Толкование сифатов Аллаха (часть 2)

 

· Существование вне зависимости от чего-либо.

Этот сифат подразумевает, что Всевышний Аллах вне нужды в ком-либо, кто создал бы Его, и  вне нужды в пространственном местопребывании. Всевышний Аллах существовал раньше времени и раньше пространства.

Все остальные существа для своего появления и существования нуждаются в Аллахе субханаху ва таъала. Если Всевышний Аллах не осуществит их появление, они так и остануться несуществующими. Но Сам Всевышний Аллах — Тот, Который существуют Сам по Себе, вне зависимости от чего-либо. Он не нуждается в ком-либо для Своем появления.

Доказательства этого сифата следующие:

 

«Аллах — Сомад» (сура «Ихлас», аят 2) — Тот, Кто не нуждается ни в чем и ни в ком, но все нуждаются в Нем.

 

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Самосущего» (сура «Бакара», аят 255).

 

«Не родил и не был рожден» (сура «Ихлас», аят 3) и:

 

«Он — Первый и Последний» (сура «Хадид», аят 3).

Наверное, нет необходимости приводить здесь  рациональные доказательства. Разве была бы присуща Аллаху всевышность, будь Он нуждающимся в Своем создателе?

· Единственность (Вахданият)

Под этим сифатом подразумевается, что Всевышний Аллах Един и в Своей сущности, и в Своих сифатах, и в деяниях, и не может быть у Него сотоварища или того, кто бы мог приравняться к нему.

Когда мы говорим о единственности сущности Всевышнего Аллаха, мы понимаем, что у Него нет сотоварища, и что Он не состоит из частей.

Когда мы говорим о единственности сифатов Всевышнего Аллаха, подразумевается то, что ни один из сифатов Его созданий не походит на Его сифаты.

Когда мы говорим о единственности деяний Всевышнего Аллаха, подразумевается то, что деяния ни одного существа не могут быть схожи с Его деяниями.

Доказательства единственности Всевышнего Аллаха:

 

«Если бы были на них [на небесах и на Земле] божества, кроме Аллаха, то непременно разладились бы они. И пречист Аллах, Господь Трона, от того, что [они] описывают!» (сура «Анбийа», аят 22).

Вселенную сотворил Один Сущий, Один Сущий и правит ею. И вся Вселенная подчиняется Ему. По этой причине, несмотря на несметность существующих во Вселенной вещей, в ней до восторгающей степени царит строгий порядок, взаимосвязь и пропорциональность. Если бы сотворивших Вселенную и правящих ею было бы более одного, то несомненно, их волеизъявления столкнулись бы друг с другом. И в результате во Вселенной нарушилась бы пропорциональность, утратилась бы взаимосвязь и нарушился бы порядок. Раз Вселенная держится в рамках одного порядка, во взаимосвязанном виде и в пропорциональности, значит, сотворивший ее и распоряжающийся ею Един.

 

«Не брал Аллах Себе ребенка, и не было с Ним никакого божества. Тогда каждый бог унес бы то, что сотворил, и непременно возвысились бы одни над другими. Пречист Аллах от того, что [они] описывают» (сура «Муминун», аят 91).

Убеждения мушриков являются абсолютно неправильными.

Никогда «Не брал Аллах Себе ребенка…»

Нет у Него ни сына, ни дочери, и не было никогда.

А также:

«Не было с Ним никакого божества».

Не было абсолютно никогда того, кто мог бы быть сотоварищем Всевышнему Аллаху в божественности. Это не согласуется ни с логикой, ни с разумом.

«Тогда каждый бог унес бы то, что сотворил, и непременно возвысились бы одни над другими».

То есть, если были бы иные божества, помимо Всевышнего Аллаха, то несомненно, они тоже сотворили бы для себя что-нибудь и, следовательно, они должны были бы распоряжаться созданными ими творениями. В результате каждое божество стало бы распоряжаться миром по-своему и нарушился бы единый мировой порядок. В результате стремлений каждого божества осуществить свое волеизъявление возникли бы конфликты. Одни стали бы довлеть над другими. В итоге разрушилось бы мироустройство. Неверность вероубеждения о наличии сотоварища у Аллаха можно усмотреть уже хотя бы в этом. Такое вероубеждение есть присвоение порочного описания такому Сущему, как Всевышний Аллах,  приписывание Ему недостатка.

«Пречист Аллах от того, что [они] описывают».

Об этом в суре «Исра» говорится следующее:

 

«Скажи: «Если бы были вместе с ними божества, как они говорят, тогда действительно пожелали бы [они держать] к Обладателю Трона путь. Пречист Он и возвысился над тем, что говорят, Великим Возвышением!» (аяты 42–43).

Данные два священных аята являются опровержением притязаниям многобожников о том, что наряду с Всевышним Аллахом существуют достойные поклонения разные божества. Предположим, что наряду с Аллахом существовали бы, как говорят многобожники, иные божества, тогда эти божества устремились бы к Аллаху — Обладателю Трона, с целью приблизиться к Нему или же овладеть Его властью.

У Аллаха нет никаких сотоварищей. И нет иного, помимо Всевышнего Аллаха, кто был бы достойным поклонения.

 

Безусловно, не сложно понять, что если бы Всевышний Аллах не обладал единственностью, то устройство этого мира несомненно нарушилось бы.