Четверг Шавваль 16 1445 | Четверг апреля 25 2024

ВОПРОСЫ О БОЖЕСТВЕ. Толкование Сифатов Аллаха [Часть 7]

 

IV. Сифаты относительности

Как мы уже сказали выше, сифаты, причисленные к этой группе, не что иное, как следствие предыдущих сифатов значений. Другими словами, сифаты относительности представляют собой положения, вытекающие из утвержденности сифатов значений.

Сифатов относительности семь:

· Могущественность Всевышнего Аллаха;

· То, что Всевышний Аллах — Волеизъявляющий;

· То, что Всевышний Аллах — Знающий;

· То, что Всевышний Аллах — Живой;

· То, что Всевышний Аллах  Слышащий;

· То, что Всевышний Аллах — Видящий;

· То, что Всевышний Аллах — Говорящий.

Эти семь качеств непосредственно связаны с предыдущими семью качествами. Именованию их «сифатами относительности» способствовало то, что они являются относительной частью значений качеств, перечисленных в предыдущей группе.

В этой последней группе качества подразделяются на четыре вида.

- К первому виду относятся сифаты, связанные с ваджиб, возможными и невозможными явлениями и вещами. Сюда входят такие качества как Знание и Речь.

Как упоминалось ранее, сифат Знание раскрывает истинность вещей, не воздействуя при этом на них. Несомненно, Всевышний Аллах раскрывает-знает истинность всех долженствующих (ваджиб), возможных и невозможных явлений.

А сифат Речи (Калáм) связан с явлениями с точки зрения указания, изложения, повеления или отвращения (запрета). Конечно, речь Всевышнего Аллаха вбирает в себя все должествующее, возможное и невозможное.

- Сифаты относительности второго вида связаны только с возможными явлениями. В этот раздел входят сифаты Могущество и Воля. Потому что, и воля и могущество являются качествами, воздействующими на явления. К примеру, создать или уничтожить. Долженствующие (ваджиб) явления уничтожить — сделать несуществующими — невозможно. Как невозможно создать  сделать существующими — невозможное. Если бы не было так, то долженствующее не могло бы стать долженствующим, а невозможное  невозможным.

- Сифаты относительности третьего вида связаны со всем сущим. К этому виду относятся сифаты слуха и зрения. С помощью этих качеств-сифатов существующие вещи слышатся и видятся. Не существующие вещи не слышатся и не видятся.

- К четвертому виду относится сифат, не связанный ни с чем. Это сифат жизни. Это качество относительно Всевышнего Аллаха представляет собой сифат, существующий самостоятельно, вне зависимости от чего-либо.

 

Обычно, сифат жизни как минимум требует наличия пространства и времени. Но это требование действует в отношении творений. Являющийся Творцом всего, Всевышний Аллах Сам сотворил и пространство, и время, и Сам же управляет ими. Следовательно, Его сифат жизни не связан ни с местопребыванием, ни со временем, и ни с какими бы то ни было иными условиями и требованиями.

 

 

 

Самое читаемое

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...