(Из книги «Суннитские вероубеждения»)

 

Проверка подлинности письменных источников

 

Нет равных мусульманам также и в подходе к рукописям, как к источнику знаний. Должно быть ясно, когда, кем и где была написана каждая рукопись.

Если человек, переписавший рукопись, не сверит ее с подлинной рукописью, находившейся у автора, и не заверит ее в присутствии свидетелей, то его рукопись не будет пользоваться доверием.

Правила хранения рукописных произведений и документов и переписывания с них копий сформировались в отдельную науку. Нам следует подробно рассмотреть ее основы.

В качестве примера снова упомянем имама Бухари. Он оберегал от посторонних рук и глаз свою книгу «Сахихул Бухари», признанную исламской уммой самой правильной книгой после книги Всевышнего Аллаха.

В нужное время он сделал копию этой книги для своих учеников. В таких случаях требуется соблюдать определенные правила. На эту тему даже написаны специальные книги, такие как «Адабул имла ва истимла» — «Приличия записывания и переписывания». В таких книгах изложены подробности всех правил и приличий, необходимых для осуществления этой важной работы.

Чтобы у читателя появилось общее представление об этих правилах и приличиях, мы решились упомянуть о некоторых связанных с записыванием текста условиях, хотя и не приводим примеры о приличиях, имеющих отношение к личности.

Буквы на письме должны отображаться не тонким, неотчетливым шрифтом, а жирным и четким.

В случаях, когда должны быть расставлены используемые в арабском алфавите различительные точки над или под буквами, то чтобы исключить возможность возникновения путницы в последующем, они сопровождаются письменной словесной расшифровкой. Например: «буква «та», отображающаяся на письме с двумя точками сверху».

Пишущий каллиграф просто обязан не применять знаки и метки, которые были бы непонятными для других, помимо него. Поскольку другой при чтении может испытать трудности, пытаясь понять, или станет толковать совсем неправильно.

Пишущий должен в конце каждого хадиса ставить разделительные знаки в виде кружочка, чтобы отделить один хадис от другого.

Искатель знаний, намерившийся записать услышанный им от своего учителя хадис, после написания начальных слов «Бисмиллахир Рахманир Рахим» (Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного), указывает имя шейха, его куню и его происхождение. Наряду с этим, он указывает имена своих товарищей, присутствовавших рядом с ним, отмечает дату, когда произошло это событие.

Если кто-либо из учеников желал, чтобы его рукопись была полноценной копией, требовалось, чтобы имам Бухари подтвердил подлинность рукописи и дал свое разрешение на составление ее копии. Написанное без разрешения, пусть даже в присутствии учителя, не имеет никакой ценности.

Процедура такова: имам берет в руки копию своего ученика, а ученик, взяв в руки подлинный экземпляр имама, читает вслух с самого начала. Оба экземпляра сличаются по буквам. Если обнаружится различие хотя бы в одной букве, то под словом, которое содержит эту букву, проводится линия, то есть это слово подчеркивается, а правильное слово приписывается на полях рукописи. Слово, в котором допущена ошибка, не вычеркивается. Должно быть видно, в чем была допущена ошибка. Если бы то самое слово с ошибкой в букве было зачеркнуто, то рукопись потеряла бы свою достоверность.

После полного сличения рукописей имам в присутствии свидетелей выдает документ, подтверждающий верность переписанной его учеником рукописи и скрепляет его своей подписью или печатью. Все сведения об этих действиях вписываются в переписанный и удостоверяемый экземпляр рукописи.

Когда вышеупомянутый ученик вознамерится разрешить списать копию рукописи уже своему ученику, то вся вышеупомянутая процедура повторяется вновь.

В третью рукопись включаются записи о том, что данный экземпляр рукописи является последующим звеном в цепи экземпляров имама и ученика имама. Таким же образом продолжаются и последующие умножения экземпляров.

Позже специалист, пожелавший исследовать эту рукопись, сначала тщательно изучает ее санад — цепь повествователей. Он начинает читать текст рукописи только в том случае, если ее санад отвечает всем предъявляемым требованиям.

Чтобы получить представление об этом, давайте рассмотрим санад самого знаменитого толкователя книги «Сахихул Бухари» имама Бухари, известного представителя мазхаба Ханафийа — Бадриддина Айни рахматуллахи алайхи. В самом начале своего толкования к «Сахихул Бухари» под названием «Умдатул Кари», он пишет следующее:

«Составление моего санада вплоть до самого имама Бухари было осуществлено двумя путями посредством двух выдающихся мухаддисов.

Первый из них — имам Зайниддин Абдуррахим ибн Абул Махасин Хусайн ибн Абдуррахман ал-Ираки аш-Шафиъи. Он умер в Каире в 806 году хиджры, восьмого числа Шаъбана, в ночь на среду. Данную книгу от начала до конца я слышал от него на нескольких собраниях. Последний раз это состоялось в соборной мечети крепости, что на окраине Каира, в 788 году, в конце священного месяца Рамадан.

Он читал от шейха Шихобиддина Ахмада ибн Мухаммада ибн Мансура ал-Ашмуни ал-Ханафи рахматуллахи алайхи.

Он читал от Абу Али Абдуррахима ибн Абдуллаха ибн Юсуфа ал-Ансари и от кадийул кудатАлавуддина Али ибн Усмана ибн Мустафы ибн ат-Туркмани.

Первый из двух сказал: «Нам передали Абул Аббас Ахмад ибн Али ибн Юсуф Димашки и Абу Амр Усман ибн Абдуррахман ибн Рошийк ар-Рибъи».

Они же сказали: «Нам передали Нахибатуллах ибн Али ибн Маъсуд ал-Бусири и Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамид ал-Артахи».

Ал-Бусири сказал, что им передал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Баракат ас-Саъди.

Ал-Артахи сказал, что им передал Али ибн Умар ал-Фарроо.

Они оба сказали: «Нам передала Карима бинти Ахмад ал-Марвазия».

Она же сказала: «Нам передал Абулхайсам Мухаммад ибн Макки ал-Кашмийхини».

Второй из двух выдающихся мухаддисов сказал: «Нам передали несколько общин, в том числе и Абул Хасан Али ибн Мухаммад ибн Харун ал-Кари».

Он же сообщает: «Нам передал Абдуллах ал-Хусайн ибн ал-Мубарак ал-Зубайди».

Он же сказал: «Нам передал Абулвакт Абдулаввал ибн Ийса ас-Саджзи».

Он же сказал: «Нам передал Абдуррахман ибн Мухаммад ибн ал-Музаффар ад-Давуди».

Он же сказал: «Нам передал Абдуллах ибн Ахмад ибн Хумавайх».

Он и ал-Кашмийхини сказали: «Нам передал Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ибн Матар ал-Фараби».

Он же сказал, что им передал имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Бухари рахматуллахи алайхи».

(Прозвища, описания и некоторые фразы были сокращены при переводе из книги «Умдатул Кари»).

Таким вот образом были упорядочены способы отнесения каждой рукописи к ее автору. Наряду с сохранением хадисов наизусть в памяти, исламская умма с такой же честью выполнила дело по их сохранению и в письменной форме.

Сведения, в которых не осталось ни малейшего сомнения после долгих и кропотливых изучений и проверок, упомянутых выше, признаются верными и принимаются. Однако это еще не означает, что на этом дело завершено и что эти сведения можно использовать где угодно, в любой сфере. Сведения, в правильности которых нет ни малейшего сомнения, по количеству передавших их повествователей, делятся на три вида:

1. Мутаватир.

По словарю это слово имеет значение «множественность». В терминологии же ученых хадисы мутаватир — это такие, у которых число людей первого, второго и третьего звеньев, передававших хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, должно быть настолько велико, что это исключало бы возможность их преднамеренного сговора во лжи. Например, один хадис передали от Пророка саллаллаху алайхи васаллам тридцать человек. Этот же хадис от вышеупомянутых тридцати сподвижников — сахабиев, передали столько же или более того табиъинов, а от них передали столько же табаъа табиъинов. Именно такой хадис называется мутаватир-хадисом.

Поскольку такие действия Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как совершение омовения (вузуъ), возведение намаза, держание поста, совершение хаджа, произнесение хутбы (проповеди) на пятничной молитве, возвещение азана и икамы, происходили в присутствии чрезвычайно большого количества людей, сведения о них передали очень многие. Хадисы, касающиеся этих вопросов, считаются мутаватир-хадисами.

Кроме того, хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

«Кто намеренно сочинит ложь от моего имени, пусть занимает свое место в аду» и множество других подобных этому хадисов считаются мутаватир-хадисами.

Человек, отрицающий предписания, утвердившиеся мутаватир-хадисами, становится неверным (кафиром), а человек, который признает эти предписания, но не следует им, становится большим грешником.

2. Машхур.

Слово «машхур» по словарю имеет значение «известный», «знаменитый». В терминологии улемов машхур-хадисами называются хадисы, переданные от Пророка саллаллаху алайхи васаллам сподвижниками или сподвижницами, количество которых не достигает уровня мутаватир, но от них передавали многие и обрели известность.

Отличие хадисов машхур от хадисов мутаватир заключается лишь в малочисленности сподвижников, передававших хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Такие хадисы, как «Поистине, деяния зависят от намерений», «Ислам зиждется на пяти столпах», считаются машхур-хадисами.

Кто станет отрицать предписания, утвердившиеся машхур-хадисами, тот сделается нечестивцем. А если не будет следовать им, то станет грешником.

3. Ахáд.

Согласно словарю, это слово означает «меньшинство людей». В терминологии же улемов так называются хадисы, количество повествователей которых за первые три столетия не достигает уровня мутаватир. Соблюдение положений (предписаний — ахкам), утверившихся хадисами ахáд, является ваджибом. Не соблюдающий эти положения совершает грех пренебрежения ваджиб-деяниями. Относительно же вероубеждения человек, не поверивший сведениям ахáд-хадиса, не выходит из Ислама, но он становится нечестивцем  фасиком.

