О ПРИЗНАКАХ БЛИЗОСТИ СУДНОГО ДНЯ

Признаки близости Судного дня по масштабности и интенсивности своего проявления делятся на большие и малые. 



Передается от Хузайфы ал-Гифари радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел к нам. Мы сидели и беседовали. Он сказал:
— О чем вы беседуете?
Сказали: 
— Беседуем о Судном дне.
— Поистине, он не настанет, пока вы не увидите десять его признаков, — сказал он и упомянул о дыме, Даджжале, доббе, восходе солнца с места его заката, нисхождении Ийсы ибн Марйам алайхиссаллам, Йаъджудже и Маъджудже, трех поглощениях землей: поглощении землей на востоке, поглощении землей на западе, поглощении землей на Аравийском полуострове, и последнее, о появлении огня из Йемена, который погонит людей на махшар».
Передали Муслим, Тирмизи и Абу Давуд.


В этом благородном хадисе речь идет о нескольких больших признаках близости Судного дня:
Дым.
Перед самым Судным днем появится некий дым. Этот дым затруднит дыхание неверных, они станут задыхаться, а для верующих это будет подобно насморку. Этот дым будет пребывать на земле на протяжении сорока дней.
Даджжал.
Добба.
Восход солнца с места его заката.
Нисхождение Ийсы ибн Марйам алайхиссаллам.
Йаъджудж-Маъджудж.
Три поглощения землей: поглощение на востоке, поглощение на западе и поглощение на Аравийском полуострове.
Возникновение огня в Йемене, который погонит людей на место всеобщего сбора —  махшар.
В других преданиях сказано, что этот огонь появится из-под земли города Адан.


Передается от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, из признаков Судного дня: поднятие [изымание] знания, проявление невежества, распространение прелюбодеяния, употребление хамра. Увеличение [численности] женщин, уменьшение [численности] мужчин [до того], что даже  на пятьдесят женщин будет приходиться всего один».
В этом хадисе называются малые признаки близости Судного дня. Следует отметить, что некоторые из вышеперечисленных признаков отдельными учеными отнесены к большим признакам Судного дня. Существует множество признаков, подобных этим, некоторые из них уже проявились в действительности. Остальные будут проявляться постепенно.  
Передано множество благословленных хадисов, описывающих проявления больших и малых признаков приближения Судного дня. Здесь же рассмотрим отдельные большие признаки Судного дня вкратце.


Доббатул ард

В суре «Намл» есть один аят о животном — добба, одном из самых больших признаков близости Судного дня. В этом аяте Всевышний Аллах сказал: 

«И когда падет на них слово, Мы выведем им животное [добба] из земли, [оно] расскажет им, что, поистине, люди в Наши аяты не верили» (аят 82).

Это событие представляет собой один из признаков наступления Судного дня. Всевышний Аллах извещает о том, что в то время, когда на неверных низвергнется слово — обещанные мучения Судного дня, тогда Аллах выведет из земли некое животное. Следовательно, нет никого сомнения в неизбежности этого события.
В достоверных хадисах переданы сведения о том, что появление этого животного является одним из признаков наступления Судного дня, и что если человек начнет каяться в эту пору, то от этого уже не будет пользы.
Хафиз ибн Касир сказал:
«Это животное появится в конце времен, когда люди предадутся беспутству, оставят повеления Аллаха и исказят истинную религию». 
В благородном хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Хузайфы ибн Усайда радияллаху анху, сообщается, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказав: «Судный день не настанет, пока вы не увидите десять признаков», упомянул и о появлении существа из земли. 
В благородном хадисе, переданном имамом Муслимом, сообщается, что Абдуллах ибн Амр радияллаху анху сказал:
«Я запомнил один хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и никогда не забывал его. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал так:
— Поистине, первыми из являющихся признаков [Судного дня будет] восход солнца с места его заката и появление доббы-животного в пору духа . Какой из них [признаков] будет первым, то второе сразу же последует за своей парой».
Наряду с этим, ввиду распространения множества излишних и необоснованных высказываний об этом животном и даже включения некоторых из них в книги тафсиров, и с учетом того, что эти высказывания не опираются на достоверные источники, ученые муфассиры-мухаккики  утверждают, что не следует придавать такого рода сведениям о добба особого значения.

Лучшее в такой ситуации — довольствоваться сведениями, приведенными в Священном Куръане и достоверных хадисах.
«И когда падет на них слово, Мы выведем им животное [добба] из земли». 
В аяте это животное названо добба. Арабское добба означает «медленно двигающееся по поверхности земли». Без разницы как это передвижение происходит, ползком на животе, или хождением на двух, четырех или бесчисленных ногах. В нашей религиозной литературе это животное известно под названием доббатул ард — «медленно двигающееся по земле животное».
Значит, когда наступление Судного дня будет близко, это животное появится на земле и:
«[Оно] расскажет им, что, поистине, люди в Наши аяты не верили».
Оказывается, доббатул арду поручено обратиться к людям с речью с той лишь целью, чтобы дать им знать, какими они стали неверующими в божественные аяты.
Каким образом оно скажет это, знает лишь Сам Всевышний Аллах. Будет ли оно объяснять мимикой, жестами, или будет говорить на понятном всем людям языке, либо люди станут понимать его собственный язык, никто ничего об этом не знает.

Йаъджудж и Маъджудж 

Об этих признаках Судного дня аяты приведены в сурах «Кахф» и «Анбийа» Священного Куръана.
Всевышний Аллах в суре «Кахф» сказал:

«Сказали: «О Зулкарнайн, поистине, Йаъджудж и Маъджудж — распространяющие порчу на земле. А не сделать ли нам тебе вознаграждение за то, чтобы ты сделал между нами и ними плотину [преграду]?» (аят 94).
Этот народ, который едва понимал речь других людей, проживал между двумя горами. Люди этого народа пожаловались Зулкарнайну на Йаъджуджа и Маъджуджа. Люди этого народа пожаловались по поводу порочных действий, разврата и нечестия Йаъджуджа и Маъджуджа на земле. 
«Сказали: «О Зулкарнайн, поистине, Йаъджудж и Маъджудж — распространяющие порчу на земле».
Существуют множество сведений о Йаъджудже и Маъджудже. Эти сведения состоят из предположений. Мы же, по нашему обычаю, будем довольствоваться сведениями из Священного Куръана. Это самое благое действие. 
«А не сделать ли нам тебе вознаграждение за то, чтобы ты сделал между нами и ними плотину?».
Вышеупомянутый народ попросил Зулкарнайна построить преграду между ними и Йаъджуджем и Маъджуджем за сбор определенной подати для него. Таким образом они надеялись избавиться от их нападений, их распутства и нечестия. 

«Сказал: “То, в чем дал мне возможность мой Господь — лучше. Помогите же мне силой, сделаю между вами и ними преграду» (сура «Кахф», аят 95).
И тогда Зулкарнайн:
«Сказал: “То, в чем дал мне возможность мой Господь — лучше…”».
Он отказался от предложенной ему в качестве награды подати, ссылаясь на предпочтительность и достаточность данных ему Всевышним Аллахом благ. Но вместе с тем, он предложил этим людям самим участвовать в возведении такого сооружения для них же самих и оказать ему посильную помощь.
“…Помогите же мне силой, сделаю между вами и ними преграду”.
Зулкарнайн принялся строить преграду — огромную и прочную насыпь в виде плотины между вышеупомянутым народом и Йаъджуджем и Маъджуджем. Для начала Зулкарнайн сказал:  

«Принесите мне кусков железа» (сура «Кахф», аят 96).
То есть повелел людям собрать и принести куски железа. Он создал из принесенных ими кусков железа насыпь между двумя горными склонами. 

«Когда же он сравнял [пространство] между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!» (сура «Кахф», аят 96 ).
То есть люди собирали и складывали куски железа, пока не заполнили пространство между двумя горами. После чего Зулкарнайн при помощи мехов принялся раздувать костры, чтобы раскалить и расплавить насыпь из кусков железа.  

«А когда превратил его [железо] в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленную медь» (сура «Кахф», аят 96).
То есть раздувая с помощью мехов огонь под собранными между двумя горными склонами куски железа, он раскалил и расплавил их, превратив расплавленное железо в пылающий огонь. И тогда Зулкарнайн сказал людям, «теперь принесите мне расплавленную медь, я вылью ее на огненное железо». 
То, что сплав меди и железа действительно является более прочным метериалом, было открыто относительно недавно. Однако Зулкарнайн, получается, уже тогда по данному ему Аллахом знанию был хорошо осведомлен об этом секрете свойств металлов, а потому смог построить очень прочную стену и помог упомянутому народу предохраниться от нашествий Йаъджуджа и Маъджуджа.  

«И не смогли ни взобраться на нее, ни пробить ее» (сура «Кахф», аят 97).
То есть Йаъджудж и Маъджудж не смогли взобраться на насыпь — стену из сплава меди и железа, и не смогли пробить эту построенную Зулкарнайном преграду. Народ, пожаловавшийся на Йаъджуджа и Маъджуджа и попросивший у Зулкарнайна помощи, достиг благополучия. Зулкарнайн сделал свое дело безупречно.   
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом рахматуллахи алайхи от Суфйана Саври радияллаху анху, благочестивая супруга Пророка саллаллаху алайхи васаллам, мать правоверных — праведная Зайнаб бинти Джахш сказала следующее: 
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам встал ото сна с покрасневшим лицом и сказал: 
— Горе арабам от приближающегося зла, сегодня в насыпи — преграде Йаъджудж и Маъджудж открылось вот столько, — и показал [сложив] большой и указательный пальцы в форме кольца. 
Я сказала:
— О Посланник Аллаха, погибнем ли мы, даже если среди нас пребывают праведные люди?
— Да, если зло приумножится, — сказал он».
Подобные сведения о Йаъджудж и Маъджудж имеются в передачах хадисов имама Муслима, имама Тирмизи, имама Ибн Маджа, имама Ахмада, имама Абу Давуда. 
Всевышний Аллах в суре «Анбийа» сказал:

