ВОПРОСЫ О БОЖЕСТВЕ

 

СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЛАХА 
[часть 2]

 

Всевышний Аллах в суре «Фатир» говорит:

«Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы не рухнули. И действительно, если бы они рухнули, не удержал бы их никто после Него. Поистине, Он — Кроток, Прощающ!», (аят 41).

Давайте отложим разговор о создании небес и земли, об их сотворении из ничего, и поразмыслим о том, что поддерживает их в пространстве.

Небеса и бесчисленные тела в них, Земля и бесчисленные вещи на ней, каким же образом они пребывают в едином порядке?

По какой причине они постоянны в своем местопребывании, несмотря на то, что не прикреплены ничем?

По какой причине они не выходят за пределы своих пространств и не обрушиваются?

Кто держит их?

Взаимная сила притяжения?

Что же это такое — взаимная сила притяжения?

Кто создал такую силу?

«Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы не рухнули».

Нет никого, помимо Всевышнего Аллаха, кто удержал бы небеса и землю. Если Всевышний Аллах не будет поддерживать их, они мгновенно рухнут, исчезнут.

«И действительно, если бы они рухнули, не удержал бы их никто после Него».

И если вдруг небеса и земля рухнут со своих мест, нет никого, помимо Всевышнего Аллаха, кто смог бы удержать их.

«Поистине, Он — Кроток, Наипрощающ!».

Поэтому, хотя бессильные рабы, поступая несправедливо в отношении Него, придают Ему сотоварищей, в Своей кротости (хилм) Всевышний Аллах не спешит наказывать их. И если эти несправедливые покаются, то, поистине, Наипрощающий Всевышний Аллах простит им их грехи.

В целях немного обогатить эти сведения, разрешите привести цитаты из посвященной сурам «Фуркан», «Рахман» и «Вакиъа» книги «Тафсир Хилал».

Сначала приведем цитату из тафсира суры «Фуркан»:

«Которому [принадлежит] владычество небес и земли, и нет у Него потомка, и нет у Него сотоварища во владычестве, и сотворил каждую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).

В данном священном аяте упоминается о свойственных Всевышнему Аллаху четырех великих качествах.

Первое:

«Которому [принадлежит] владычество небес и земли…».

То есть небеса и земля, а также все, что в них, относятся к владычеству Всевышнего Аллаха. Только Он Сам распоряжается ими. Вершит в отношении них все, что пожелает.

Второе:

«И нет у Него потомка…».

Это тоже качество — сифат — совершенства, отсутствия нужды в чем-либо. Потому что потребность в потомке, ожидание от него помощи или надежда на сохранение посредством него своего имени в этом мире, свойственна лишь бессильным рабам Божьим. Всевышний Аллах же вечен в Своей Сущности. Он не нуждается ни в чем.

Третье:

«И нет у Него сотоварища во владычестве…».

Он Сам единолично есть Владыка всего сущего. Он един во всем, в том числе и во владычестве. Никто ни в чем не может быть сотоварищем Ему.

Четвертое:

«И сотворил каждую вещь и размерил ее мерой».

То есть не просто сотворил все сущее, а сотворил каждую вещь, соразмерив ее точной мерой, определив форму, объем, время и месторасположение каждой вещи, а также взаимоотношения и взаимосвязь ее с другими вещами.

Собственно говоря, множество мнений и сведений в отношения этого последнего сифата появилось после множества научных открытий.

Ранее человек, прочитавший или услышавший данный аят, довольствовался простым пониманием: значит, Всевышний Аллах сотворил все мерным, размеренным.

Сегодня уже появились ясные научные сведения в вопросе о том, что представляет собой размеренное сотворение и каким оно является. Эти сведения доводятся до людей различными способами. Однако большинство людей смотрят на эти чудесные тонкости сотворения этого мира с безразличием. В действительности, каждый обладающий разумом человек, вглядевшись поучительным взором хотя бы в одно из этих чудес, должен уверовать.

