Казá и кадар [часть 8]

 

 

Сообщается, что Имран ибн Хусойн радияллаху анху сказал:

«Было сказано [спрошено]:

— О Посланник Аллаха, известны ли обитатели рая [в отличие] от обитателей ада?

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да.

Было сказано [спрошено]:

— Тогда почему же совершающие деяния совершают деяния?

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Каждый — удостаивающийся того [деяния], которое было сотворено для него».

Передали имам Бухари, Муслим и другие.

В этом хадисе почтенные сподвижники задают вопросы великодушному Посланнику саллаллаху алайхи васаллам, которые обычно возникают у человека, столкнувшегося первый раз со сведениями о кадаре — предустановлении.

Вполне возможно, что и у них возник такой вопрос, после того как они впервые услышали от Пророка  саллаллаху алайхи васаллам о кадаре.

Почтенные сподвижники:

«О Посланник Аллаха, известны ли обитатели рая [в отличие] от обитателей ада?»

То есть сподвижники спросили, было ли изначально различено — узнано, кто станет обитателем рая, а кто станет обитателем ада. Очевидно, что Всевышний Аллах — Знающий, Всеведущий, и посему использование здесь фразы «известны ли…?» еще раз указывает на то, что вопросы о казá и кадаре относятся к категории знаний только Самого Всевышнего Аллаха.

Здесь не были использованы такие слова, как «определены», «назначены», «приговорены», а используется слово «известны».

На этот вопрос Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:

«Да».

То есть этим сказал: «Да, обладатели рая и обладатели ада известны».

«Тогда почему же совершающие деяния совершают деяния?»

То есть, если известно, кто станет обладателем рая и  кто станет обладателем ада, то какой смысл утруждать себя, совершая деяния?

На этот вопрос Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:

«Каждый — удостаивающийся того [деяния], которое было сотворено для него».

Ученые это изречение толкуют следующим образом: «Каждому человеку удастся то деяние, которое было создано для него: счастливый человек удостоится деяний обладателей счастья, а злосчастный человек удостоится деяний обладателей несчастья, и посему от каждого человека требуется совершать деяния, которые повелевал совершать Всевышний Аллах».

Да, Всевышний Аллах повелевал всем Своим рабам совершать деяния. Весь шариат, и Священный Куръан, и Сунна состоят из повелений Аллаха Своим рабам. Следование этим повелениям востребовано от рабов. Рабу, котрый станет соблюдать эти повеления, обещано счастье.

Также рабам велено уверовать в казá и кадар (предопределение и предустановление). Уверовавшему в казá и кадар обещано счастье, а неуверовавшему — несчастье.

Однако людям не было велено препираться и углубляться в вопрос о казá и кадаре. Также не было велено ни постигать знание Аллаха о них, и ни оставлять предписанные деяния под предлогом предопределения и предустановленности исхода.

В этом благородном хадисе изложено, как должен понимать мусульманин казá и кадар — предопределение и предустановление относительно предстоящих дел.

Мусульманин в предстоящих делах должен сделать своим девизом фразу «Каждый — удостаивающийся того [деяния], которое было сотворено для него» и броситься совершать деяния. Он должен стараться доказать, что он удостоин совершения благих деяний. Должен радоваться, что удостоился таких благих деяний. А если случатся какие-либо неприятные дела, то, считая их ошибкой, человеческой слабостью, сразу же должен покаяться и постараться доказать, что он не удостоин плохих деяний, что скверные деяния не для него.

В этом и состоит пояснение Пророка саллаллаху алайхи васаллам о том, как должен вести себя мусульманин относительно предопределения и предустановления в предстоящих делах.

В этом и состоят представления и действия почтенных сподвижников и праведных предшественников.

Они жили, всегда считая себя удостоенными благих деяний. Свое становление мусульманином они воспринимали как признак великого счастья.

В течение всей своей жизни они постоянно стремились к совершению благих дел.

Когда сами вставали перед выбором между богобоязненностью или ее отсутствием, то с намерение удостоиться доброго деяния, склонялись к богобоязненности.

Когда сталкивались с необходимостью выбора между щедростью и скупостью, то ударялись в щедрость.

Когда вставали перед выбором между деловитостью и ленью, то стремились к активности.

Они провели всю свою жизнь с мыслью и стремлением: как же совершить еще больше воздаваемых благих деяний?

Именно поэтому они совершено не страшились усталости, страданий, трудностей и смерти.

Именно поэтому они с легкостью преодолевали все преграды.

Именно поэтому им всегда сопутствовала удача.

А когда такого уровня вера в предопределение и предустановление ослабела, все дела пошли вспять.

Когда вместо того, чтобы совершать благие деяния, начали нести чепуху о том, «будет ли польза от деяний или нет», толкуя при этом смысл предопределения и предустановления совсем в противоположном значении, дела и вовсе ухудшились.

В результате этого увеличилось количество бесполезных тяжб и ссор. И место исламских достоинств заняли сомнение, трусость, лень и другие пороки.

В итоге, вместо праведных предшественников пришло потомство, которое, как говорится в аяте 59 суры «Марйам», предались порочным деяниям:

«И осталось после них [замещающее] потомство, утратившие намаз и предавшиеся порочным желаниям…».

 

 

Если мусульмане желают возродить свои высокие личностные качества и восстановить свое достойное место, то не должны забывать, что приведение веры в ее первоначальное чистое состояние является одним из их особо важных дел.

 

Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2328--a--9.html