**

Вознесение дуа за умерших и посвящение им саваба

(цитата из книги «Шарху Акийдатит Тахавийа»)

 

 

«От молитв и милостынь живых [людей] есть польза для умерших».

Пояснение: Представители Ахлус сунна вал джамаа единогласно сошлись во мнении о том, что умершие получают пользу от совершенных деяний живых [людей].

Примером этому являются вознесение мусульманами молитв за умерших, произнесение истигфара,  дача милостыни и совершение хаджа от их имени.

Разногласия отмечались в вопросе о том, доходят ли до умерших савабы от телесных (физических) поклонений живых, или не доходят.

К телесным (физическим) поклонениям относятся такие ибадаты, как намаз, пост, чтение Куръана и поминания (зикр) Аллаха.

Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал и преобладающее большинство улемов высказывались в пользу того, что савабы от телесных ибадатов до умершего доходят.

Шафиъи и Малик утверждали, что не доходят.

Доказательства тому, что до умершего доходят савабы от деяний, совершенных другим [живым] человеком, содержатся в Священном Куръане, Сунне, Иджмаъ и Кийасе.

Доказательство из Священного Куръана:

«И те, которые пришли после них, говорят: Господи, прости [грехи] нам и нашим братьям, которые были до нас с верой!» (сура «Хашр», аят 10).

В этом аяте Всевышний Аллах превозносит тех, кто просит прощения грехов за умерших до них верующих. А это свидетельствует о том, что умершие получают пользу от молитв живых.

Доказательства из Сунны:

В книге «Сунан» имама Абу Давуда передается от Усмана ибн Аффана радияллаху анху следующий хадис:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам после погребения умершего, стоя над ним [могилой погребенного] говорил: «Произносите истигфар за вашего брата. Просите стойкости для него. Ибо сейчас он будет подвергнут спросу».

Также переданы хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам о вознесении дуа умершим при посещении  могил.

Примером этому является хадис, приведенный в книге «Сахих» имама Муслима:

«Мать правоверных Аиша радияллаху анха[1] спросила у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

— Что вы произносите, когда просите прощения грехов за обитателей могил?

Он саллаллаху алайхи васаллам ответил:

— Ассаламу алайкум (мир вам), о обитатели местопребывания муминов и мусульман. Да помилосердствует Аллах к умершим до нас и до вас, а также к следующим после. И поистине, мы присоединимся к вам».

Доказательство из Иджмаъ:

Основная влиятельная часть исламской уммы вместе приводя в доказательство молитву, произносимую при совершении намаза джаназа, утверждает, что от молитвы живых умершие получают пользу.

Молитвы, возносимые в намазе джаназа, известны большинству. Они разные, в зависимости от пола и возраста покойника. Само существование отдельных молитв для каждой категории — для мужчин, для женщин и для младенцев, указывает на то, что в этих молитвах есть польза для мертвых.

Доказательство из Кийаса:

Когда являющаяся телесным поклонением молитва приносит пользу умершим, то, безусловно, в намазе, посте и других подобных телесных ибадатах несомненно есть польза для мертвых. Потому что по сути их совершения между ними нет разницы. К тому же существуют еще доказательства, что и другие телесные ибадаты приносят пользу умершим.

 



[1] Радияллаху анха — Да будет доволен ею Аллах. (Употребляется в отношении почтенных сподвижниц Полсланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам).