Пятница Шавваль 10 1445 | Пятница апреля 19 2024

Толкование Сифатов Аллаха

 

Прежде чем подробно говорить о сифатах, следует отметить одну очень важную истину. Всевышний Аллах обладает всеми совершенными качествами. Он пречист от всяких сифатов, содержащих в себе изъян. Ибо, сама Его божественность требует этого.

По этой причине, нам — рабам Аллаха, следует знать хотя бы некоторые подробности, значения основных сифатов Всевышнего Аллаха, а также следует знать о делах и вероубеждениях, касающихся их.

Как уже было сказано, Всевышний Аллах в Своей книге Сам Себя описал несколькими различными сифатами. При обобщении этих описаний было насчитано двадцать качеств.

Теперь вкратце поясним вышеперечисленные сифаты.

 

I. Сифат сущности.

Как было отмечено выше, Всевышний Аллах обладает одним качеством сущности, которое заключается в сифате существования — вуджуд.

Здесь следует констатировать, что арабское слово вуджуд на русский язык переводится как «бытие», «существование», и это существование, которое нельзя отрицать. Все вышеприведенные значения, указанные для подтверждения существования Всевышнего Аллаха, также касаются Его качества сущности — сифата вуджуд. И посему мы не станем повторять их здесь.

 

II. Отрицающие сифаты:

· Древность

Это качество подразумевает то, что раньше Всевышнего Аллаха ничего не было. При этом под древностью здесь следует понимать извечность, так как нет самого такого понятия «до существования Аллаха», поскольку до Всевышнего Аллаха не было ничего. И Сам Аллах не был несуществующим прежде. Существование Всевышнего Аллаха не имеет начала и не имеет конца. Что же касается творений, то их прежде не было, а потом они появились. В толковании к «Акийдатут Тахавийа» («Шарху “Акийдатит Тахавийа”») это излагается следующим образом:

**

«Он извечный без начала, навечный без конца».

То есть, существование Всевышнего Аллаха не имеет начала и не имеет исхода. В существовании всех творений есть начало и есть конец. Всякое существо есть вновь появившееся и созданное. И это — пояснение к таким именам Всевышнего Аллаха — Аввал и Ахир.

 

Доказательство:

«Он — Первый [Аввал] и Последний [Ахир]» (сура «Хадид», аят 3).  Также доказательством служит хадис, переданный имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«О Аллах, Ты — Первый [Аввал], до Тебя ничего нет, и Ты — Последний [Ахир], после Тебя ничего нет».

То есть это означает, «бытие началось с Тебя и завершится в Тебе».

Древность (извечность) Всевышнего Аллаха востребована еще и разумом. Если бы Всевышний Аллах не был извечным, и если бы Он был тем, кого не было ранее и кто появился потом, то должен был бы существовать Его создатель. А тот, кто нуждается в своем сотворении, не может быть Аллахом. Если даже допустим, что Аллах не был извечным, тогда должно было бы существовать божество, сотворившее Его. В таком случае должна была бы существовать и цепь создателей, которая продолжалась бы до бесконечности. А этого не может быть. Единым и окончательным звеном-создателем является только Всевышний Аллах. Все существа в своем возникновении опираются на это «звено». А Он — Тот, существование Кого само по себе является ваджибом. Аллах сущий — ваджибул вуджуд, Его существование долженствующе-необходимое. Аллах воздействует на появление других, но в Своем существовании не поддается никакому воздействию. Извечность Сущего в таком положении и есть великая истина, которой требует разум.

Это не опровергаемая никем простая научная истина.

Этот сифат не упомянялся под названием кадим — «древний» ни в Священном Куръане, ни в благородных хадисах. Улемы использовали это слово, опираясь на приведенные доказательства. Если следовать текстам Священного Куръана и благородных хадисов, то вместо слова кадим было бы использовано аввал (первый).

* * *

· Вечность

Этот сифат отражает вечное существование Всевышнего Аллаха, отсутствие конца этого существования. Каким бы продолжительным и долгим ни было существование творений, все равно однажды они исчезнут. Только существование Всевышнего Аллаха не имеет своего конца.

Это значение в «Акийдатут Тахавийа» и в книге комментариев к ней выражается следующим образом:

 

**

«Он неисчезающий и незавершаемый».

Пояснение: Это  констатация нескончаемости существования Всевышнего Аллаха. Значения слов «исчезновение» и «завершение» близки друг к другу. Использование этих двух слов в одной фразе служит для подчеркивания смысла. Ибо «ичезновение» обозначает исчезновение чего-либо самого по себе, а «быть завершенным» несет смысл кончины, исчезновения под воздействием посторонней силы.

 

Доказательство:

«Каждый, кто на ней [на Земле] — преходящий-исчезающий. И остается лик твоего Господа — Обладателя величия и почести» (сура «Рахман», аят 26–27).

 

«Каждая вещь гибнущая, кроме лика Его» (сура «Касас», аят 88).

Рациональное доказательство:

Если бы Всевышний Аллах не обладал качеством вечности, то Он должен был бы быть фани — исчезающим. Тот, кто исчезнет, не может быть Божеством.

* * *

· Противоположность вновь появляющимся

Это качество означает абсолютную несхожесть Всевышнего Аллаха со всеми творениями, в том числе и с людьми, джиннами, ангелами и другими. Сифат ни одного творения не может быть сифатом для Всевышнего Аллаха.

В «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» этот смысл излагается следующим образом:

 

**

«Творения не схожи с Ним».

Пояснение: То есть среди творений нет ничего, подобного Всевышнему Аллаху ни в сущности, ни в качестве, ни в деяниях, ни в именах, ни в положениях.

Имам Абу Ханифа в «ал-Фикхул Акбар» сказал следующее:

«Он не схож ни с одним из Своих творений. Ни одно из Его творений не схоже с Ним до такой степени, чтобы при сопоставлении с Ним или сличении с Ним была бы возможность опознать Его  путем сопоставления или сличения».

А это является опровержением суждений приверженцев мазхаба Мушаббиха, которые уподобляют Творца творениям. То есть между Всевышним Аллахом и Его творениями нет общих сифатов, по которым можно было бы уподоблять Его творениям.

 

Доказательства:

«Нет подобного Ему ничего и Он - Всеслышащий, Всевидящий!» (сура «Шура», аят 1).

 

«И не был Ему равным ни один!» (сура «Ихлас», аят 4).

Рациональное доказательство:

Если бы Всевышний Аллах был схож в чем-либо со Своими творениями, то Его божественность потеряла бы весь смысл. Это поставило бы Его в один ряд с творениями.

Качество несхожести с вновь появляющимися существами (созданиями) именно под таким названием не упоминается ни в Священном Куръане, ни в благородных хадисах. Это качество в Священном Куръане выражено аятом «Нет подобного Ему ничего». Безусловно, характеристика Священного Куръана чрезвычайно точна.

Однако множество качеств Всевышнего Аллаха можно найти в людях. Это, например, знание, сила, воля, слух, зрение и другие. Как можно такую действительность гармонично совместить с вышесказанным?

На данный вопрос ученые дают следующий ответ:

«Человек обладает сифатами двух категорий.

Сифаты первой категории — это те сифаты, которые являются результатом появления вновь и сотворенности, Такие, как ограниченность в пространстве и времени, беспомощность, слабость, физические потребности, в том числе, чувство голода, жажды, потребность во сне и другие.

Сифаты второй категории при поверхностном подходе кажутся сифатами Всевышнего Аллаха. Однако Сам Всевышний Аллах наделил людей такими сифатами в крайне малом объеме. Он настолько мал, что даже свою собственную потребность человек может удовлетворить только с помощью Всевышнего Аллаха и в ограниченных пределах. К тому же схожесть между упоминаемыми сифатами человека и сифатами Всевышнего Аллаха существует лишь в названии, и только. Но в сути и в действительности эти сифаты принадлежат к абсолютно различным  мирам.

 

* * *

 

(Из книги "Суннитские вероубеждения")

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...

За прослушивание религиозных...

В общественном транспорте запрещено ставить...

Почему в арабском...

Современный исламский мир перестал уделять...