Толкование Сифатов Аллаха (часть 3)

III. Сифаты значений:

· Могущество

Этот сифат представляет собой качество, которое имеется в сущности Всевышнего Аллаха извечно. Следует не забывать, что Всевышний Аллах стал могущественным не после того, как Его могущества хватило на что-либо, а Всевышний Аллах исконно стяжен этим сифатом. Всевышний Аллах этим Своим сифатом творит, превращает в небытие или изменяет.

Об этом сифате в книге «Шарху Акийдатит Тахавийа» говорится следующее:

**

«Ничто не может оставить Его бессильным».

Пояснение: то есть ввиду безукоризненности могущества Аллаха ничто не может воспрепятствовать Его деянию или решению.

Доказательства:

«Аллах — ничто не оставляло Его неспособным [бессильным] ни на небесах, ни на земле. Поистине, Он — Всезнающ, Мощен!» (сура «Фатир», аят 44).

«И поистине, мы убедились, что никогда не сможем оставить неспособным Аллаха на земле, и никогда не сможем оставить неспособным Его бегством [от Него]» (сура «Джинн», аят 12).

«Воистину Аллах над всякой вещью могущественен!», (сура «Бакара», аят 20).

«И Аллах над всякой вещью Могущественный!» (сура «Кахф», аят 45).

«И не тяготит Его охрана их» (сура «Бакара», аят 255).

То есть поддержание небес и земли не может оставить Аллаха в бессилии.

* * *

· Воля

Этот сифат также изначально существует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом Аллах наделяет всеми допустимыми качествами всевозможные предметы.

Об этом сифате в книге «Шарху Акийдатит Тахавийа» приведено следующее:

**

«Не будет иного, помимо того, что Он пожелает».

Пояснение: Во всей Вселенной не может быть ничего иного, помимо того, что по желанию Всевышнего Аллаха. В этом есть опровержение суждениям кадаритов и муътазилитов. Потому как они утверждали, что Всевышний Аллах пожелал от всех людей уверования, однако неверные пожелали выбрать неверие. Эти их слова порочны и отверженны. Ибо это противоречит Куръану, сунне и здравому смыслу.

Доказательства:

«Вершитель того, что пожелает» (сура «Бурудж», аят 16).

«Поистине, Аллах делает, что пожелает!» (сура «Хадж», аят 18).

«Но Аллах делает то, что пожелает» (сура «Бакара», аят 253).

* * *

· Знание (Илм)

Этот сифат изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха, и подразумевается, что этим сифатом Он открывает и охватывает абсолютно все, как если бы это уже существовало в действительностиили же, какими они будут в реальном будущем.

Особенности этого качества нам следует изучать  крайне внимательно. В сифате илм (знание) есть свойство узнавать, но нет свойства изменять или воздействовать.

Для полного осмысления этого сифата следует обратиться к аятам Священного Куръана. Всевышний Аллах в суре «Анъам» сказал:

«И у Него ключи сокровенного; не знает их никто, кроме Него, и [Он] знает то, что на суше и на море; и не падает ни один лист без [Его] ведома, и нет зерна во мраках земли, и нет [ничего] мокрого или сухого, чего не было бы в Книге ясной» (аят 59).

Из этого благословенного аята мы узнаем, что знание Всевышнего Аллаха не имеет границ и что это знание обладает единственным описанием, свойственным только ему. Одним из главных сифатов этого знания является:

«И у Него ключи сокровенного; не знает их никто, кроме Него».

Сокровенное — гайб — скрытые, потаенные от людей события, то есть события, которые не поддаются человеческому восприятию, не познаются человеческим разумом. Сколько бы человек ни гордился своей эрудированностью, познанное им всегда и во все времена будет оставаться меньшим, чем то, что им не постигнуто. В познании сокровенного у человека существует лишь одно средство, и это — божественный вахий. Все остальное не что иное, кроме как предположения и сомнения.

Верующие мусульмане отличаются от других своим и верованием в сокровенное. Ибо акийда в основном и состоит из уверования в сокровенное, то есть верования в то, чего нельзя увидеть, что нельзя ощутить. Уверование во Всевышнего Аллаха также является проявлением веры в сокровенное. Уверование в ангелов, божественные книги, пророков, Судный день, существование рая и ада, в то, что доброе и плохое — предустановление от Аллаха, также является проявлением веры в сокровенное.

Эти и бесчисленное количество других вещей, со всех сторон окружающих человека, придерживающих настоящее и будущее за божественным занавесом, является сокровенностью.

В деле знания сокровенного человек весьма бессилен. Ему даже неизвестно, когда и где появился первый человек — Адам алайхиссалам. То, что доступно знанию человека — лишь сведения, приведенные в Священном Куръане и благородных хадисах, и только. Все остальные утверждения в этом отношении являются предположениями, догадками, сомнениями и т.п.

