Награда или наказание воздается по деянию

 

Если поразмыслить над аятами Священного Куръана и благородными хадисами Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то можем увидеть, что воздаваемость и савабом (наградой), и икабом (наказанием) в зависимости от совершенного деяния является общим правилом.

Всевышний Аллах в суре «Зухруф» сказал:

 

«И это — рай, который дан вам в наследство за то, что совершали» (аят 72)

Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:

 

«[Тем], души которых изымут ангелы благими! Говорят: «Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершали» (аят 32)

 

Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:

 

«И у Аллаха — прекрасные имена; молитесь же Ему ими и оставьте тех, которые отклоняются в Его именах. [Непременно] будет им воздано за то, что совершали!» (аят 180)

 

Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:

 

«И вкусите мучение вечности за то, что совершали!», (аят 14)

Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:

 

«Неужели тот, кто был верующим, подобен тому, кто был нечестивцем? Не равны они! А те, которые уверовали и творили праведные деяния, то для них  сады-пристанища  угощением за то, что совершали. А те, которые распутствовали, то их пристанище  огонь. Всякий раз, как они пожелают выйти из него, будут возвращены в него и будет сказано им: «Вкусите мучение огня, который вы считали ложью!» (аяты 18–20).

 

Также и на примере благородных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мы убеждаемся в том, что награждение или наказание людей, водворение их в рай или ад, поставлены в зависимость от их деяний.

 

Передается от Абу Катада радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Аллах азза ва джалла сказал: “Поистине, Я сделал фардом для твоей уммы пятикратный намаз. И Я дал Сам Себе завет о том, что, кто придет соблюдшим их в отведенное для них время, Я водворю тех в рай. И кто не соблюдет их, то нет для него завета при Мне”».

Передал Абу Давуд.

 

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:

— Укажите мне на такое деяние, совершив которое я смогу войти в рай.

[Пророк саллаллаху алайхи васаллам] сказал:

 Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему в сотоварищи ничего. Полноценно совершай фард-намазы. Исполняй фард-закáт. Соблюдай [пост] Рамадан[а].

[Тот] сказал:

— Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, я не добавлю к этому [ничего].

И когда он возвратился, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если кого радует зреть на человека из [числа] обитателей рая, то пусть посмотрит на этого».

Передали Бухари, Муслим и Насаи.

 

Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Есть сорок качеств, самое наивысшее из них — маниха[1] козы, кто станет блюсти одно из них в надежде на саваб и в подтверждение своего завета, то, поистине, этим его Аллах водворит в рай».

Передали Абу Давуд и Бухари.

 

Передается от Муаза ибн Джабала радияллаху анху:

«Мы с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышли в путь. В один из дней, когда мы шли, я, приблизившись к нему, спросил:

— О Посланник Аллаха, известите меня о таком деянии, которое введет меня в рай и отдалит от ада.

[Пророк саллаллаху алайхи васаллам] сказал:

— Поистине, ты спросил о великом. В сущности, оно [деяние] очень легкое для человека, которого удостоил Аллах. Будешь поклоняться Аллаху. Не будешь придавать Ему в сотоварищи ничего. Также будешь полноценно совершать намазы. Будешь давать закáт, и соблюдать [пост] Рамадан. Совершишь хадж к Дому.

И [он саллаллаху алайхи васаллам] сказал:

— Указать тебе на врата благ? Пост оберегает. Милостыня гасит [стирает] грехи, подобно тому, как вода гасит огонь. И намаз человека посреди ночи является девизом праведных, — и прочел аят Отчуждаются их бока от лож[2].

 

Затем сказал:

— Известить ли тебя о голове деяния, его позвоночнике и вершине его горба?

Я сказал:

— Да, о Посланник Аллаха.

Сказал:

— Головой деяния является Ислам. Его позвоночник — намаз. А вершиной его горба является — усердствование (джихад).

Затем сказал:

— Известить тебя о том, что владеет всеми этими?

Я сказал:

— Да, о Посланник Аллаха.

Он схватил свой язык и сказал:

— Воздержись от этого!

Я сказал:

— О Посланник Аллаха, будем ли мы действительно подвергнуты [наказанию] за то, что мы сказали?

[Он саллаллаху алайхи васаллам] сказал:

— Да скорбит [в трауре] по тебе твоя мать[3], о Муаз. Если не плод языка людей спустит их ничком (или носом) в ад, то что же спустит!».

Передал Тирмизи.

Понятия почтенных сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам не отличались от этого.

Когда у Абдуллаха ибн Умара спросили, будет ли вред деянию со словами «лаа илааха иллаллааху» или от этого будет еще польза, то он ответил «совершай благие деяния, не обольщайся».

 

Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2576-----6.html

[1] Маниха — предоставление дойного животного во временное пользование для того, чтобы люди могли пить их молоко, после чего животное должно быть возвращено.

[2] Часть аята 16 суры «Саджда».

[3] Фраза, переведенная нами как «Да скорбит [в трауре] по тебе твоя мать», в арабском языке обычно используется не в прямом смысле, для выражения проклятья, а применяется для выказывания укора, выговора. В этом хадисе фраза имеет значение вроде «Разве ты не знал этого?».