Казá и кадар [часть 10]

 

 

Один из французских ученых в своих воспоминаниях о событии, побудившем его стать мусульманином, отмечает нижеследующий смысл:

«Мы вместе с научной группой были в одной из отдаленных деревень Алжира. Как-то поднялся сильный ветер. Не было возможности даже поднять голову, открыть глаза. Местные жители, используя все свои возможности, принялись за спасение своей жизни, своего имущества. А ветер становился все сильней, разметая все на своем пути.

Сильный ветер не стихал несколько дней. Не осталось ни одного неповрежденного жилого сооружения. Не было также видно, что уцелела что-либо из имевшейся живности. А о деревьях и растениях можно и не говорить. И в целом не осталось никаких признаков жизни. Мы между собой думали: “Наверное, теперь местные жители переселятся в другое место”.

Ветер прекратился. Однако ни одно из наших ожиданий не подтвердилось. Никто не стал стонать, жалобно вопить. Никто и не пожаловался на случившееся бедствие. Все вышли из своих укрытий, и как ни в чем не бывало, начали приводить в порядок что осталось в хозяйстве. Никто не выказывал сожаления и досады от понесенного ущерба, каждый только был настроен продолжить жить как и прежде, используя уцелевшие вещи. Поведение этих простых людей пустыни произвело на меня сильное впечатление.

Расспросив, я узнал, что они верят в предопределение и предустановление и действуют согласно этому вероучению».

 

Передается от Али радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Раб [Аллаха] не может стать мумином (верующим) пока не уверует в четыре вещи:

- Засвидетельствует, что, поистине, нет божества, кроме Аллаха, и что, поистине, я Посланник Аллаха и Он послал меня с истиной[1].

- Уверует в смерть.

- Уверует в воскресение после смерти.

- Уверует в предустановление».

Пророк саллаллаху алайхи васаллам в этом своем хадисе особо отмечает четыре вещи, в которые следует уверовать каждому верующему-мусульманину.

Среди этих четырех вещей есть и вера в предустановление, в кадар. В начале хадиса Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам использует высший метод воздействия на слушателя. То есть он говорит:

«Раб [Аллаха] не может стать мумином (верующим) пока не уверует в четыре вещи».

Разумеется, это не значит, что совершенный ийман состоит только из этих четырех вещей. Но с самого начала утверждается, что очень важно уверование в вышеупомянутые четыре вещи и что без них даже речи идти не может об иймане. Затем детально разъясняются эти четыре вещи.

1. «Засвидетельствует, что, поистине, нет божества, кроме Аллаха, и что, поистине, я Посланник Аллаха и Он послал меня с истиной».

Это — слова тавхида, слова свидетельствования единственности Аллаха, они представляют собой суть иймана, а также наиважнейшее из того, что необходимо и востребовано для человечества. Если нет веры в это, то не будет веры и в остальное. Если не будет этого свидетельства, то не будут приняты и деяния. Человечество должно поклоняться только Самому Всевышнему Аллаху и считать последним пророком только Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Должно признать, что Аллах послал его с истинной религией. Кто произнесет эти слова своими устами  (языком) и подтвердит их своим сердцем, станет мумином (верующим), в противном случае  не сможет стать таковым.

2. «Уверует в смерть».

То есть признает, что смерть истинна. И веруя в это, станет жить, думая о ней. Наверное, нет нужды в подчеркивании того, что такое верование является долженствующим — ваджиб — убеждением и  необходимым для каждого человека. Нельзя ожидать хорошего от человека, который не верит в смерть и живет, не думая о ней. Недаром о плохих людях в народе говорят «неужели он думает, что не умрет». Это значит, что зло такого человека исходит от отсутствия его веры в смерть. Именно потому, что раздумья о смерти очень важны для каждого человека, Пророк саллаллаху алайхи васаллам среди четырех важных атрибутов веры верование в смерть указывает на втором месте, после верования в Аллаха и его Посланника.

3. «Уверует в воскресение после смерти».

Если нет такой веры, то нет необходимости и в вере в смерть. Веровать в воскресение после смерти — значит верить в расчет за совершенные деяния. А это в свою очередь, является фактором, побуждающим человека постоянно совершать благие дела. Не будет преувеличением, если мы скажем, что все злые деяния в мире в основном совершаются из-за отсутствия веры в воскресение после смерти либо ввиду слабости этой веры. Именно поэтому вера в воскресение после смерти в этом благородном хадисе отмечается особо.

4. «Уверует в предустановление».

Это еще одно утверждение того, насколько важным является вера в предустановление. Об этом мы говорим с самого начала данной главы.

 

Передается от Абу Аззы радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда Аллах предопределит рабу смерть в каком-то месте, то устраивает там для него какую-нибудь нужду».

Последние два хадиса передал Тирмизи.

В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам излагает истину предопределения и предустановления, и то, что предустановление устраивает Сам Всевышний Аллах.

Например, если смерть одного человека была предопределена и предустановлена в конкретном месте, то Аллах устроит ему в этом месте условия для удовлетворения какой-нибудь его потребности. Раб пойдет туда с целью удовлетворения этой своей потребности и там найдет свою предопределенную смерть.

В таких случаях в народе говорят: «Очевидно, наступил его конец, раз сам пошел за своей смертью».

Это показывает, насколько Всевышний Аллах является устроителем и насколько лишен раб этого качества.

Это показывает, насколько безгранично знание Всевышнего Аллаха и насколько невежествен человек.

Это показывает, насколько Всевышний Аллах могущественен и насколько беспомощен раб Его — человек.

О такой разнице между качествами Господа и Его рабов с точки зрения казá и кадара (предопределения и предустановления) можно говорить относительно каждого явления, каждого действия. Именно по этой причине Ислам уделял особое внимание уверованию в предопределение и предустановление, уверование в это учение считалось одной из основ иймана.

 

 

Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2361--a--11.html

[1] Здесь под «истиной» подразумевается религия Ислам.