Об уделе созданий

По определению улемов мазхаба Ахлус сунна вал джамаа, «каждая мирская и послемирская вещь, даруемая Всевышним Аллахом Своим творениям, состоящим из людей и животных, для которых есть польза от нее, является уделом — ризком».

Пища,  питье, одеяние или жилище, даруемые Всевышним Аллахом каждому разумному и неразумному, большому или маленькому человеку, каждому животному и которыми пользуются эти люди и животные, являются их уделом (ризком).

А также является уделом — ризком — то, что Всевышний Аллах удостаивает их хорошим, направляет их на повиновение и поклонение.

Всевышний Аллах в суре «Худ» сказал:

«И нет ни одного движущегося на земле, чей удел не был бы на Аллахе. И знает Он их места обоснования и их места хранения. Все — в Книге ясной» (аят 6).

Движущихся на земле живых существ — людей, животных, птиц, насекомых и прочие живые создания — всех их наделяет уделом Всевышний Аллах. Аллах ведает все: их положение в движении, в бездействии, рождении и других ситуациях. Все это записано также в Книге ясной.

Удел делится на две части:

Халал-удел и харам-удел.

Доказательством этому служит следующий аят суры «Бакара»:

«О вы, которые уверовали! Ешьте из чистых благ, чем Мы наделили вас, и благодарите Аллаха, если вы (только) Ему поклоняетесь» (аят 172).

Аллах дает понять, что верующие рабы, насладившись чистым и благотворным уделом, которым Он наделил их, должны возносить благодарения Аллаху за этот  удел .

Согласно повелению Аллаха верующий человек всегда питается только чистым, дозволенным. Выполнение этого божественного приказа на благо ему самому. Человек, питающийся чистой пищей  всегда здоров.

Всевышний Аллах в суре «Анкабут» сказал:

«И сколько животных не могут нести свой удел! Аллах наделяет уделом их и вас. И Он  Всеслышащий, Всезнающий!» (аят 60).

Действительно, если подумать, множество живых существ не знают ни о чем, кроме как принять пищу при испытывании нужды в ней. Они даже и не прилагают усилий, чтобы добыть удел. И не носят удел с собой. И не накапливают  его и не запасаются им. Только при нужде в пище-уделе они употребляют ее. Но вместе с тем, никто из них не умирает с голоду и не найдя удела. Они живут, употребляя свой удел.

Только человек имеет обычай копить удел, запасаться им. Многие далекие от божественных учений люди считают, что смысл жизни заключается в борьбе за продовольствие и пропитание. Они по-своему полагают, что добывают удел сами.

А в действительности:

«Аллах наделяет уделом их и вас».

То есть и тех самых существ, которые не могут даже осилить свой удел, и людей, наделяет уделом Всевышний Аллах.

Всевышний Аллах в суре «Талак» сказал:

«А кто остерегается Аллаха, [Он] создаст ему выход. И наделит его [уделом] оттуда, откуда он не рассчитывал» (аяты 2–3).

То есть тому, кто совершает предписанное Аллахом и оставляет то, от чего Он отвратил, Сам Всевышний Аллах укажет путь выхода из затруднительного положения как этом в мире, так и в мире ином. Сам Аллах будет всегда облегчать трудности богобоязненному. Вместе с тем, доставит ему удел с тех сторон, откуда он совершенно не ожидал. Обычно люди для достижения изобилия в уделе отрекаются от богобоязненности. А это ведет к обратному результату.

Согласно вытекающему из содержания данного священного аята правилу, богобоязненность становится причиной облегчения трудностей и поступления удела с той стороны, откуда его не ожидают.

Заработанные человеком вещи не могут являться для него уделом, если он не пользовался ими, не получал от них пользы для себя. Например, нажитое человеком добро и доставшееся после его смерти наследникам в качестве наследства, не может являться его уделом, оно станет уделом тех наследников, которые будут получать пользу от этого имущества.

То, что всякая вещь, даруемая Всевышним Аллахом Своему рабу, является уделом, мы разумеем из благородных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Передается от Абу Кабши ал-Анмари радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Клянусь по поводу трех и скажу вам хадис, выучите его наизусть:

Не убавится имущество раба из-за милостыни.

