Слово «нийя» (‎النية‎) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо.

В ‎шариате ‎ оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим ‎действием.‎

В Исламе намерение необходимо при каждом деянии. Поэтому большинство факихов ‎утверждают, что намерение обязательно (фард) для каждого деяния.‎

Намерение появляется в сердце (калб). Поэтому нужно вознамериться всем сердцем ‎‎(душой), чтобы каждое дело было согласно шариату. Еще лучше изъявить намерение ‎сердца устами.‎

Желательно сразу приступить к осуществлению деяния вслед за намерением и тогда ‎поклонение будет начато с намерением с самого начала. Если трудно определить начало ‎деяния, то можно вознамериться при первой же возможности. К примеру, если человек, ‎собирающийся поститься, не может определить время «фаджр» – время начала поста, то ‎он может вознамериться немногим раньше или позже. Для каждого действия необходимо ‎отдельное намерение.‎

Слово «ихлас» по словарю означает очищение, преданность. В шариате оно ‎обозначает поклонение человека Аллаху так, как будто он видит Его наяву. ‎

Автор книги «ат-Таджул-Джамиъ лил-усул фии ахадисир-расул» шейх Мансур Али ‎Насиф ал-Хусайни рахматуллахи алайхи приводит в начале главы аяты об ихласе ‎‎(искренности):‎

‎«…Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним Ему в религии! О да! Аллаху ‎‎(принадлежит) искренняя религия…» (Сура «Зумар», аяты 2-3).‎

Пояснение: Всевышний Аллах говорит: «Ни в коем случае не размышляй в своих ‎деяниях ни о ком другом, кроме как об Аллахе».‎

«И были повелены лишь поклоняться Аллаху, будучи искренними Его религии, ‎будучи ханифами...» (Сура «Баййина», аят 5).‎

Да, обладателям книг – иудеям и христианам было велено в Таурате (Торе) и Библии ‎поклоняться только Всевышнему Аллаху. Однако они не исполнили это повеление. ‎Помимо Аллаха они поклонялись еще и другим – Узайру, Ийсе, Марйам и даже своим ‎раввинам и монахам.‎

Всевышний Аллах говорит в суре «Тауба» (Покаяние): ‎

‎«Взяли себе своих раввинов и монахов за господ вместо Аллаха, и Мессию, сына ‎Марйам. И не были повелены ничему, кроме как поклоняться единому Богу. Нет ‎божества кроме Него, Пречист Он от того, что придают в сотоварищи!» (аят 31).‎

Конечно, поклонение раввинам и монахам не означает непосредственно совершение ‎им сажды (падение ниц). Здесь имеется в виду следование их указаниям, считая харамом ‎‎(запретным) то, что они считают харамом и повиновение их указаниям, игнорируя при ‎этом предписания Аллаха. Они были «повелены … поклоняться Аллаху, будучи ‎искренними Его религии», искренне соблюдать предписания только этой религии. ‎Однако они проигнорировали это повеление. Они смешали с религией Аллаха различные ‎обряды, в том числе и свои выдуманные нововведения (бидъа) и ересь (куфр).‎

С ихласом предаваться религии Аллаха достигается поклонением, нацеленным только ‎на Самого Аллаха, думая только о Его довольстве. Ихлас это суть поклонения. В хадисе ‎кудси Всевышний Аллах говорит: «Я – Самый не нуждающийся в ширке (сотоварищах). Я ‎оставлю и того, кто совершает деяние, придавая Мне в сотоварищи другого, и его ширк».‎

Ученые подразделяют деяния на три вида: ‎

‎1) Предписанные деяния (фард и ваджиб). В этих деяниях намерение достичь ‎довольства Аллаха обязательно. Если намерение хоть немного исказится, деяние ‎превратится в рия (все, что совершается не ради Аллаха, а для чьих-то глаз, для показухи. ‎Показуха - видимость благополучия, успешной деятельности; действия, рассчитанные на ‎то, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо).‎

‎2) Запрещенные деяния. Если прекратить совершение таких деяний без намерения, то ‎это убережет от вреда тех деяний, но не принесет саваб (воздаяния). Но если человек не ‎совершает такие деяния с намерением, ради достижения довольства Аллаха, то получит ‎воздаяние.‎

‎3) Деяния мубах. Деяния наподобие принятия пищи или семейной жизни. Свершение ‎таких деяний без соответствующего намерения не принесет воздаяния. Но если ‎вознамериться достичь довольства Аллаха, это принесет вознаграждение. Каждое деяние ‎мубах превращается в поклонение при наличии намерения достичь довольства Аллаха. ‎Прием пищи с намерением набраться сил для поклонения также является поклонением.‎

Вместе с тем, им было велено поклоняться «будучи искренними», то есть не питать ‎склонности к другим религиям.‎

Да, обладателям Книг было велено непоколебимо придерживаться религии Аллаха, не ‎питая склонность к иным религиям. Они не исполнили и это повеление. Оставив религию ‎Аллаха, они последовали за различными религиями и течениями.‎

Религия праведной нации, о которой говорилось выше, это и есть религия исламской ‎нации. Кафиры (неверные) из числа обладателей книг и мушриков (многобожников) не ‎выполнили повеление Аллаха, следовательно, они не следовали пути праведной нации.‎

Значит, в Исламе ихлас необходим неимоверно! Человек, вставший на праведный ‎путь, должен поклоняться Аллаху только с ихласом. Человек должен совершать деяния, ‎будучи охваченным ощущением присутствия Аллаха, как будто видит Его воочию. ‎Таково требование Творца!‎

 

Из "Книги о намерении, ихласе и знания"