Например, взять хотя бы воздух. Как отмечают ученые, на двадцать один процент воздух состоит из кислорода.

Не больше и не меньше этого, почему?

Кто же сотворил воздух с такой точной мерой соотношения?

Что же произойдет, если эта мера соотношения нарушится?

По утверждению ученых, если уровень содержащегося в воздухе кислорода увеличится хотя бы на один процент, то большинство вещей на земле сгорит до тла.

Если оставим в стороне все громадное — небо и землю, горы и камни, материки и океаны, и возьмем самых мельчайших существ, таких как насекомые или микробы, то увидим, насколько точной мерой они сотворены, размеренно до такой степени, что поражается разум. Все это указывает на такие качества Всевышнего Аллаха, как Творец, Устроитель Всех Дел и Великий.

Цитаты из тафсира суры «Рахман»:

«Солнце и Луна — по расчету» (аят 5).

То есть и солнце и луна, по всем параметрам — по объему, движению, расположению, по составу и соотношению элементов имеют измеренный расчет, сотворены мерно.

Солнце расположено на расстоянии 92,5 миллионов миль от Земли. Если это расстояние было бы меньшим хотя бы на немного, то Земля сгорела бы или просто расплавилась. И наоборот, если бы это расстояние было большим хотя бы на немного, то вся земля замерзла бы полностью. В обоих случаях от Земли уже не осталось бы ничего.

Температура достигающих нас солнечных лучей равна всего лишь одной двух миллионной части полной температуры Солнца. Лишь такая температура тепла необходима для нашей жизни и именно столько поступает к нам. Не больше, не меньше.

Точно так же, если претерпит малейшее изменение объем Луны или расстояние ее до Земли, все на поверхности Земли перевернется. Если бы объем Луны хотя бы на немного увеличился относительно ее нынешнего размера, тогда увеличилась бы сила ее притяжения и на Земле повсеместно наблюдались бы наводнения, Землю накрыл бы потоп.

И кто же это такой, сделавший Солнце и Луну такими приспособленными и полезными для жизни людей?

И кто же способен выполнить такую громадную задачу, если не обладающий сифатом Милостивого Аллах?

«И землю положил для существ», (аят 10).

Арабское слово анампереведенное нами как «существа», используется по отношению ко всем живым существам. То есть Всевышний Аллах сделал землю подобающей для живых существ.

Известно, что Земля является одним из бесчисленных творений во Вселенной и при этом считается одной из самых малых по своему размеру. Но уже сама сотворенность этой земли, ее пригодность для жизни живых существ и другие обстоятельства являются ясным доказательством безграничного могущества Всевышнего Аллаха.

Почему же на других планетах отсутствует возможность для существования живых существ?

Кто же сотворил воду, почву, воздух на земле и силу ее притяжения, а также миллионы других ее характерных особенностей?

И не только сотворил их, но и приспособил их друг к другу и сделал их служащими во благо живых существ, во благо их существования, в частности, для человечества.

Никто, помимо Милостивого Всевышнего Аллаха, не способен сделать хоть что-либо из этого!

«На ней — фрукты и финиковые пальмы с чашечками» (аят 11).

Когда говорится о приспособлении Всевышним Аллахом земли для живых существ, то подразумевается также и дарование Им уделов созданий в изобилии. Причина обособленного упоминания финиковых пальм с чашечками среди множества других разнообразных фруктов и плодов заключается в том, что финики представляют собой самый распространенный вид плода в арабских странах и в их составе имеется множество полезных веществ.

И кто же сотворил разнообразными формы, вкус и степени полезных и лечебных свойств фруктов?

По какой же причине плоды деревьев, растущих в одной местности, обладают различными вкусами?

Кто наделяет их цветами?

И кто же способен наделить всем этим, если не Всевышний Аллах с сифатом Милостивого?

«И злаки с соломой и райханы[1]» (аят 12).

Если фрукты потребляются для наслаждения, то в этом аяте упоминаются злаки, служащие основным продуктом в питании человека. Наряду с этим, ввиду того что полноценность наслаждения человека зависит и от благоуханий, здесь также упоминаются и ароматные травы — райханы.

Разве не является сам по себе чудом каждый процесс: произрастание злаковых растений, созревание зерен и становление их кормом для живых существ?! Так кто же наделил злаковые растения свойством быть пищей? Безусловно, никто, кроме обладающего сифатом Милостивого Всевышнего Аллаха, не способен наделить такими свойствами!

В мире существует множество различных душистых растений. Насколько же они красивы! Насколько разнообразны их цвета! Какой же художник наделил их такими цветами? А запахи? Откуда же у этих растений благоухания?

Ответ один: на все это способен только обладающий сифатом Милостивого Всевышний Аллах.

«Пустил два моря, что встречаются» (сура «Рахман», аят 19).

Хотя арабская фраза бахрайн в аяте переводится как «два моря», нам следует понимать ее как «реки и моря». Ибо улемы-муфассиры в толковании фразы бахрайн отмечали, что здесь подразумевается пресная и соленая воды, то есть речная и морская воды. Причина, по которой подчеркнуто поясняется это значение, раскрывается в тафсире следующего аята. В местах слияния пресноводных рек с солеными морями просматривается великое божественное чудо. Это проясняется в следующем аяте.

«Между ними преграда — не могут они преступить» (аят 20).

То есть между пресноводной рекой и соленым морем существует преграда, которая препятствуют их смешиванию.

И в самом деле, несмотря на то, что реки впадают в моря и океаны, соленые воды последних не опресняются, также как и не становятся солеными воды пресных рек.

Согласно результатам исследований этого феномена, между реками и морями существует определенная линия, которую не могут преодолеть ни соленые, ни пресные воды в ту или иную сторону.

Как утверждает один из арабских ученых доктор Мухаммад Мутавалли, в Персидском заливе из-под морских вод под давлением пробиваются родники с пресной водой. Когда ученые провели исследования, то обнаружилось, что воды этих родников пробиваются на поверхность моря, не смешиваясь с соленой водой. Эти знаменитые родники называются Кукбад. Из них при нырянии пьют водолазы.

То, что пресная вода, не смешиваясь, пробивается сквозь соленую морскую воду, еще раз подтверждает то, о чем говорится в этом аяте. Об этом явлении учеными написано множество научных трудов, основанных на фактах и доказательствах.

Происходит ли разделение соленых и пресных вод по морям и рекам само собой, просто так, и имеет ли их количество соответствие в определенных, точных размерах безо всякой цели?

Прежде всего, существует ли кто-либо, кто мог бы сотворить хотя бы одну каплю воды?!

Нет, конечно! Только Всевышний Аллах, обладающий сифатом Милостивого, способен даровать такое великое благо.

А допустимо ли, чтобы вода не занимала три четверти поверхности земли, или чтобы большая часть вод не была соленой? Нет, это недопустимо. Всюду стояло бы зловоние. Ведь разве не соленая вода очищает поверхность земли и поглощает различные ядовитые газы, а также выполняет множество прочих функций? Разве не Всевышний Аллах, обладающий сифатом Милостивого, сделал все это полезным для живых существ, в частности, для человека?

«Какое же из благ Господа вашего вы [оба] сочтете ложным? Выходит из них обоих жемчуг и коралл» (аяты 21—22).

