что сказать об этом и от себя. Хотя слово «васатыя» и используется в Священном Куръане, в наших старых книгах его нелегко найти. Вместо него использовались такие слова и выражения, как умеренность, середина, скромность. Однако васатыя является понятием, обобщающим все указанные значения. Поэтому использование этого слова и представляется целесообразным.

 

Необходимо обратить внимание еще на один момент. Все учение Ислама и нормы шариата отвечают принципу васатыйи, то есть, являются сбалансированными. Поэтому недопустимо делать уклон и в крайность, противоположную фанатизму – никто не должен думать, что он станет верно соблюдать «золотую середину», если будет соблюдать только половину предписанного шариатом, например, будет поститься только 15 дней из предписанных шариатом 30.