«Пока не откроется Йаъджудж и Маъджудж и хлынут они с каждого холма. И приблизилось обещание истинное, и вот застыли взоры тех, которые проявили неверие: «О, горе нам, действительно мы были в неведении об этом! Нет, мы были несправедливы!» (аяты 96–97).
Как сообщается в хадисах, одним из признаков Судного дня является то, что преграда — плотина, построенная Зулкарнайном, пробьется и хлынут оттуда Йаъджудж и Маъджудж. В данном же аяте сообщается:  
«Пока не откроется Йаъджудж и Маъджудж и хлынут они с каждого холма».
Значит, их будет настолько много, что из-за их многочисленности, когда они пойдут, будет казаться, что надвигается большой селевой поток. 
«… и приблизилось обещание истинное…»
То есть увидят люди ужасы и мучения приближающегося Судного дня. Вследствие ужасающих событий: 
«…и вот онемели взоры тех, которые проявили неверие».
Не смогут закрыть глаза. И начнут плакать они из-за ожидающей их участи.
«О, горе нам, действительно мы были в неведении об этом!».
То есть они скажут, «мы были в неведении по поводу того, что свершится обещанный Судный час, и все воскреснут, и что, допрос, расчет, награда и наказание есть обещанная истина.
«Нет, мы были несправедливы».
Они скажут, нет, мы не были в неведении. Напротив, мы не готовились к этому сознательно, зная, что будет. Мы не верили в истинность этого. Мы были несправедливы — совершили зулм. 
Улемы науки акоид, обобщив благословленные аяты и хадисы о Йаъджудже и Маъджудже, и тщательно изучив их, сделали следующее заключения:  
«Йаъджудж и Маъджудж являются чрезвычайно многочисленным народом, и их появление представляет собой один  из признаков наступления Судного дня. Они наполнят всю землю нечестием и разрухой. О том, когда они появятся, не знает никто, за исключением Всевышнего Аллаха».

Восход солнца с места его заката

Восход солнца со стороны заката — обычного места его захода, также является одним из больших признаков наступления Судного дня. Об этом было передано множество благородных хадисов от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Вкратце рассмотрим некоторых из них. 

Передается от Абу Зарра радияллаху анху:
«Однажды Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Знаете ли вы, куда уходит это солнце?
Сказали: 
— Аллах и Его Посланник лучше знающие.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, оно будет двигаться, пока не достигнет своего месторасположения под Аршем. Затем падет ниц совершающим саджду. И останется в таком положении до тех пор, пока ему не будет сказано: “Поднимись, вернись туда, откуда прибыло!”. Затем взойдет со стороны своего восхода. После оно будет двигаться, пока не достигнет своего месторасположения под Аршем. Затем падет ниц совершающим саджду. И остается в таком положении, пока ему не будет сказано: “Поднимись, вернись туда, откуда прибыло!”. После взойдет со стороны своего восхода. Затем, снова станет двигаться. Люди не станут отрицать в нем ничего. Оно достигнет того своего месторасположения под Аршем. И ему будет сказано: “Поднимись, и взойди с места твоего заката. Оно взойдет с места своего заката”.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Знаете ли вы, когда это случится? Это случится тогда, когда ни одной душе не принесет пользы ее вера, если она не уверовала прежде или не приобрела благого от своей веры».
Передали два шейха и Тирмизи. 
Это будет именно то время, когда Судный день станет очень близок. Таким образом, восход солнца с запада — с места его заката, является одним из больших признаков Судного дня.

Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Я запомнил один хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и никогда не забывал [его]. Я слышал, как он сказал:
— Поистине, первыми из появляющихся признаков [будет] восход солнца с места его заката и появление доббы-животного в пору духа. Какое из них будет первым, то второе сразу же последует за своей парой». 
Передали Муслим и Абу Давуд. 
Абу Давуд добавил: 
«Абдуллах, читавший ниспосланные книги, сказал:
— По-моему, первым из этих двух будет восход солнца с места его заката».
Значит, один из двух больших признаков Судного дня — восход солнца с места его захода будет явлен первым, а за ним последует выход доббы. 
В эту истину следует веровать твердо.

Выход Даджжала

Появление Даджжала является одним из самых больших признаков близости Судного дня. На самом деле Даджжал — это прозвище. Дано оно этому человеку из-за совершения множества лжедействий (даджжал — дословно «покрывающий правду ложью», то есть это обманщик, шарлатан). Он обладает способностью выдать недействительное за действительное. По сути это человек из иудеев. Относительно Лучезарной Медины он появится со стороны востока. Среди людей он будет притязать на праведность и богобоязненность. Позднее станет притязать на то, что он является богом. За ним последует очень много людей, и в особенности иудеи. В его внешности имеются характерные признаки. Один его глаз плосок, то есть без выпуклости. У него нет детей. Он не сможет войти в Мекку и Медину. На лбу у него имеется надпись кафир (неверующий). 
О Даджжале передано множество благородных хадисов. Вкратце изучим некоторые из них.

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стоял среди людей и вознес достойную хвалу и благодарения Аллаху и, упомянув о Даджжале, сказал:
— Поистине, я предостерегаю вас о нем. И каждый пророк, поистине, также предостерегал свой народ о нем. Однако, я скажу вам о нем то, чего ни один пророк не говорил своему народу. Несомненно, он кривой [слепой на один глаз]. Воистину, Аллах не кривой».
В данном благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предостерегает, указывая на одно из главных качеств Даджжала, дабы люди не впали в обман, когда он будет утверждать о своей божественности. 

