Пятница Шавваль 10 1445 | Пятница апреля 19 2024

Чрезмерность в деяниях

Приведем пример подобной чрезмерности из хадисов:
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ t قَالَ: دَخَلَ النَّبِيُّ r فَإِذَا حَبْلٌ مَمْدُودٌ بَيْنَ السَّارِيَتَيْنِ، فَقَالَ: «مَا هَذَا الْحَبْلُ؟» قَالُوا: هَذَا حَبْلٌ لِزَيْنَبَ، فَإِذَا فَتَرَتْ تَعَلَّقَتْ. فَقَالَ النَّبِيُّ r: «لَا، حُلُّوهُ، لِيُصَلِّ أَحَدُكُمْ نَشَاطَهُ، فَإِذَا فَتَرَ فَلْيَقْعُدْ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.

Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел (в мечеть) и, увидев веревку, натянутую между двумя опорами, спросил:
— Что это за веревка?
(Люди) сказали:
— Это веревка Зайнаба. Она держится за нее, когда устает.
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Уберите ее. Человек должен совершать намаз, когда он бодр. Когда же устанет, пусть садится».
Передал Бухари.

Хафиз ибн Хаджар в толковании этого хадиса сказал:
«В этом хадисе есть призыв к бережному отношению к поклонению и предостережение от чрезмерности (превышения пределов) в нем».

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: بَيْنَمَا النَّبِيُّ r يَخْطُبُ إِذَا هُوَ بِرَجُلٍ قَائِمٍ فِي الشَّمْسِ، فَسَأَلَ عَنْهُ، فَقَالُوا: أَبُو إِسْرَائِيلَ، نَذَرَ أَنْ يَقُومَ وَلَا يَقْعُدَ وَلَا يَسْتَظِلَّ وَلَا يَتَكَلَّمَ وَيَصُومَ، فَقَالَ النَّبِيُّ r: «مُرْهُ فَلْيَتَكَلَّمْ وَلْيَسْتَظِلَّ وَلْيَقْعُدْ وَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам произносил хутбу[1] и вдруг, увидев стоящего на солнце человека, спросил о нем.
Люди сказали:
— Это — Абу Исраил, он дал себе обет стоять, не сидеть, не находиться в тени, не говорить и держать пост.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Скажите ему, пусть говорит, пусть находится в тени, пусть садится и пусть постится сполна».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи.

Герой этого хадиса Абу Исраил, являющийся представителем рода Бану Амир ибн Луай племени Курайш, принял обет делать то, о чем говорится в этом хадисе. Расспросив людей, Пророк саллаллаху алайхи васаллам узнал в чем дело и огласил положение шариата по этому поводу.

В обете Абу Исраила присутствовали как смирение, так и грех — действия, выходящие за рамки предписанного шариатом. Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал ему знать, что обет безмолвия, ненахождение в тени и отказ сидеть являются греховными делами и их следует немедленно прекратить. Но при этом он разрешил ему продолжить держать пост, который по своей сути является поклонением Всевышнему.

Чрезмерность в действиях обычно допускается одним человеком и наносит вред только ему самому. В двух вышеприведенных хадисах, как и в других свидетельствах о практической чрезмерности, говорится только о единичных личностях.

 

[1] Хутба — проповедь.

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Арабские миллиардеры увеличили...

Арабские миллиардеры увеличили общее состояние...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...