Заключение

 

В качестве примечания к вопросу о получении покойником пользы от деяния живых людей скажем следующее:

Большинство улемов Ахлус сунна вал джамаа высказывались в пользу того, что покойник получает пользу от деяния другого (живого) человека. Приверженцы мазхаба Муътазилийа говорили, что пользы покойник не получает.

Благотворительность, молитвы и другие подобные дела, совершаемые за покойного, не составляют основу шариата. Они являются лишь дополнением. Основой являются только деяния, которые человек совершал сам.

Поэтому жить в этом мире с мыслью о том, что после смерти польза будет поступать от деяний других людей, и не соблюдать при этом предписания шариата, совершенно неверно. Кое-где у нас встречаются даже категории людей, которые под религией понимают совершение раз в год худайи — жертвоприношение и угощение с богоугодной целъю.

Положение о существовании пользы для умершего от деяний другого не было придумано преобладающим большинством улемов. Напротив, они объявили это положение, основываясь на аятах и хадисах, приводя их в качестве аргументов и доводов. Поэтому следует правильно понимать это положение и правильно следовать ему.