Передается от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Какой бы пророк ни был, поистине, он предостерег свой народ о косом лжеце. Да будет вам известно! Поистине, он кривой [слепой на один глаз]. Воистину, ваш Господь не кривой. Между двумя его глазами будет написано «каф, фа, ро», то есть «кафир» (неверующий). Это прочитает каждый мусульманин».
Передали четверо. 
Всевышний Аллах, дабы испытать своих рабов, наделит Даджжала различными способностями. В том числе, он будет обладать возможностью воскрешать мертвых, вызывать дождь, делать землю плодородной и совершать другие подобные действия с позволения Всевышнего Аллаха. Затем, зазнавшись, станет притязать на то, что является божеством. Вот тогда в дело вступит то обстоятельство, что Всевышний Аллах сделал явными его слабые стороны. Его косоглазость, надпись «кафир» у него на лбу и то, что он не сможет избавиться от них, разоблачит его — раскроет его истинную сущность.   

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
—Даджжал косой на левый глаз, густоволосый. Вместе с ним есть рай и ад. Его ад — рай, а его рай — ад».
Передал Муслим.
В передаче Абу Давуда сказано:
«Поистине, Даджжал низкорослый, кривоногий, с курчавыми волосами и косой, глаз его плоский, ни выпуклый, и ни впалый. Если есть сходство, то знайте, что Господь ваш не косой».
По этим приметам его легко опознать.
Левый глаз Даджжала покрыт  толстым слоем кожи и он плосок. Поэтому он также именуется Масих, что значит «выровненный», «сглаженный».

В передаче Абу Давуда также сказано:
«Кто услышит о Даджжале, пусть отдалится от него. Клянусь Аллахом, поистине, если человек пойдет к нему, то посчитает его верующим и, последует за ним из-за возникших сомнений относительно него. Или же [последует за ним] по причине пробужденных им сомнений».
Существует опасность, что данные Даджжалу способности, такие, как колдовство, умерщвление одних людей и оживление других, могут обмануть людей. Поэтому, услышав о его появлении, необходимо избегать встреч с ним.  

Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, не останется города, кроме Мекки и Медины, куда не ступит нога Даджжала. Каждый путь к обоим [городам] будут охранять ангелы, ставшие в ряды. И спустится тогда он на землю соленую. Затем Медина сотрясется три раза и каждый неверующий и лицемер из нее выйдет к нему [Даджжалу]».
Даджжал, увидев ангелов, охраняющих Лучезарную Медину, остановится на соленой земле. Услышав о его приходе, неверующие и лицемеры Медины выйдут к нему. 


