ВОПРОСЫ О БОЖЕСТВЕ. Толкование Сифатов Аллаха [Часть 7]

 

IV. Сифаты относительности

Как мы уже сказали выше, сифаты, причисленные к этой группе, не что иное, как следствие предыдущих сифатов значений. Другими словами, сифаты относительности представляют собой положения, вытекающие из утвержденности сифатов значений.

Сифатов относительности семь:

· Могущественность Всевышнего Аллаха;

· То, что Всевышний Аллах — Волеизъявляющий;

· То, что Всевышний Аллах — Знающий;

· То, что Всевышний Аллах — Живой;

· То, что Всевышний Аллах  Слышащий;

· То, что Всевышний Аллах — Видящий;

· То, что Всевышний Аллах — Говорящий.

Эти семь качеств непосредственно связаны с предыдущими семью качествами. Именованию их «сифатами относительности» способствовало то, что они являются относительной частью значений качеств, перечисленных в предыдущей группе.

В этой последней группе качества подразделяются на четыре вида.

- К первому виду относятся сифаты, связанные с ваджиб, возможными и невозможными явлениями и вещами. Сюда входят такие качества как Знание и Речь.

Как упоминалось ранее, сифат Знание раскрывает истинность вещей, не воздействуя при этом на них. Несомненно, Всевышний Аллах раскрывает-знает истинность всех долженствующих (ваджиб), возможных и невозможных явлений.

А сифат Речи (Калáм) связан с явлениями с точки зрения указания, изложения, повеления или отвращения (запрета). Конечно, речь Всевышнего Аллаха вбирает в себя все должествующее, возможное и невозможное.

- Сифаты относительности второго вида связаны только с возможными явлениями. В этот раздел входят сифаты Могущество и Воля. Потому что, и воля и могущество являются качествами, воздействующими на явления. К примеру, создать или уничтожить. Долженствующие (ваджиб) явления уничтожить — сделать несуществующими — невозможно. Как невозможно создать  сделать существующими — невозможное. Если бы не было так, то долженствующее не могло бы стать долженствующим, а невозможное  невозможным.

- Сифаты относительности третьего вида связаны со всем сущим. К этому виду относятся сифаты слуха и зрения. С помощью этих качеств-сифатов существующие вещи слышатся и видятся. Не существующие вещи не слышатся и не видятся.

- К четвертому виду относится сифат, не связанный ни с чем. Это сифат жизни. Это качество относительно Всевышнего Аллаха представляет собой сифат, существующий самостоятельно, вне зависимости от чего-либо.

 

Обычно, сифат жизни как минимум требует наличия пространства и времени. Но это требование действует в отношении творений. Являющийся Творцом всего, Всевышний Аллах Сам сотворил и пространство, и время, и Сам же управляет ими. Следовательно, Его сифат жизни не связан ни с местопребыванием, ни со временем, и ни с какими бы то ни было иными условиями и требованиями.