Пятница Рамазан 19 1445 | Пятница марта 29 2024

Казá и кадар [часть 6]

 

 

 

Теперь рассмотрим все четыре слова, которые будут записаны, по отдельности:

1. Удел (ризк).

Ризк — удел всех живых существ мира — известен лишь Самому Аллаху.

Только Сам Аллах знает, кому, какой, когда и в каком количестве достанется удел, никто другой, кроме Всевышнего Аллаха, не знает об этом.

Если даже весь мир объединится и попытается узнать об уделе одного живого существа на промежуток в один миг, не смогут осуществить это.

В народе есть поговорка: «Что ты проглотил — то твое, а что во рту — еще неизвестно». Это изречение подтверждает то, что удел для всех, кроме Аллаха, остается под сомнением — неизвестным. То есть человек не может знать, станет ли пища, разжевываемая им во рту, его уделом.

В действительности, и эта поговорка — не совсем точное определение. Поскольку и по поводу проглоченного еще остается сомнение, ведь мы не можем сказать, станет ли проглоченная пища полноценным уделом. Если Аллаху не будет угодно, чтобы проглоченное стало уделом, то эта пища, превратившись в отраву, может привести к болезни или даже к смерти человека. Или же она может вызвать тошноту и проглоченное выйдет наружу в виде рвоты. Итак, может ли такая неизвестность — незнание человеком о своем уделе оказать воздействие на его жизнь? Нет, конечно!

Творцом всех живых существ из ничего, в том числе и творцом человека является Всевышний Аллах.

Знающим все состояния человека, как до превращения его в нутфу, так и после его смерти, также является Всевышний Аллах.

Создателем всех уделов в мире, знающим их целостно и точно, а также устроителем их является Всевышний Аллах.

Посему не удивительно, что и о том, какой удел — в каком виде, количестве и состоянии достанется каждому человеку, знает только Сам Аллах.

И не трудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать то, что известно Ему.

Был бы Аллах Аллахом, не знай Он точно и полностью удел каждого живого существа?! В этом знании Аллаха нет признака принуждения.

2. Смертный час (аджал).

Это тоже относится к категории вещей, о которых неизвестно никому, кроме Аллаха. Всевышний Аллах Своим всеобъемлющим знанием точно знает о смертном часе каждого живого существа, в том числе и каждого человека.

Никому, кроме Аллаха, даже Его приближенным (мукарраб)  ангелам, не известно о смертном часе какого-либо живого существа.

Если даже весь мир объединится и попытается узнать смертный час хотя бы одного крохотного насекомого, все равно не смогут узнать.

Тот, Кто сотворил всех живых существ, в том числе и людей, — это Аллах.

Тот, Кто даровал им жизнь — это Аллах.

Тот, Кто их умертвит — это Аллах.

Следовательно, не удивительно, что только Сам Всевышний Аллах знает о смертном часе каждого существа, в том числе и каждого человека.

И не трудно Ему поручить одному из ангелов записать то, что Он знает.

Был бы Аллах Аллахом, не знай Он полностью и в точности смертный час каждого живого существа?!

И в этом знании Аллаха нет принуждения.

3. Деяние (амал).

Знание о деяниях также относится к тому, что присуще только Самому Всевышнему Аллаху.

Человек не знает не только о последующих действиях других, но и не знает точно о том, что совершит сам через некоторое время.

Человек вознамеривается на что-то, стремится к нему. Однако осуществление этого дела или его неосуществление зависит от воли и желания Всевышнего Аллаха. Свершится то, чего пожелал Аллах, а чего не пожелал, не свершится.

Не удивительно, что по этой причине Всевышний Аллах полностью и точно знает о деяниях каждого человека, начиная с его рождения вплоть до самой его смерти.

Потому что человека сотворил Всевышний Аллах, и на том основании Он является Тем единственным, Кто полностью и точно знает обо всех возможностях и особенностях человека.

Точно так же и мир, в котором человек проживает свою жизнь, сотворил Аллах.

И Тот, Кто полностью и точно знает о тонкостях и мельчайших подробностях этого мира — это Аллах.

И Тот, Кто распоряжается как человеком, так и миром — это Аллах.

Следовательно, знание Аллаха о совершении какого-либо деяния человеком есть истина.