Передается от Навваса ибн Самъана радияллаху анху: 
«Однажды утром Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упомянул о Даджжале. Он принизил его и возвысил. Мы даже предположили, а не находится ли он среди неких финиковых пальм. Когда мы пришли к нему в вечернее время, он увидел в нас то самое состояние, и сказал: 
— Что с вами случилось?
Мы сказали: 
— О Посланник Аллаха! Утром вы упомянули о Даджжале. Вы принизили его и возвысили. Мы даже предположили, а не находится ли он среди неких финиковых пальм.
Он сказал: 
— Мое опасение за вас [заключено] в ином, нежели в Даджжале. Если он появится, и я буду среди вас, то я сам буду противостоять ему вместо вас. Если он появится, а меня не будет среди вас, каждый будет защищать себя сам. Аллах будет вместо меня для каждого мусульманина. Поистине, он очень молод, с курчавыми волосами, его глаз выпуклый. Я вижу в нем схожесть с Абдул Уззой ибн Катангом. Кто из вас настигнет его, пусть против него читает начало суры «Кахф». Поистине, он выступит между Шамом и Ираком. И справа он будет творить нечестие. И слева он будет творить нечестие. О рабы Аллаха! Проявите стойкость!
Мы сказали: 
— О Посланник Аллаха! Насколько же его пребывание на земле?
Он сказал: 
— Сорок дней. Одинь день подобен одному году. [Еще] один день подобен одному месяцу. [Еще] один день подобен одной неделе. Остальные дни похожи на ваши дни.
Мы сказали: 
— О Посланник Аллаха! В тот день, который подобен одному году, будет ли нам достаточно намаза одного дня?
Он сказал: 
— Нет. Определите его меру приблизительно.
Мы сказали: 
— О Посланник Аллаха! Какова же его скорость на земле?
Он сказал: 
— Подобен дождю, за которым следует ветер. Он придет к одному племени, и призовет их. Они уверуют в него и примут [его призыв]. Он повелит небу, и пойдет дождь. Повелит земле, и вырастут растения. Пасущиеся их [людей] животные вечером придут к ним с наиболее высокими горбами, с наиболее наполненными выменами, с наиболее набитыми животами. Затем он придет к другому племени и призовет их. Они повторят ему его же слова. Он возвратится от них. Они столкнутся с засухой и в руках у них не останется ничего из их имущества. Проходя мимо одной развалины он скажет ей: «Выведи свои сокровища!». Его сокровища последует за ним, подобно пчелам, следующим за своей королевой. Затем, позвав ребенка, которому исполнился год, ударит его мечом и разделит надвое. Между каждой частью будет расстояние в две стрелы. Затем, когда позовет его, тот придет с блистающей на лице улыбкой. Когда он [Даджжал] будет находиться в этом положении, Аллах ниспошлет Ийсу алайхиссалам. Он будет ниспослан из белой башни на западной стороне Дамаска, в двух разных крашеных одеяниях, положив свои обе руки на крылья двух ангелов. Когда наклонит голову, будут спадать капли. А когда поднимет ее, будут падать крупинки, подобные жемчужинам. Каждый неверный ощутивший его дыхание, поистине, умрет. Его дыхание будет достигать того места, куда будет достигать его взор. Так, он найдет его [Даджжала] в Баби Лудд и убьет его. Затем к Ийсе ибн Марйам придет народ, которого Аллах сохранил от него [Даджжала]. Тогда он погладит их лица и раскажет им об их степенях в раю. Когда все это будет происходить, Аллах ниспошлет вахий Ийсе алайхиссалам и скажет: «Поистине, Я выпустил воевать против них рабов Своих, до которых не достанут ничьи руки. Так сделай же плотину на [горе] Тур и отведи туда рабов Моих». Затем Аллах пошлет Йаъджуджа и Маъджуджа. Они нахлынут со всех сторон. Первые из них, проходя мимо озера Табари, выпьют все, что в нем. Последние, проходя, скажут: «В нем одно время была вода». Пророк Аллаха Ийса и его сподвижники подвергнутся осаде. Для них станет намного предпочтительнее голова вола, чем для вас сегодня приемлемы сто динаров. Тогда Пророк Аллаха Ийса и его содвижники станут склонными [к принятию смерти — предпочтут смерть]. Тогда Аллах пошлет им [Йаъджуджу и Маъджуджу] через их шеи червей нагаф. Они умрут [единой смертью] словно умер один. Затем Пророк Аллаха Ийса и его сподвижники спустятся на землю. Они не смогут найти даже пяди земли, которой не достиг бы их [Йаъджуджа и Маъджуджа] жир и их вонь. Тогда Пророк Аллаха Ийса и его сподвижники [еще больше] проявят склонность к Аллаху. И Аллах пошлет птиц, похожих на шею верблюда. Они поднимут их [трупы], понесут и бросят их туда, куда пожелает Аллах. Затем Аллах низведет дождь. От него не укроется ни один дом, сделанный из глины и шерсти. Он омоет землю и сделает ее похожей на зеркало. Затем земле будет сказано: «Взрасти свои плоды, верни свою благодать». В тот день люди станут есть один гранат и прикрываться его кужурой. В стада введется благодать. Даже молока одного верблюда будет достаточно для одной большой общины. Молока одной коровы хватит людям одного племени. Молока одной овцы хватит людям одного рода. Когда они будут пребывать в таком состоянии, Аллах ниспошлет приятный ветерок. Он схватит их подмышками и изымет душу каждого верующего и мусульманина. Затем останутся плохие из людей. Они будут совершать половую близость подобно ослам. Вот над ними и наступит  Судный день».
Передали Муслим, Тирмизи и Абу Давуд.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам принизил Даджжала, упоминая об его ничтожной, никчемной сущности, но наряду с этим также возвысил его, упоминая, что исходящая от него фитна будет самой большой фитной.
«Кто из вас настигнет его, пусть против него читает начало суры «Кахф»».
Об этом также существуют множество других преданий. В том числе от Абу Дардо радияллаху анху передано:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто выучит десять аятов из начала суры «Кахф», тот сохранится от Даджжала».
Передали Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.
Словами Тирмизи сказано:
«Кто прочитает три аята из начала суры «Кахф», тот сохранится от фитны Даджжала».
В другой же передаче сказано:
«Кто выучит последние десять аятов суры «Кахф», тот сохранится от Даджжала».
«Мы сказали: 
— О Посланник Аллаха! В тот день, который подобен одному году, будет ли нам достаточно намаза одного дня?
Он сказал: 
— Нет. Определите его меру приблизительно».
То есть ввиду того, что день будет длиться дольше обычного, следует приблизительно определить время каждых двадцати четырех часов и совершать пятикратный намаз в соответствии с этим. 
«Когда наклонит голову, будут спадать капли. А когда поднимет ее, будут падать крупинки подобно жемчужине». 
То есть Ийса алайхиссалам снизойдет в чистом, очищенном состоянии. С него будет спадать вода от гусла и вузуъ.
«Так, он найдет его [Даджжала] в Баби Лудд и убьет его». 
То есть Ийса алайхиссалам после поисков найдет Даджжала и казнит его у ворот (баб — «ворота») места с названием Лудд, что находится в Байтул Макдисе (Заповедная Мечеть в Иерусалиме).
«Когда все это будет происходить, Аллах ниспошлет вахий Ийсе алайхиссалам и скажет: “Поистине, Я выпустил воевать против них рабов Своих, до которых не достанут ничьи руки. Так сделай же плотину на [горе] Тур и отведи туда рабов Моих”».
Теми рабами Аллаха, «до которых не достанут ничьи руки», то есть которым не сможет противостоять никто, являются Йаъджудж и Маъджудж.