У исламской уммы существуют два основных масдара — источника, обладающих правдивыми (садык) сведениями.

Первый — это Священный Куръан.

Второй — это Сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Остальные же источники подчиняются этим двум масдарам.

 

Проверка утверждений и гипотез

 

Утверждения и гипотезы бывают разными. В зависимости от вида, их можно проверять разными методами.

Если утверждение касается свойств физических предметов, его правильность определяют путем проведения опыта. Например, человек, утверждающий, что железо не горит в огне, наглядно демонстрирует это, помещая железо в огонь.

Если же утверждения касаются человеческих прав, то такие утверждения подтверждаются приведением аргументов и доказательств.

 

 

 

В немусульманской культуре

 

Теперь давайте рассмотрим процесс проверки утверждений и гипотез у других — немусульман.

Что они предпринимают для определения правильности или ошибочности какого-либо утверждения или гипотезы?

Если этот вопрос касается физических явлений и естественных наук, то другие мастерски находят ответы путем экспериментов и наблюдений. Их достижения в этой отрасли достойны всеобщего восхищения.

Однако что если вопрос касается сокровенного, нематериального? Для решения этой проблемы другие (немусульмане) нашли своеобразный путь. Взяв приемлемую для себя некую теорию или гипотезу, каждый начинает по своему нраву представлять решения соразмерно таким факторам, как окружающая среда, продвинутость общества, уровень самосознания людей.

Иными словами, таким образом применяют половину вышеупомянутого метода. Поскольку нематериальные явления невозможно подвергнуть лабораторному исследованию. По этой причине, другие пытаются пролить на них свет посредством наблюдения вещей, находящихся в поле их зрения.

В числе прочих господ, некий господин по имени Чарльз Дарвин проводил наблюдения за внешним сходством между человеком и обезьяной. Это наблюдение породило у него предположение о родстве человека с обезьяной, об их едином происхождении от некоего общего животного-предка. Затем он принялся искать подтверждения своим предположениям и в результате, разработал теорию, прославившуюся на весь мир как теория происхождения человека от обезьяноподобного существа.

В те времена существовали также иные мнения об истинной природе человека, которые были намного лучше предположений Дарвина. Однако, ввиду чьих-то интересов, был раздут именно дарвинизм, и в умы людей была насаждена идея о том, что они происходят от обезьян. Никто даже не спросил, не поинтересовался, кто же этот сам Дарвин. Не возник даже вопрос о том, почему так, без всяких раздумий принимаются его высказывания. Никого не заинтересовали ни биография, ни личные качества, ни жизнь господина Дарвина. Никто даже не задумался о том, что же он дал человечеству, помимо пустых слов «Твой прародитель — обезьяна». Также никто и не спросил, по какой же причине люди не имеют права обсуждать или оспорить это его мнение.

Другие, помимо мусульман, стали гордиться своим происхождением от обезьян. Эту идею включили в программу обучения. Выступивших против этой теории обвинили в слабоумии, подвергли критике.

Позже появился еще один из таких по имени Карл Маркс. Он собрался изменить устройство мира. Ему показалось, что в достижении его цели препятствием может стать религия, точнее религиозные убеждения людей. И потому он попытался объяснить людям, откуда происходит религия. Он высказал предположение, что религию придумали хитроумные люди, пожелавшие управлять людьми. Для обоснования своей гипотезы, он всей своей сущностью предался размышлениям, дав волю своему воображению.

Первобытные люди были невежественными, необразованными. Они не осознавали истинной сути таких природных явлений, как гроза, молния, буря. Они полагали, должно быть все это вершит какая-то наивысшая сила. Позже этой наивысшей силе было дано название «бог». Люди полагали, что он всесильный и всезнающий. Затем некоторые шустрые и хитроумные из людей стали заявлять: «Бог ниспослал мне весть», и, обманывая людей, объявляли себя пророками. Говоря от имени бога, эти люди подчинили себе людей. Это обстоятельство было эффективно использовано угнетающими людей классами и они превратили религию в свое оружие в эксплуатировании людей. Твердя «Все, что происходит, — от Бога», они призывали людей к терпению. Таким образом, религия стала опиумом для людей.

Это научное открытие Карла Маркса и его единомышленников было распространенно на часть мира. В то самое время существовали также иные мнения об истинной природе религии, которые были намного лучше теории Маркса. Однако ввиду интересов неких личностей, именно теория марксизма была раздута и в сознание людей насаждалась идея о том, что первобытные люди пребывали в зависимости от своих мифов, придуманных из-за их слабоумия.

Никто даже не спросил, что это за личность, сам Маркс. И не последовал вопрос о том, с какой стати все должны без раздумья принимать его высказывания. Никто не поинтересовался ни биографией, ни личными качествами, и ни жизнью товарища Маркса. Никто даже не задумался о том, что же он представил человечеству, помимо надутых слов «религия — опиум». И никто не спросил, по какой же причине люди не имеют права обсуждать или оспорить его утверждение.

Эту идею включили в программу обучения. Противников этой теории обвинили в слабоумии, подвергли критике.