То есть в этих двух — реках и морях — образуются жемчужницы и кораллы. Жемчуг является одним из бесчисленных чудес подводного мира. Он образуется на самом дне моря, внутри жемчужницы-раковины, в безопасности от угроз подводного мира. Моллюск в жемчужнице является своеобразным живым существом, отличающимся от остальных своим строением и образом жизни. Преобразование его в жемчуг также является удивительным процессом. Это удивительное существо имеет тонкие сети, походящие на охотничьи, которые в качестве улавливающего фильтра обеспечивают ему поступление в организм очищенной воды. Под этими сетями расположены его так называемые рты, а каждый рот имеет по четыре губы. Если в раковину проникает песок, или мелкие камешки, или же какие-нибудь вредные мелкие существа, то это животное выделяет липкое вещество, которым покрывает все проникшие частицы. Затем это вещество затвердевает и получается жемчужина.

Коралл — морской полип — имеет точно такой же образ существования. Кто же может даровать такие морские блага, если не Всевышний Аллах с сифатом Милостивого?!

Цитаты из тафсира суры «Вакиъа»:

«Мы сотворили вас, поверьте же!» (аят 57).

Всевышний Аллах с благоволением взывает к людям. Арабские лингвисты отмечают, что слово инсан — человек — происходит от слова нисйан, что означает «забывание».

Да, человек очень быстро забывает про все. В том числе, и про свое сотворение. Если человек здраво поразмыслит о процессе своего появления на свет, то, непременно, у него не останется иной возможности, кроме как уверовать во Всевышнего Аллаха. Однако этот процесс — процесс появления человека на свет — повторялся так часто, что в своем неведении человек просто перестал обращать на это внимание. Пусть попробует обратить внимание, что же тогда получится?! Ведь появление на свет каждого человека есть яркое доказательство могущества Всевышнего Аллаха!

«Так, думаете ли о семени, что извергаете? Вы ли творите его или Мы — Творцы?» (аяты 58-59).

Процесс сотворения человека начинается с попадания семени мужчины в матку женщины и оплодотворения в ней яйцеклетки.

Следовательно, начальным звеном сотворения человека является семя мужчины.

Так кто же сотворяет это семя? Разве создает его сам человек?

Нет! Истинно, если не сотворит облдающий сифатом Милостивого Всевышний Аллах, то никто другой не способен сотворить. В этом процессе человек является лишь посредником. И вообще, в появлении человека на свет его родители являются средством, и только. После попадания семени мужчины в матку женщины, они оба, не имея возможности вмешиваться в процесс, становятся наблюдателями. Они бессильны сделать что-либо. За превращение этой мерзкой жидкости в совершенного человека теперь принимается рука могущества Всевышнего Аллаха.

Как стало известно из научных исследований, в сперме мужчины, попавшей во влагалище женщины, содержатся миллионы сперматозоидов. И только один из них, проникнув в матку, оплодотворяет яйцеклетку женщины. Вот тогда и начинается процесс формирования человека в утробе матери. После оплодотворения яйцеклетка разделяется на миллионы и миллионы клеток. Каждая группа (колония) клеток обладает свойственными ей характеристиками и отличается от других. Одни являются костными клетками, другая группа относится к нервным клеткам, третьи станут составляющими глаз, четвертые ушами и т. д. Каждая из этих групп клеток принимается за осуществление своих обязанностей. Клетки глаз с невероятной точностью и тонкостью занимают свои места и образуют глаза, а не прикрепляются к местам образования живота или бедер. Они становятся именно глазами, теми чудесными глазами, при передаче изображения которых испытывают большие трудности самые именитые художники мира. Остальные группы клеток подобным образом выполняют свои функции. И в какое же из этих дел может вмешаться человек — отец или мать зародыша? Или же вы полагаете, что эти процессы происходят сами по себе?

И еще, ведь называемое «человеком» существо не состоит только из глаз, ушей, рук и ног. У него есть душа. Так кто вселяет в человека душу? У человека также имеются чувства и эмоции, характер, мышление и т. п. Кто наделяет его всем этим? Отец или мать? Или все это появляется случайно, по стечению обстоятельств?

Ответ один: только обладающий сифатом Милостивого Всевышний Аллах способен наделить человека всем этим.

