Толкование сифатов Аллаха (Часть 5)

 

· Речь (Калáм)

Этот сифат извечно присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом Аллах повелевает, запрещает и извещает. Посредством этого качества Аллах доносил Своим пророкам посредством вахий такие Свои ниспослания, как Куръан, Таурат и Инджил.

В пользу утвержденности этого сифата имеются доказательства в Священном Куръане и благородных хадисах.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

 

«И говорил Аллах с Мусой говорением [речью]» (аят 164).

Всевышний Аллах в суре «Тауба» сказал:

 

«И если кто-нибудь из многобожников просит у тебя защиты, то бери его под свою защиту, пока не услышит [он] слово Аллаха» (аят 6).

Приведено также множество достоверных хадисов о разговоре Пророка саллаллаху алайхи васаллам с Всевышним Аллахом при совершении Миъраджа.

Слово калáм в языке арабов имеет два определения.

Первое: калáм — выражение словами мысли, сформированной в сознании.

Второе: калáм — сама мысль, сформированная в сознании и подготовленная для речи.

К примеру, «у меня есть что сказать тебе», то есть, у меня в сознании есть подготовленная для тебя слова. Даже если эти слова еще не высказаны, все равно они называются  калáмом.

Сифат калáма Всевышнего Аллаха является одним из глубоко изученных вопросов в науке акийда.  Почти во всех книгах по акийде данному вопросу уделено отдельное внимание.

В числе прочих, в книге «Шарху Акийдатит Тахавийа» говорится следующее:

 

**

«И поистине, Куръан — слово Аллаха. Куръан проявился от Него как слово без образа. Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику. Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его и твердо уверовали, что поистине, он является словом Аллаха. Он не является творением, подобно человеческой речи.

Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческоевоистину, станет неверным. Аллах осудил таких людей, объявил провинившимися и устрашал их пламенем ада.

 

«Вскоре ввергну Я его в сакар [ад]!» (сура «Муддассир», аят 26).

После того, как Аллах устрашил cакаром (адом) сказавшего: «Это не что иное, как речь человеческая!» (сура «Муддассир», аят 25), тот узнал и твердо уверовал, что это, поистине, слово Творца людей. Оно не походит на слово человеческое.

 

«Куръан проявился от Него как слово без образа».

То есть Куръан — это слово, проявившееся от Всевышнего Аллаха, но мы не знаем, каким образом оно было высказано.

Слово «Куръан» является масдаром — словообразующей основой, и в некоторых случаях имеет смысл «чтения вслух» — кираата. Всевышний Аллах сказал:

 

«И Куръан фаджра. Поистине, Куръан фаджра — засвидетельствован!» (сура «Исра», аят 78).

То есть во время фаджра ангелы становятся свидетелями чтения Куръана.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Украшайте Куръан своим голосом».

Передал Абу Давуд.

То есть подразумевается украшение голосом во время чтения Куръана.

Иногда под словом «Куръан» подразумевается «читаемое».

 

Всевышний Аллах сказал:

«И когда читаешь Куръан [читаемое], проси же защиты у Аллаха от шайтана, заброшенного камнями», (сура «Нахл», аят 98).

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

 

«И когда читается Куръан [читаемое], прислушивайтесь к нему и молчите — быть может, вы будете помилованы!» (сура «Аъраф», аят 204).

* * *

Фраза «слово без образа» в книге «Шарху Акийдатит Тахавийа»  означает, что нельзя установить, каким образом происходило высказывание его Аллахом в качестве слова. То есть известно, что это слово произошло от Всевышнего Аллаха, но не известно, в какой форме и состоянии оно произошло.

«Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику», то есть, Всевышний Аллах ниспослал Куръан Своему пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам посредством речи ангела.

Джабраил алайхиссалам услышал Куръан от Всевышнего Аллаха, а Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам услышал от Джабраила алайхиссалам.

Всевышний Аллах в Куръане сказал:

 

«И Куръан Мы разделили, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали Мы его ниспосланием» (сура «Исра», аят 106).