Был бы Аллах Аллахом, не знай Он этого?!

И не трудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать эти человеческие деяния, о которых Он знает.

И это знание Аллаха, в свою очередь, не является для человека принуждением совершать то или иное деяние.

4. Будет ли он несчастным или счастливым.

О каждом человеке, является ли он счастливым или несчастным, знает только сам Всевышний Аллах. При этом Он знает об этом Своим всеобъемлющим знанием извечно. Знает не только с момента вдыхания души в человека в утробе его матери, а знает извечно.

Сказанное в рассматриваемом хадисе заключает в себе смысл фиксации — записывания этого самого извечного знания, и только.

Если все человечество объединится и попытается узнать, будет ли счастливым или несчастным хоть один человек из них самих, не смогут этого сделать. Даже величайший из пророков Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам только благодаря извещению Аллаха пророчески благовестил о водворении в рай лишь считанного количество людей.

Что будет с остальными, известно лишь Самому Аллаху.

Был бы Аллах Аллахом, не знай Он этого?!

И не трудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать это знание.

И вместе с тем, фиксирование этого знания письмом не принуждает раба Аллаха быть несчастным или счастливым.

Потому что знание — это свет, открывающий-обнаруживающий суть чего-то, а не сила, принуждающая кого-то!

Следует обратить внимание, в продолжении хадиса поясняется, почему люди не смогут узнать друг о друге или о себе, являются ли они несчастными или счастливыми.

Эту часть хадиса Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам начинает следующими словами:

«Клянусь Тем, кроме Которого нет никакого божества». А это указывает на чрезвычайную важность последующих слов.

«…один из вас будет совершать деяния обитателей рая, и когда между ним и раем останется [расстояние в] один аршин, тогда опередит его та книга [запись] и совершит он деяние обитателей ада, и войдет в него».

Кто знает, что будет с человеком в будущем? Этого не знает даже сам конкретный человек. Он может провести всю жизнь в поклонении, а в конце может предаться наущению шайтана и тем самым погубить себя.

«Поистине, один из вас будет совершать деяния обитателей ада, и когда между ним и адом останется [расстояние в] один аршин, тогда опередит его та книга [запись] и совершит он деяние обитателей рая и войдет в него».

И такое может случиться. Что бы ни делал человек всю свою жизнь, под конец в нем могут пробудиться лучшие человеческие качества и от одного благого деяния его положение может полностью измениться.

Именно поэтому улемы науки акоид, приводя в доказательство этот хадис и схожие с ним другие хадисы, утверждают:

«Нельзя выносить категоричное решение о предстоящем водворении конкретной личности из числа людей киблы[1] в рай или ад».

То есть нельзя сказать, что такой-то будет обитателем рая или ада. Однако в обоих вышеупомянутых случаях из хадиса нет принудительного влияния кадара, воздействия извечного знания Всевышнего Аллаха. А выражение «тогда опередит его та книга [запись]» означает чрезвычайную точность и обоснованность записанного в книге знания, и только.

В данном благородном хадисе было рассказано о совершенности и всеобъемлемости, о точности и обоснованности знания Всевышнего Аллаха.

Мы детально рассмотрели эту истину.

В конце хадиса отмечается, что человек не должен судить на основе своих деяний и выносить по ним решения, не должен забывать Аллаха или уклоняться даже на самую малость в другую сторону.

И он не должен успокаивать себя словами: «Всю жизнь я совершал благие деяния, и теперь я непременно войду в рай»! Даже в последний миг жизни все может обернуться по-другому. Потому что все происходит по повелению Аллаха.

И пусть кто-либо не впадает в безнадежность, говоря: «Всю жизнь я совершал греховные деяния, и теперь я непременно попаду в ад»! Даже в последний миг жизни все может обернуться по-другому. Потому что все происходит по повелению Аллаха.

Итог подводится исходя из конца деяний. И никто не знает, когда завершится его собственная жизнь. Поэтому надо осознавать, что каждый миг может стать концом жизни.

 

 

Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2293--a-7.html

 



[1] То есть всех мусульман, объединенных одной общей киблой (кибла — обращение в направлении Каъбы при совершении определенных ибадатов, в частности намаза).

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

От Сьюзи Бакенбороу

Будучи практикующей христианкой почти 16...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...