Если раб столкнется с каким-нибудь зулмом (несправедливостью) и проявит терпение, то, поистине, Аллах приумножит его почет.

Если раб откроет двери попрошайничества, то, поистине, Аллах откроет ему двери нищеты (или схожая с этой фраза).

И скажу я вам один хадис, запомните его.

Поистине, мир принадлежит четырем:

Одному рабу Аллах дал в удел и богатство, и знание. И он проявляет в них богобоязненность к своему Господу. Поддерживает родственные узы. Знает в них [в уделе и богатстве] причитающееся Аллаху. И это наидостойнейшая степень.

Одному рабу Аллах дал в удел знание, но не дал в  удел богатство. Он станет правдивым в намерении и скажет «если было бы у меня богатство, то я совершил бы деяние такого-то». Его награда — согласно его намерению. Награды обоих равны.

Одному рабу Аллах дал в удел богатство, но не дал знание. Он, не имея знаний расстратит свое богатство куда попало. Он не проявит в нем [богатстве]богобоязненности к своему Господу, не станет поддерживать родственные узы. Не будет знать в нем причитающееся Аллаху. Это наихудшая степень.

Одному рабу Аллах не дал в удел ни богатство, ни знание. Он же скажет «если было бы у меня богатство, то я совершил бы деяние такого-то». Он получит по своему намерению. Грехи обоих равны».

Передал Тирмизи.

В настоящем хадисе достойно внимания то, что наряду с богатством уделом называются и знания. Вместе с этим, мы узнаем о том, что человек удостаивается различных степеней в зависимости  от того, как он распоряжался данным ему Всевышним Аллахом уделом. Человек, распоряжавшийся уделом с богобоязненностью ради довольства Всевышнего Аллаха удостоится высшей степени. Человек же, который за неимением знания станет разбрасываться уделом, который не проявит посредством этого удела богобоязненности к Аллаху, не поддерживает родственных уз, не ведает о доле, причитающейся в этом уделе Аллаху, будет в наихудшем положении.

В хадисе, переданном имамом Ибн Аби Дунйа и Хакимом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Рухул куддус (Святой дух) поместил в мою душу следующий смысл: Душа отнюдь не умрет до тех пор, пока не получит своей удел в целостности, будьте богобоязненными к Аллаху, обретайте удел красивым образом. Пусть запоздание удела не приводит вас к обретению его совершением греховных относительно Аллаха деяний, поистине,  того, что при Аллахе, удостаиваются путем повиновения Ему».

Из этого благородного хадиса извлечем пользу в виде нескольких важных моментов:

1. Каждая душа непременно получит свой удел полностью, целиком.

2. Поиски (обретение) удела следует осуществлять на основе богобоязненности, путем халал.

3. Нельзя браться за харамное деяние, если удел запаздывает.

4. Человек, который желает удостоиться тех благ, что при Аллахе, должен повиноваться Ему.

В хадисе, переданном имамом Байхаки от Абу Дарда радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал следующее:

«Поистине, удел преследует человека так, как преследует его смертный час».

Следовательно, удел не может попасть по ошибке к кому-то другому.

В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Поистине, Аллах Пречист и не принимает ничего, помимо чистого. Поистине, Аллах велел верующим то, что повелевал посланникам, и сказал: «О пророки, ешьте из чистых вещей и творите праведные деяния! Поистине, Я — Всезнающий относительно того, что делаете!».

Мазхаб Ахлус сунна вал джамаа делит удел на чистый и нечистый, однако заметьте, что Всевышний Аллах подчеркнуто заявляет, что принимает только халалный, чистый удел. Вознаграждение также зависит от этого. Всевышний Аллах не принимает харамный и нечистый удел. Напротив, за это Он наказывает и подвергает мучению.

Верующий человек, после того как уверует, что удел поступает только от Всевышнего Аллаха, не проявит скупости и не станет прилагать руки к харамному.

Он наладит халалный, чистый способ обретения удела и проявляя довольство тем, что есть, станет вести счастливую жизнь.