 

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

 

«Снизошел с ним Рухул Амин на твое сердце, чтобы ты стал из предостерегающих, на языке арабском ясном» (сура «Шуара», аяты 193–195).

Рухул Амин, что дословно означает Дух Верный, — одно из имен Джабраила алайхиссалам.

Во фразе «Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его» под «верующими»  подразумеваются сподвижники и следующее после них поколение мусульман — табиъины.

А слова «в том же состоянии» подразумевают состояние, которое связано с упомянутыми выше словесностью (калáм) и ниспосланностью Куръана.

«Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческоевоистину, станет неверным».

Тот, кто станет отрицать, что Куръан является словом Всевышнего Аллаха, и начнет утверждать, что это слова Мухаммада или кого-либо еще, помимо него, — ангела или простого человека, несомненно, будет неверным.

Точно так же, кто признает Куръан словом Всевышнего Аллаха, но будет толковать его иным способом, помимо способа, относительно которого пришли к единому мнению салафус салихин (праведные предшественники), или по-своему исказит слова, то нет сомнения в том, что он станет неверным.

«Он не походит на слово человеческое», то есть слова Всевышнего Аллаха почтеннее, прекраснее и выше того, чем быть схожим со словом человеческим. Аллах в описании Своего слова-калáма приводит следующее:

 

· «А кто правдивее Аллаха словом?» (сура «Ниса», аят 87).

 

· «И стали завершенными слова Господа твоего правдой и справедливостью» (сура «Анъам», аят 115).

 

· «Если бы собрались люди и джинны, чтобы привести наподобие этого Куръана, не привели бы подобного ему» (сура «Исра», аят 88).

 

· «Скажи: «Приведите же суру, подобную ему!» (сура «Юнус», аят 38).

Следовательно, нет слов, подобных словам Куръана, нет системы, подобной его системности, нет смысла, подобного его смыслу.

Слово Всевышнего Аллаха, обращенное к человеку, является великим почетом для человека.

Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал:

 

«И говорил Аллах с Мусой» (сура «Ниса», аят 164), а также:

 

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и говорил с ним его Господь» (сура «Аъраф», аят 143).

В другом благословленном аяте Всевышний Аллах о пророках сказал:

 

«Среди них те, с кем говорил Аллах, а некоторых из них возвысил в степенях.» (сура «Бакара», аят 253).

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

 

«Мир! — слово от Господа Милосердного» (сура «Йа Сиин», аят 58).

В хадисе, переданном имамом Ибн Маджа и другими имамами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал следующее:

«Когда обитатели рая пребывали среди своих благ, внезапно к ним снизошел свет. Они посмотрели наверх. Смотрят, Аллах жалла жалалуху глядит на них. Так, Он сказал: “Ассаламу алайкум [Да будет вам мир], о обитатели рая».

Это и есть сказанное Всевышним Аллахом: «Мир! — слово от Господа Милосердного».

И взирая на Господа своего, не будут они замечать блага, среди которых находятся до тех пор, пока Всевышний Аллах не прикроется от них и не скроется от них Его благодать и свет.

В аяте:

«Поистине, те, которые продают завет Аллаха и клятвы свои за малую цену, те — нет доли им в ахирате, и не станет говорить с ними Аллах, и не посмотрит на них», (сура «Áли Имран», аят 77), мы видим, что люди подвергаются наказанию лишением разговора с Всевышним Аллахом. Если бы Всевышний Аллах не говорил бы и с верующими рабами, то не осталось бы разницы между ними и неверными. Тогда не стало бы прока и в лишении неверных говорения Аллаха с ними (то есть возможности слышать речь Аллаха, обращенную к ним).

 

У имама Бухари в «Сахихе» есть отдельная глава «О слове Всевышнего Аллаха обитателем рая», в которой он приводит несколько хадисов. Самое достойнейшее благо для обитателей рая — это услышать слова Аллаха табарака ва таъала и увидеть Его прекраснейший лик. Отрицание же слова является отрицанием райского духа и его самого высочайшего, самого предпочтительного блага. А ведь без этого рай не доставит удовольствия своим обитателям!