Когда говорится о начале зарождения человека, понимается именно этот процесс. Даже исход человека является великим чудом, чудом, потрясающим разум. Несведущий человек даже толком не задумывается об этом. Сколько людей умирает каждый день! Однако никто не задумывается над этим процессом. Так как смерть так часто встречается, человек уже привык к этому явлению. На самом деле, это явление тоже указывает на могущество Всевышнего Аллаха. Нижеследующие аяты повествуют об этой самой истине.

«Так, думаете ли о том, что сеете? Вы ли взращиваете его или Мы — Взращивающие?» (аяты 63—64).

Давайте рассмотрим пример с растениями, используемыми человеком и животными. Какова же роль человека в произрастании этих растений, в том, что они дают плоды? Человек, используя свое тело, сотворенное Всевышним Аллахом, сеет семя в землю, сотворенную Аллахом, и только. В остальном же он бессилен и остается в стороне лишь наблюдателем. Для прорастания семени недостаточно почвы, воды, самого семени и химических элементов. В семени заложен внутренний потенциал, который приводится в движение руками могущества Всевышнего Аллаха. И когда этот самый потенциал приводится в движение, происходят изумительные вещи. После множества преобразований и этапов роста, появляется растение, подобное тому, чье семя было брошено в землю.

Кто придает ему форму?

Кто наделяет его цветом?

Или же все это случается само по себе?

Всю свою жизнь человек старается и никак не может в точности изобразить это самое растение, не говоря уже о сотворении растения. Давайте отложим все в сторону и зададимся вопросом: «Откуда же появилось самое первое растение?». Ответ один! Никто, помимо обладающего сифатом Милостивого Всевышнего Аллаха, не создавал его.

Возможно, чтобы периодически напоминать об этой истине, иногда, несмотря на наличие всех необходимых условий, семена не прорастают, или же не удается получить от растений ожидаемого урожая. Ибо в этом деле человек является только посредником. Истинным исполнителем дела является Сам Всевышний Аллах. Он способен вершить все!

«Если бы Мы желали, непременно сделали бы его хворостом. Вы же стали бы удивляться: “Поистине, мы действительно понесшие убытки! Нет! Мы — лишенные”» (аяты 65—67).

О взращивании растений Всевышним Аллахом говорилось и в предыдущих аятах, где также отмечалось бессилие человека в данном вопросе. В этих же последних трех аятах это бессилие подчеркивается в ином ракурсе.

«Если бы Мы пожелали, непременно сделали бы его хворостом».

Да, для Всевышнего Аллаха, в то мгновение, когда Он пожелает, очень легко и просто превратить цветущие и сочно-зеленые растения — деревья, травы, посевы в хворост и сено. С целью напомнить об этом Своим рабам, время от времени Он демонстрирует показательные примеры этих явлений. Если Всевышний Аллах пожелает превратить растения в сухие стебли, что смогли бы сделать люди? Абсолютно ничего. Все, что смогли бы они сделать, так это «стали бы удивляться: “Поистине, мы действительно понесшие убытки! Нет! Мы — лишенные”». И только.

Раз это так, то не лучше ли рабам уверовать во Всевышнего Аллаха и поклоняться — совершать ибадат Ему — Тому, Кто взращивает посеянные ими семена!

Священный Куръан, продолжая приводить аргументы, указывающие на могущество Всевышнего Аллаха, ведет речь о воде — благе, в котором человек ощущает постоянную потребность:

«Так, вгляделись ли вы в воду, которую пьете? Вы ли низвели ее из облака или Мы — низводящие?» (аяты 68—69).

Вода называется источником жизни. Нельзя представить жизнь без воды. Так какие заслуги имеет человек в появлении воды? Человек не способен позаботиться о чем-либо, кроме как пить и портить воду. Все осуществляется только могуществом Всевышнего Аллаха, обладающего сифатом Милостивого.

За последние годы человек попытался низвести дожди из облаков. Однако это всего лишь эксперименты. Вследствие таких попыток уже возникли большие неприятности. К тому же это всего лишь воздействие на уже существующее, и только. Подобно добыче воды путем выкапывания колодца или родника.

В своей повседневной жизни человек постоянно испытывает потребность в воде. Употребляет ее непрестанно. Однако он даже не утруждает себя мыслями о том, откуда появилась вода. Если бы человек объективно и тщательно изучил этот вопрос, то он отдал бы должное могуществу Всевышнего Аллаха и поспешил бы поклоняться Ему. Потому что если Всевышний Аллах пожелает, то в один миг сможет отобрать пресноту питьевой воды и сделать ее соленой. Да,

«Если бы Мы пожелали, сделали бы ее соленой, так возблагодарили бы вы!» (аят 70).

Ценность дарованных Всевышним Аллахом благ познается лишь в сопоставлении этих благ с их противоположностью. Несведущие люди привыкли беспечно использовать для своих нужд готовую воду в таком количестве, в каком им пожелается. Им кажется, что так и должно быть. Именно поэтому они и забывают Того, Который даровал им воду — источник жизни. Но пусть они только представят себе!

«Если бы Мы пожелали, сделали бы ее соленой».

Что смогут сделать люди в таком случае? Вся вода мира стала соленой. Что будет с миром? Неужели они будут перерабатывать соленую воду в пресную воду? Сколько сил, средств, времени и знаний для этого нужно? К тому же будет ли переработанная вода такой, какой является данная Всевышним Аллахом вода? Более того, смогли бы рабы узнать о способе переработке воды, если бы им не раскрыл знания Всевышний Аллах? О беспомощные люди!

«Так возблагодарили бы вы!»

В следующих благословенных аятах речь идет об огне — еще одном благе, дарованном Всевышним Аллахом.

«Так, думаете ли об огне, который высекаете? Вы ли создали дерево его или Мы — создатели?» (аяты 71—72).

Как и без воды, так же невозможно представить жизнь и без огня. Человек постоянно испытывает потребность в нем. Однако в силу того, что процесс добывания и использования  огня стал обыденным делом, то нечасто человек задумывается о том, кем сотворен огонь, кто же наделил его свойством горения. Топливом для огня служит дерево. Мы изучили процесс его появления. Почему при трении древесиной о древесину возникает пламя? Никто еще не смог постичь чудо огня.

Что же стало бы с людьми, если бы Всевышний Аллах не даровал бы им благо огня, если бы Он не установил причины, по которым возникает огонь? Неужели люди не задумаются хотя бы над этим? Неужели не уверуют и не станут поклоняться Тому, Кто сотворил древесину, используя которую зажигают огонь?! Да, пусть же задумаются.

Существует очень много подобных доказательств и фактов. Чтобы не быть многословными, мы упомянули о некоторых из них в чрезвычайно упрощенной форме. Желающие получить более подробную информацию такого рода могут обратиться к специальной литературе.

Теперь, для ознакомления с чисто научными доказательствами существования Всевышнего Аллаха, давайте рассмотрим некоторые сведения, объявленные научными кругами.

Один из американских научных журналов, после опроса, проведенного среди ученых в области атомной энергии, астрономии, биологии и математики, опубликовал следующие сведения:

«Согласно утверждениям ученых, в них (атомах) существует то величественное, что держит порядок этого мира. Это самое (величественное) придерживает их в блюдении своем. Охватывает своим безграничным милосердием, своим знанием.

По словам доктора Райна, в результате проведенных в его лаборатории экспериментов выяснилось, что тело человека обладает душой и невидимой для глаз иной субстанцией.

Как утверждает другой ученый, нет никакого сомнения в том, что атомной энергией, а также другими энергиями и закономерностями управляет тот величественный, который в религиях именуется Аллахом».

Источников с такой информацией становится все больше с каждым днем. Каждый пожелавший может обращаться к ним.

 



[1] Райхан — ароматическое растение из семейства базиликовых.