Нисхождение Ийсы алайхиссалам


Нисхождение Ийсы алайхиссалам на землю является одним из самых великих признаков, которые появятся перед самым Судным днем. В аятах Священного Куръана и хадисах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам тому существуют ясные доказательства.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, в будущем, Ибн Марйам будет ниспослан среди вас в качестве справедливого судьи. Затем он сломает крест. Убьет свинью. Отменит джизью . Увеличит богатства так, что никто даже не станет принимать их. Даже одна саджда будет лучше, чем весь мир и все вещи в нем.
Затем Абу Хурайра сказал:
— Если угодно, прочтите: “И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него [Ийсу ибн Марйам] до его смерти, а в Судный день он будет против них свидетелем!” ».
Передали два шейха и Тирмизии.
Когда Судный день будет совсем близок, Ийса алайхиссалам снизойдет на землю и станет вести все дела на основе исламского шариата, тогда и установит повсюду справедливость. То, что он разломает крест,  означает, что он выступит против последователей креста и ликвидирует их. И то, что он убьет свинью, является знаком, указывающим на уничтожение им все того, что связано со свиньей. Отмена же им джизьи означает, что от представителей других, помимо Ислама, религий, он не примет ничего, кроме их мусульманства.
Абу Хурайра радияллаху анху, указав на наличие подтверждения этому и в Священном Куръане, сказал:
«Если угодно, прочтите: «И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него [Ийсу ибн Марйам] до его смерти, а в Судный день он будет против них свидетелем!»
Ученые по поводу смысла этого священного аята высказали два мнения. Причиной этому стала фраза «до его смерти». Некоторые из них говорят, что здесь подразумевается смерть Ийсы алайхиссалам, тогда как другие утверждают, что имеется в виду смерть людей книги.  
Согласно мнению первой группы ученых, аят имеет следующий смысл: когда приблизится Судный день и снизойдет Ийса алайхиссалам, до того, как настанет его смерть, все люди из числа людей книги до единого уверуют в него. 
Согласно тафсиру ученых второй группы: каждый из числа людей книги до своей смерти непременно уверует в Ийсу алайхиссалам.
«И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него [Ийсу ибн Марйам] до его смерти, 
То есть каждый иудей непременно уверует в Ийсу алайхиссалам до своей смерти. Однако это уверование будет уже бесполезным. Именно поэтому,  
«…а в Судный день он будет против них свидетелем!»
То есть в Судный день Ийса алайхиссалам станет свидетельствовать против них.
Доказательством того, что нисхождение Ийсы алайхиссалам является одним из признаков близости Судного дня, служат и следующие аяты суры «Зухруф»:

«И когда будет приведен Ибн Марйам в пример, вот тогда твой народ от него радостно воскликнет, и скажут [они]: «Боги наши лучше или он?» Привели его тебе [примером] лишь для спора. Ибо они — народ тяжущийся! Он — всего лишь раб, кого Мы облагодетельствовали и сделали его примером для сынов Исраила. А если бы Мы пожелали, непременно сделали бы вместо вас ангелов на земле замещающими [вас]. И поистине, он [Ийса] — действительно знание [признак] Часа. Так не сомневайтесь же по поводу него и последуйте за Мной! Это — прямой путь» (аяты 57–61).
Для того чтобы глубже осмыслить этот вопрос, следует изучить толкование этих священных аятов.
«И когда будет приведен Ибн Марйам в пример, вот тогда твой народ от него радостно воскликнет»
Для полного осмысления рассматриваемого аята наши муфассиры приводят случай из жизни. Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам прочел мушрикам аят из суры «Анбийа»: «Поистине, вы и то, чему поклоняетесь вместо Аллаха — горючее геенны, вы — в нее входящие!» (аят 98), один язычник по имени Абдуллах ибн аз-Забъари ат-Тамими спросил:
— Это для нас и наших божеств или для всей уммы?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Это для вас, ваших божеств и для всей уммы.
— Несомненно, теперь я превзошел тебя, клянусь Господом Каъбы! Разве не поклоняются христиане Масиху? Разве не поклоняются иудеи Узайру? Не поклоняется ли племя Бани Фулан  ангелам?! Если эти самые тоже попадут в ад, тогда мы согласны на то, чтобы мы и наши божества оказались в аду, — сказал он.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам затих на некоторое мгновение, дожидаясь ниспослания вахий. Многобожники, думая, что Абдуллах ибн аз-Забъари победил, радостно засмеялись, вскрикивая, они подняли шум.
Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят:
«Поистине те, для которых предшествовало от Нас прекрасное — они от нее [геенны] отдаленные» (сура «Анбийа», аят 101).
Всевышний Аллах, обращаясь к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам нижеследующим аятом: «И когда будет приведен Ибн Марйам в пример, вот тогда твой народ от него радостно воскликнет», напоминает об этом событии и делает вступление для начала дискутирования по вопросу об Ийсе алайхиссалам. Именно поэтому в следующем аяте приводятся слова, сказанные многобожниками об Ийсе алайхиссалам и ведется спор:  
«И скажут [они]: «Наши боги лучше или он?» Привели его тебе [примером] лишь для спора. Ибо они — народ тяжущийся!» 
Мушрики, приводя в пример поклонение христиан Ийсе алайхиссалам как богу, попытались доказать, что их поклонение другим богам, помимо Аллаха, является правильным. 
«И скажут [они]: «Наши боги лучше или он?»
То есть они спросили, кто лучше, наши боги или Ийса алайхиссалам? Из этого их вопроса исходит два смысла. Первый: если такой обожествляемый человек, как Ийса попадет в пламя ада, то ничего страшного в том, что наши боги тоже попадут в ад?! Второй: если христиане поклоняются Ийсе алайхиссалам, то некоторые из нас поклоняются ангелам. Так кто же лучше, ангелы или же Ийса алайхиссалам?!  
В продолжении священного аята раскрывается истинное значение такого поведения многобожников.
«Привели его тебе [примером] лишь для спора». 
В действительности же, они прекрасно осознают истинное предназначение аята «Поистине, вы и то, чему поклоняетесь вместо Аллаха — горючее геенны…». А также они ясно понимают, что Ийса алайхиссалам не называл себя богом. Однако нечестивые по своей природе многобожники, выискивая различные поводы, не прекращали вражду.   
«Ибо они — народ тяжущийся!»
Поскольку враждование плохое дело, в Исламе каждому мусульманину строго наказано сторониться его.
В хадисе, переданном Ибн Джариром Табари от Абу Усамы радияллаху анху, сообщается следующее:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел к одной группе людей, они сидели и спорили о Куръане. Он сильно разгневался. Он переменился в лице, словно его облили уксусом. Затем, сказал:
— Не ударяйте некоторыми [частями] книги Аллаха по некоторым ее другим [частям]! Только одержимый спорами народ является впавшим в заблуждение, — и прочел аят: “Привели его тебе [примером] лишь для спора”».
В следующем аяте Всевышний Аллах излагает истину об Ийсе алайхиссалам:
«Он — всего лишь раб, кого Мы облагодетельствовали и сделали его примером для сынов Исраила»
То есть Ийса все лишь раб Аллаха, и только. Он не бог. Он и не сын бога. Он подобный другим рабам обыкновенный раб Бога, и только.
«…кого Мы облагодетельствовали…»
Разница в том, что его Мы облагодетельствовали и наделили благом пророчества.
«…и сделали его примером для сынов Исраила».
То есть для поучения и назидания Мы сделали Ийсу примером для сынов Исраила. 
Эй, многобожники!
«А если бы Мы пожелали, непременно сделали бы вместо вас ангелов на земле замещающими [вас]». 
Большинство муфассиров вывели из этого аята следующий смысл: творить — и в этой жизни, и в последующей жизни — дело только Самого Всевышнего Аллаха. Что пожелает Он, то и творит. И никто не может вмешаться в это дело. В том числе, не могут вмешаться ни ангелы, и ни многобожники, которых также сотворил Сам Аллах. Ангелы также являются творениями Всевышнего Аллаха. Если Аллах пожелает, Он может определить халифами — Своими наместниками на земле ангелов вместо мушриков или же поступить иначе — из людей сотворить ангелов.
Далее продолжается изложение подлинных сведений об Ийсе алайхиссалам: 
«И поистине, он [Ийса] — действительно знание [признак] Часа. Так не сомневайтесь же по поводу него и последуйте за Мной! Это — прямой путь».
Этот священный аят является ясным доказательством того, с приближением Судного дня снизойдет Ийса алайхиссалам .
«И поистине, он [Ийса] — действительно знание [признак] Часа». 
То есть придет время, и Ийса алайхиссалам станет предзнаменованием Судного дня. По его нисхождению можно будет узнать, что Судный день очень близок. Смысл этого священного аята подтвержден множеством хадисов, переданных от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Джабира радияллаху анху, сообщается: 
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: 
— Одна группа из моей уммы будет сражаться за истину, одерживая превосходство до Судного дня. И снизойдет Ийса ибн Марйам. Их эмир скажет ему: 
— Приди, исполни нам намаз [имамом]».
Он скажет: 
— Нет. Некоторые из вас являются эмирами некоторым из вас. Это выказанное Аллахом уважение этой умме».
Нисхождение Ийсы алайхиссалам на землю входит в сферу сокровенческих вопросов вероубеждения. В настоящем аяте на это есть указание, как и в хадисах Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Нельзя веровать другим масдарам , кроме этих двух.
«Так не сомневайтесь же по поводу него…»
Не сомневайтесь по поводу Судного, поистине, он свершится.
…и последуйте за Мной!» 
Эта фраза изрекается устами Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
«Это — прямой путь».
То есть следование без сомнения за Пророком Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам в вопросе истинности Судного дня — самый правильный путь. Нет иного прямого пути, помимо этого.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Клянусь Аллахом, поистине, Ибн Марйам будет ниспослан справедливым судьей. Затем, поистине, сломает крест, поистине, убьет свинью, поистине, отменит джизью, поистине, молодые верблюды будут оставлены, они не будут напоены, поистине, уйдет из среды людей вражда, зависть и ненависть друг к другу и, поистине, он будет звать к богатству, однако никто не примет его».
Передал Муслим.
Так как повсеместно все будет заполонено богатством. Именно по этой причине между людьми не останется взаимной вражды.

Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Появится Даджжал в моей умме и пробудет сорок, не знаю, сорок ли дней, или сорок месяцев, или сорок лет. Затем Аллах ниспошлет Ийсу ибн Марйам. Он похож на Урву ибн Масъуда. Так он найдет того [Даджжала] и убьет его. Затем люди пробудут семь лет без вражды между двух [кем-либо]».
Передал Муслим.
Передатчик хадиса засомневался относительно того, пробудет ли на земле после своего появления Даджжал сорок лет, или сорок месяцев, или дней. Из хадиса от Навваса ибн Самъана радияллаху анху мы узнали о том, что это — сорок дней, и то, какими являются эти дни.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Между мной и Ийсой алайхиссаллам нет пророков. Поистине, он снизойдет. Когда увидите его, то опознайте его. Человек среднего роста, красновато-белого цвета. Одет в два желтоватых одеяния. Будто капли капают с его головы. Даже если вода не касалась его. Будет сражаться с людьми за Ислам. Убьет Масиха Даджжала. Затем воцарится мир-безопасность на земле. Даже львы с верблюдами, тигры с коровами и волки с овцами будут на одном пастбище. Дети будут играть вместе со змеями. Ийса пробудет на земле сорок лет. Затем он скончается и джаназа-намаз по нему совершат мусульмане».
Передали Абу Давуд, Хаким и Ахмад.
Улемы науки акоид в качестве великих признаков Судного дня упоминают вышеупомянутые явления. Некоторые добавляют сюда еще несколько признаков. Но среди людей возникает множество вопросов об имаме Махди. Поэтому мы посчитали нужным изложить сведения о нем. Появление имама Махди радияллаху анху также является одним из признаков близости Судного дня. 

Появление имама Махди радияллаху анху


Передается от Умму Салама радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Со смертью одного халифа возникнет разногласие. Один человек из жителей Медины сбежит в Мекку. К нему придут люди из жителей Мекки, и, его выведут, даже если он сам не пожелает, совершат ему байъат  между Рукном  и Макамом . Против него будет послано войско из Шама. Их поглотит земля на пустынной равнине между Меккой и Мединой. Когда люди увидят это, придут к нему абдолы — валии Шама и праведные Ирака, совершат байъат ему. Затем из курайша выйдет один человек, чей дядя — из Бани Калб. Так, он [Махди] отправит войско против них и одержит над ними победу. Вот то и есть войско Калба. Не присутствующий при трофеях Калба — потерявший надежду. Затем он [Махди] распределит богатства и будет следовать среди людей сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Ислам утвердится на земле. Он останется семь лет. Затем скончается и мусульмане совершат по нему намаз джаназу».
Передал Абу Давуд.

Передается от Абу Саида радияллаху анху:
«Обеспокоившись тем, что произойдет после нашего Пророка, мы спросили у Пророка Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И он сказал:
— Поистине, есть Махди в моей умме. Появившись, он проживет пять или семь или девять.
Мы сказали: 
— Что это?
Сказал: 
— Годы. Придет к нему один человек и скажет: “О Махди! Дай мне! Дай мне!” Он станет класть горстками в его одежду столько, сколько хватит ему сил поднять».
Передал Тирмизи. 
С древних времен среди исламских ученых велось много споров о появлении накануне Судного дня имама Махди радияллаху анху. И результаты этих споров были разными.
Шииты называют имама Махди радияллаху анху Махди мунтазар — ожидаемый Махди.
Улемы мазхаба Ахлус сунна вал джамаа по этому вопросу вели отдельные обсуждения. По мнению некоторых ученых, все дошедшие до нас об этом хадисы являются слабыми. Однако эти ученые составляют меньшинство; наиболее видным из них является Ибн Халдун.  
Большинство улемов утверждают, что благородные хадисы об имаме Махди радияллаху анху были переданы великими мухаддисами от старших сподвижников. Благородные хадисы по этой теме передавали имам Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа, Табарани, Абу Яъла, Баззаз, имам Ахмад ибн Ханбал, Хаким и другие.
Часть из этих благородных хадисов мы изучили выше. В некоторых из них имя имама Махди радияллаху анху упоминается открыто и ясно, тогда как в других просто есть указание на него. Если сопоставить все хадисы и объединить их значения, то можно вывести несколько общих заключений: 
Перед самым наступлением конца света из обитателей дома Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, из рода имама Хасана радияллаху анху — сына почтенного Али и Праведной Фатимы радияллаху анхумо появится имам Махди радияллаху анху.
Появление имама Махди радияллаху анху произойдет следующим образом: Со смертью некоего халифа между мусульманами возникнет разногласие. Один человек из жителей Медины сбежит в Мекку. К нему придут люди из жителей Мекки и даже если он сам не пожелает того, его выведут и совершат ему байъат между Рукном и Макамом. Этим человеком и будет имам Махди радияллаху анху. 
Против имама Махди радияллаху анху будет послано войско из Шама. Войско, посланное из Шама, поглотит земля на пустынной равнине между Меккой и Мединой.
Когда люди увидят, как земля поглотила войско, придут к имаму Махди радияллаху анху валийи — абдолы Шама и праведные из жителей Ирака, и совершат ему байъат.
Затем появится человек из курайшитов, чей дядя из племени Бани Калб. Так имам Махди радияллаху анху отправит войско против них и одержит победу. После этого имам Махди радияллаху анху распределит богатство.
Затем имам Махди радияллаху анху среди людей станет блюсти сунну их Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Ислам утвердится на земле. Наполненную до этого несправедливостью и угнетением землю имам Махди радияллаху анху наполнит справедливостью и человечностью.   
Имам Махди радияллаху анху будет раздавать богатства, не станет считать их. Так будет потому, что в его время богатств будет чрезвычайно много, а он сам будет весьма щедрым.
Имам Махди радияллаху анху пробудет в качестве халифа семь лет. Затем имам Махди радияллаху анху скончается и мусульмане совершат по нему джаназа-намаз.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Из книги «Суннитские вероубеждения»