Казá и кадар [часть 11]

В этой главе, посвященной вопросу предопределения и предустановления, мы изучили один священный аят и более десяти благородных хадисов. Безусловно, это не все аяты и хадисы относительно предопределения и предустановления. Но суть вопроса,  его основные направления были рассмотрены всесторонне. Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы.

Прежде всего, нужно сказать, что нельзя вынести решение-положение (хукм) по какому-либо вопросу, основываясь лишь на одном или нескольких хадисах. По мере возможности нужно высказывать суждения только после всестороннего изучения вопроса.

Если при рассмотрении одних хадисов этой главы может показаться, что раб не обладает никакой свободой воли, то при рассмотрении других все может показаться наоборот.

В одних разъясняется отношение к предопределению и предустановлению в связи с предстоящими делами, а в других, разъясняется, как нужно относиться к предопределению и предустановлению после того, как действие уже осуществлено.

Наличие в аятах и хадисах, излагающих вопрос предопределения и предустановления, кажущихся с виду понятий принуждения и вольности, стали причиной тому, что некоторые сошли с верного пути в понимании этого вопроса. Часть таких людей утверждала: «В этом мире все деяния раб совершает не по своей воле, а по принуждению».

Люди, придерживающиеся такого мнения и убеждения, являются представителями мазхаба Джабрийа. Одной из видных групп этого мазхаба является категория джахмитов, которую основал Джахм ибн Сафван Самарканди.

Другие, в противоположность мазхабу Джабрийа, говорят: «Человек свободен во всех своих делах, совершает действия только по своей воле, и сам творит свои деяния». Они именуются «кадарийа» (отрицающие предустановление — кадар), а основателями этого мазхаба являются муътазилиты. И представители Кадарийа, и представители Муътазилийа считаются заблудшими.

А придерживавшийся истинного вероучения Ислама мазхаб Ахлус сунна вал джамаа избрал срединный путь. Представители этого мазхаба утверждали: «Среди явлений в мире, с которыми сталкивается конкретный человеку, существуют те, в которых он волен, но существуют и те, в которых он не имеет воли». По их мнению, человек не ответственен за дела, в которых он не волен, и напротив, ответственен за дела, в которых он волен.

История показывает правдивость этого утверждения. Все сподвижники, табиъины и праведные предшественники придерживались этого убеждения.

Передается, что имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи спросил у имама Джафара ибн Мухаммад Садыка радияллаху анху:

— О сын Посланника Аллаха, предоставил ли Аллах рабам Своим полномочия в делах?

— Всевышний Аллах выше того, чтобы передать Господство рабам!

— Тогда принуждает ли их?

— Всевышний Аллах справедливее того, чтобы сначала принудить их к какому-либо делу, а затем подвергнуть мучению!

— Что это значит?

— Это значит среднее. Нет ни принуждения, ни полной воли. Нет насилия, но нет и предоставления власти.

Обсуждая вопрос выше, мы с вами убедились, насколько верны эти ответы.

Иногда термин «кадар» (предустановление) и его синонимы используются также относительно упорядочивающих мир и его устройство правил, укладов и причин.

Например, аят «Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре» имеет значение «сотворили в мере». То есть это означает, что в мире у каждой вещи есть свойственная ей мера, объем, количество. Есть множество хадисов с подобным смыслом.

Учение о предопределении и предустановлении является одним из столпов веры и нельзя относиться к нему с пренебрежением. Необходимо постоянно быть бдительным в этой сфере. И если потерять эту самую бдительность и осторожность, человек легко может оказаться на пути заблуждения. В древности таких случаев наблюдалось много.

Множество людей именно в вопросе предустановления впадали в заблуждение, отклоняясь в ту или иную стороны. Предустановление и касающиеся его вопросы становились причиной большой фитны. Это наносило огромный вред мусульманам.

Именно поэтому улемы Ахлус сунна вал джамаа в этом вопросе были чрезвычайно требовательны. Точными и ясными фразами они выразили, как следует вести себя в этом вопросе каждому мусульманину, и записали свои учения в книгах по акийде.

В одной из самых авторитетных книг мазхаба Ахлус сунна вал джамаа, то есть убежденческого мазхаба большинства мусульман, в книге «Акийдатут Тахавийа» сказано следующее:

* * *

«В действительности, кадар (предустановление) является тайной Всевышнего Аллаха в творениях. О нем не осведомлены ни ангелы, ни посланные пророки. Углубление в этот вопрос, вглядываться в него — есть причина для уничижения, лестница для обездоленности и степень превышения пределов. Остерегайтесь и еще раз остерегайтесь того, чтобы вглядываться в него, остерегайтесь размышлений и наущений.  Потому что Всевышний Аллах оградил знание о кадаре от рабов Своих и отвратил их от вознамерения на него. Всевышний Аллах в Своей книге сказал: «Не будет Он спрошен о том, что делает, а они — будут спрошены[1]».

Итак, кто спросит “Почему Он сделал так?”, тот тем самым отвергнет куръаническое предписание. Кто отвергнет предписание Куръана, тот станет из числа неверных».

* * *

Эти слова были записаны после имевших место горьких опытов, после всестороннего изучения аятов и хадисов о кадаре, изречений сподвижников о нем. Прежде чем достичь этих результатов, ученым Ахлус сунна вал джамаа пришлось пережить множество споров, обсуждений, прений, сопоставлений аргументов и опытов. В конце-концов они пришли к решению, что будет полезным, если мусульмане будут следовать вышеупомянутым правилам.

Рассмотрим процитированный фрагмент детально.

«В действительности, кадар (предустановление) является тайной Всевышнего Аллаха в творениях».

То есть предустановление известно лишь Самому Всевышнему Аллаху. Знать о том, что предустановлено в этом мире существам, свойственно только Самому Всевышнему Аллаху.

«О нем не осведомлены ни ангелы, ни посланные пророки».

На самом деле, приближенные ангелы и посланные пророки бывают осведомлены о множестве тайн. Однако Всевышний Аллах сокрыл знание о кадаре даже от них. Они также не знают, что было предустановлено существам. Потому что вопрос о предустановлении по сути указывает на безграничность знаний Всевышнего Аллаха.

«Углубляться в этот вопрос, вглядываться в него — есть причина для уничижения, лестница для обездоленности  и степень превышения пределов».

То есть углубление в вопрос предустановления, попытка проверить его, впоследствии может стать причиной попадания в уничижительное положение. Лишает осмелившегося на это множества вещей, благ. И в итоге становится причиной превышения пределов. В самом деле, представители мазхабов Кадарийа и Джабрийа, а также их последователи оказались в таком положении.

«Остерегайтесь и еще раз остерегайтесь того, чтобы вглядываться в него, остерегайтесь размышлений и наущений».

То есть остерегайтесь попыток овладеть знанием о кадаре, остерегайтесь размышлений о нем, таких как: «Почему случилось так, почему произошло этак, что было бы, если бы было сделано так». Также остерегайтесь таких наущений, как «если известно все, для чего же нужны деяния, нельзя ли было вместо этого сказать вот так». Ибо все известно не вам, а Аллаху. Аллах повелел вам уверовать в предустановление, соблюдать Его повеления, Его шариат, вот это и выполняйте!

«Потому что Всевышний Аллах оградил знание о кадаре от рабов Своих».

Если даже все люди соберутся воедино и попытаются узнать предустановление одной маленькой крупинки, они не смогут узнать этого.

«И отвратил их от вознамерения на него».

То есть Всевышний Аллах отвратил рабов Своих от намерений овладеть знанием о кадаре.

 

«Всевышний Аллах в Своей книге сказал: “Не будет Он спрошен о том, что делает, а они — будут спрошены”».

То есть Всевышний Аллах вершит все Сам по Себе. Никто не сможет спросить у Него: «Почему сделал это?». Однако Всевышний Аллах спросит у всех рабов за содеянное: «Почему ты сделал это?».

«Итак, кто спросит «Почему Он сделал так?», тот тем самым отвергнет куръаническое предписание».

То есть кто, принимая случившееся как предопределение и предустановление Аллаха, спросит: «Почему Аллах сделал так?», тот будет считаться отвергшим предписание Куръана «Не будет Он спрошен о том, что делает».

«Кто отвергнет предписание Куръана, тот станет из числа неверных».

Именно поэтому в этом вопросе следует быть чрезмерно осторожным. Осторожность должна быть на таком уровне, что необходимо даже не приближаться к тем, кто углубляется в вопрос о  кадаре.

 

 



[1] Сура «Анбийа», аят 23.