Для человека, не знающего о прошлом, большая часть прошлого является сокровенным. Аллах же ведает все. Человек не знает даже о бесчисленных процессах, протекающих в каждый конкретный миг в его собственном организме. Он может знать о существенных, заметных для него изменениях, но о большинстве процессов не ведает вовсе. Например, процессы в клетках его организма являются для него сокровенным. Так какую часть из происходящих в какой-то определенный момент во Вселенной процессов может знать человек, который не все знает в собственном организме? Никакую. Но Всевышний Аллах знает обо всем.

Человеку неизвестно и о событиях в будущем, которые могут произойти с ним. Раз человек не все знает о том, что касается его самого, то о том, что связано с другими, он не может знать и вовсе. Но Всевышний Аллах — Тот, Который знает все.

Материалисты притязают на то, что истины открывает наука и их утверждения исходят от науки, однако они забывают, что каждое научное открытие всесторонне окружено сокровенным. Именно по этой причине вокруг каждого научного открытия возникает множество предположений и гипотез. Но Всевышний Аллах знает сущность тех предположений. И посему все ключи сокровенного — у Самого Всевышнего Аллаха. Эти ключи недоступны даже пророкам.

«И [Он] знает то, что на суше и на море».

То есть Всевышний Аллах знает обо всем, что имеет отношение к пространству. Человек же не ведает об этом. На это указывает то, что и в наши дни и на суше, и на воде обнаруживаются все новые и новые явления, не известные человеку ранее.

«И не падает ни один лист без [Его] ведома».

Значит, Всевышний Аллах знает о движении каждой крупинки, мельчайшей частицы во Вселенной. Падение одного листа с дерева не является заметным событием на мировом уровне. Однако Всевышний Аллах знает и об этом событии, и даже обо всех тончайших деталях явлений.

«И нет зерна во мраках земли, и нет [ничего] мокрого или сухого, чего не было бы в Книге ясной».

Под «Книгой ясной» подразумевается Лавхул махфуз. Слова о том, что Всевышний Аллах знает даже об одном зернышке, сокрытом под землей, и о мокром, и сухом, означает, что нет ничего, чего бы не знал Аллах. Такое определение-описание соответствует лишь Всевышнему Аллаху.

Также Всевышний Аллах в суре «Юнус» сказал следующее:

«В каком бы ты ни был состоянии и что бы ты ни читал из Куръана, и какое дело вы не совершали, Мы непременно над вами Свидетели с вашего погружения в это. И не укроется от Господа твоего [ничто даже] весом с мельчайшую частицу ни на земле, ни на небе, и ни то, что меньше этого, и ни то, что больше, иначе как [это] — в Книге ясной», (аят 61).

Следовательно, Всевышний Аллах не только все видит или все знает, но еще и является свидетелем всего этого, и записывает все в Книге ясной. Улемы древности под словом «частица» понимали пылинки, видимые глазу в лучах солнечного света. Однако сегодня под «частицей» следует понимать «атом», его составляющие — микрочастицы, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. И вот эти самые мельчайшие частицы также не могут оставаться сокрытыми от Всевышнего Аллаха. И когда наступит время, именно на этой основе — что не могут оставаться потаенными от Аллаха даже мельчайшие частицы — будет произведен расчет в Судный день. И разве могут остаться сокрытыми деяния тех, кто совершил самый большой грех в мире, посягнув на присущее только Всевышнему Аллаху право — сочинял ложь в отношении достоинств Всевышнего Аллаха, называя часть дарованного Им удела харамом, а часть халалом? Нет, конечно!

Точно так же не могут быть напрасными усилия, тех, кто проживает свою жизнь с твердым убеждением, верой в то, что Аллах наблюдает за каждым деянием, даже за деяниями с мельчайшую частицу, и что все они записываются в Книге ясной, и потому искренне верует во Всевышнего Аллаха и покорно исполняет все Его повеления?

Всевышний Аллах в суре «Гафир» сказал:

«Знает Он измену очей и то, что скрывают груди» (аят 19).

Нет ничего, чего бы не знал Всевышний Аллах, Он знает все. И даже:

«Знает Он измену очей…»

То есть Всевышний Аллах знает, берет на учет даже если кто-то украдкой, краем глаза тайком подсмотрит что-либо, что является харамом для посторонних глаз. Всевышний Аллах также знает:

«…и то, что скрывают груди».

 

Всевышний Аллах прекрасно знает и о том, что в тайне от всех было задумано в душе. Раз Ему известно о таких вещах, то не может быть никаких сомнений в том, что Всевышний Аллах знает и обо всем остальном. Так пусть же люди остерегаются Его.