Казá и кадар [часть 5]

 

Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от неверного толкования вопроса о казá и кадаре.

В благородном хадисе, переданном от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Накануне конца света появятся некие народы. Они будут совершать грехи. Затем будут говорить: «Аллах предустановил нам это». Опровергающий их слова человек будет подобен человеку, обнажившему меч на пути Аллаха».

Если бы значение казá и кадара осознавалось мусульманами правильно и они этому значению верно следовали, то они восстановили бы свою прежнюю славу и занять свое достойное место в этом мире.

 

Передается от Абдуллаха радияллаху анху:

 

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рассказал нам хадис, а ведь он — садыкул масдук [правдивый и подтвержденный]:

«Поистине, вещество сотворения каждого из вас собирается в утробе его матери сорок дней в виде нутфы[1]. Затем столько же [времени пребудет] в виде алаки[пиявкообразного сгустка крови]. Затем столько же пребудет в виде музги[разжеванного куска мяса]. Затем в него вдохнется душа. И будет повелено записать четыре слова: его удел, час его смерти, его деяния и [будет ли он] несчастным или счастливым. Клянусь Тем, кроме Которого нет никакого божества, один из вас будет совершать деяния обитателей рая, и когда между ним и раем останется [расстояние в] один аршин[2], тогда опередит его та книга [запись] и совершит он деяние обитателей ада, и войдет в него. Поистине, один из вас будет совершать деяния обитателей ада, и когда между ним и адом останется [расстояние в] один аршин, тогда опередит его та книга [запись] и совершит он деяние обитателей рая и войдет в него».

Передали имам Бухари, Муслим и другие.

 

В начале этого хадиса Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху отмечает, что каждое слово нашего любимого Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам является правдивым и подтвержденным. Этот смысл выражают сказанные им слова:

«Тогда как он — садыкул масдук [правдивый и подтвержденный].

Правдивость Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам является одним из его самых широко известных качеств. Точно так же широко известно о его качестве масдук, то есть подтвержденности его правдивости.

То, что передатчик хадиса, прежде чем приступить к непосредственному пересказу услышанного им хадиса, упоминает эти качества Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, преследует определенную цель — дабы не  возникали сомнения в отношении достоверности приводимых в хадисе значений.

В этом благородном хадисе говорится о том, насколько безгранично, всеобъемлюще и насколько точно знание Всевышнего Аллаха.

Также говорится о том, что Всевышний Аллах творит каждую вещь с точной мерой, и эта мера не меняется, а Всевышний Аллах точно и ясно ведает обо всем этом извечно и до бесконечности, в том числе до самого Судного дня.

Давайте ознакомимся с мыслями, изложенными в этом благородном хадисе, по отдельности.

«Поистине, вещество сотворения каждого из вас собирается в утробе его матери сорок дней в виде нутфы».

Кем собирается? Несомненно, Всевышний Аллах. Следовательно, переход каждого человека в виде нутфы — спермы — из хребта отца в утробу матери происходит только по знанию и устроению Аллаха. Сколько бы миллиардов людей ни пребывало на земле, так было с каждым. И сколько семян переходят из скольких хребтов во сколькие утробы матерей по всему миру в данный миг, также известно Аллаху.

Попадание спермы в матку еще не означает, что появится ребенок. Семя в этой сперме должно оплодотворить яйцеклетку женщины. А этого без воли и устроения Всевышнего Аллаха не бывает. Отец и мать могут испытать наслаждение от полового акта, но не смогут узнать, что происходит со спермой, оплодотворяет ли семя, или нет? Не ведая о том, был ли зачат ребенок или нет, они обращаются к тем, кто может распознать это по признакам. Но и у тех нет никакого знания об оплодотворении яйцеклетки семенем. Это известно только обладателю безграничного знания — Самому Всевышнему Аллаху.

Всевышний Аллах пожелал, чтобы семя, перешедшее из отцовского крестца, накапливалось в матке матери в течение сорока дней. И если семя за этот срок оплодотворит яйцеклетку, то появится зародыш. Если семя выпадет до этого, то беременности не будет. Безусловно, все это происходит по знанию и могуществу Всевышнего Аллаха.

«Затем столько же [времени пребудет] в виде алаки [пиявкообразного сгустка крови]».

То есть в течение вышеупомянутого срока — сорока дней — будет пребывать в виде сгустка — алака. В наших старых источниках алака названа «сгустком крови». В арабском языке слово «алака» означает «пиявка». Да, то самое существо, которое отсасывает кровь, пиявка, по-арабски называется алака.

Даже сами женщины не ведают о том, в какое мгновение и каким образом нутфа в их собственных матках превращается в алака — сгусток крови. Если даже весь мир, объединившись, станет следить за процессом, происходящим в одной матке, никто не сможет в него вмешаться и не выяснит что-либо в точности. Всевышний Аллах же ведает обо всех процессах, происходящих во всех утробах. Он знает обо всем что происходило и произойдет с момента появления Адама до Судного дня.

«Затем столько же пребудет в виде музги [разжеванного куска мяса]».

То есть после пребывания в состоянии алака столько же — сорок дней — пробудет в состоянии музги. Теперь пиявкообразный сгусток крови обрел вид разжеванного мяса и в таком состоянии пробудет сорок дней.

И это, как описывалось раньше, происходит только по знанию и устроению Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах не пожелает, в каком бы состоянии ни было начало человека, будь то состояние спермы, будь то состояние алака либо состояние музги, это выпадет из матки, не переходя на следующую стадию развития. Беспомощная же обладательница матки может почувствовать это только по происходящим изменениям в процессе выпадения (выкидыша).

«Затем в него вдохнется душа».

То есть после сорока дней в утробе в состоянии музги в него — будущего человека вдыхают дух — душу. Этот процесс считается самым важным. Это великая тайна жизни. По сей день никто не знает, что представляет собой душа и как она вдыхается в человека.

Человек на протяжении своего долгого существования на земле сделал все, на что был способен, чтобы докопаться до тайны души, но так и не смог ничего узнать. Человек, притязающий на обладание знанием обо всем, настолько беспомощен, он утверждает, будто бы знает все тайны мира, но не знает даже тайны о себе самом.

Эту тайну знает только Сам Всевышний Аллах. И не только знает, но и устраивает и осуществляет ее.

На этой стадии, когда человек обретает душу, начинается процесс, относящийся к изучаемой нами теме — вопросу казá и кадара.

«И будет повелено записать четыре слова: его удел, час его смерти, его деяния и [будет ли он] несчастным или счастливым».

Кому будет повелено?

Будет повелено уполномоченному ангелу.

Кто станет повелевать?

Повелевает Всевышний Аллах.

Что будет повелено?

Записать.

Что значит «записать»?

Записать — значит фиксировать знание.

В одном произведении сказано «Фиксируйте знание записыванием». Записывание означает подтвердить знание более ясным образом. Однако записать что-либо, зафиксировать знание, не означает заставить кого-то другого совершить то, что записано.

В частности, если сохранить в тайне ту самую запись, то вообще не будет никакого воздействия. И не может быть.

В период пребывания человека в утробе своей матери, сведения относительно его будущего фиксируются в знании Всевышнего Аллаха.

Так можно ли назвать записывание этого знания — его фиксирование — принуждением этого человека?

Безусловно, нет!

Ведь зафиксированные сведения известны только одному Аллаху!

 

 

Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2258--a-6.html



[1] Нутфа — мужское семя, сперма.

[2] Аршин примерно равен длине от кончиков пальцев человека среднего сложения до локтя. Это составляет примерно 61,2 см.