Воздаяние за все, свершенное человеком, насту­пит в Судный день. Доводы о действительности Суд­ного дня делятся на две категории: содержащиеся в священных Писаниях и доказательства разума.

Относительно первых можно вкратце сказать, что все религии единодушны во мнении о воскресении человека после смерти и в том, что он будет держать ответ за свои деяния на этом свете.

Что касается доказательства разума, то необходимо отметить, что все люди: и древние, и современные, живущие в песках или среди льдов, в селах или в городах, высокообразованные или неграмотные – все они обладают внутренним чувством, таким, как вера – тоже врожденным, похожим на вдохновение, озарение. И это чувство подсказывает, что после жизни на этом бренном свете будет еще другая жизнь. Вот в ней сбудется все, чему не суждено было сбыться в этой жизни. И там каждому воздастся по заслугам.

Ученый Билл Норман по этому поводу пишет:

«Наличие сознания о том, что человека ожидает жизнь и после смерти, является самым сильным аргументом наступления Судного дня...Вера человека в вечную жизнь (даже загробную) – чувство весьма распространенное. Это чувство, к которому мы стремимся и которое ощущаем всей душой, может быть только отражением какой-то убедительной основы. К таким большим истинам невозможно прийти материалистическим путем, с помощью материальных доказательств. Это достигается, напротив, верой, убеждением, вдохновением, т.е. духовными, а не физическими чувствами. А вдохновение – важное средство научного постижения истины».

Аллах создает нас сознательными, достаточно совершенными и готовыми к созиданию, к многим полезным деяниям, способным открыть тайны Вселенной. И для человека, находящегося в таком положении, недостойно опускаться на уровень неразумных, безответственных, ни на что не способных существ. Вот почему мы должны совершать достойное и получать в этом главное удовлетворение. А наступит ли это воздаяние здесь или там после Судного дня – на то воля Божья.

Важно, что Аллах, одарив людей разнообразными способностями, не оставил их при этом без внимания. И в этом тоже – высшая справедливость Всеблагого.