2634. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Нет дурного предзнаменования. Лучшее из того – [доброе] предзнаменование.

Было сказано:

– О Посланник Аллаха, а что такое [доброе] предзнаменование?

Он сказал:

– Доброе слово, что слышит один из вас».

В другой передаче сказано:

«Нет дурного предзнаменования. Мне нравится праведное предзнаменование – хорошее слово».

Передали трое.

Пояснение: Поскольку в предыдущих хадисах речь шла о дурном предзнаменовании, о пребывании в опасениях по поводу передаваемости болезни и прочих подобных суевериях, теперь целесообразно привести хадисы о добрых предзнаменованиях, чтобы дать понять, что Ислам призывает всегда придерживаться добрых, позитивных, оптимистических намерений.

Если больной думает про себя «Вероятно, я теперь не выздоровею», то это и есть дурное предзнаменование, видение в дурном свете. Наоборот, больной должен быть  убежден, что от каждой болезни есть исцеления, а это слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и посему, иншааллах, вскоре я выздоровею». Такая позиция и будет добрым предзнаменованием.

Мусульманин должен быть оптимистом, жить всегда с добрыми предзнаменованиями, с добрым настроем.

 

2635. Передается от него же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам услышал понравившееся ему слово и сказал:

– Мы получили из твоих уст твое доброе предзнаменование».

Передали Абу Давуд и Абу Нуъайм.

Пояснение: В этом хадисе еще раз показывается, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам являл собой пример обладания добрыми намерениями, восприятия каждого доброго явления в качестве предвестия к добру, существования с постоянным намерением творить добро. Такие предвещания добра особенно необходимы заболевшим людям.

 

2636. Передается от Бурайды радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам ни в чем не допускал дурного предзнаменования. Когда он отправлял представителя, спрашивал его имя. Если оно нравилось ему, радовался этому, и эта радость была заметна по его лицу. Если имя не нравилось, это тоже было заметно по его лицу. Когда он входил в селение, спрашивал его название. Если это название нравилось ему, радовался этому, и эта радость была заметна на его лице. Если название не нравилось, это было также заметно по его лицу».

Передали имам Абу Давуд и имам Нмасаи.

Пояснение: Всем известно, что хорошее намерение (настрой) является добром. Поэтому нужно всегда облагораживать намерения. Необходимо во всем искать добро и истолковывать все в хорошем свете. Беря пример с Пророка алайхиссалам, следует каждое явление видеть в лучшем свете, а не в дурном.

Смотрите, оказалось, Пророк саллаллаху алайхи васаллам искал добро даже в именах людей. Перед тем как отправить кого-либо с поручением, он спрашивал имя посланца, и если значение его имени указывало на добро, он истолковывал это в хорошем свете таким образом, что порученное этому человеку дело принесет добро и благодать.

Также, когда он прибывал в незнакомое для него место, он старался искать причины для добрых намерений (настроя) даже в названии того места.

Во время заключения Худайбийского соглашения многобожники отправляли к Пророку алайхиссалам поочередно нескольких человек для переговоров. Однако дело никак не доходило до завершения. В конце концов, ему сообщили о том, что в качестве следующего представителя от многобожников прибывает Сухайл ибн Амр. Су­хайл означает «легкость». Тогда Пророк алайхиссалам сказал: «Вот теперь, иншааллах, ваши дела облегчатся». И в действительности, все так и случилось – соглашение было заключено с Сухайлом ибн Амром.

Мусульманин должен жить с таким же постоянным устремлением к добру. Особенно во время болезни он не должен падать духом, наоборот, он должен облагородить свое намерение и просить исцеления от Самого Всевышнего Аллаха.

 

2637. «При Пророке саллаллаху алайхи васаллам было упомянуто дурное предзнаменование. (Он алайхиссалам) сказал:

– Самое хорошее из того – это доброе предзнаменование. Оно [дурное предзнаменование] не отвернет мусульманина. Когда один из вас увидит что-то себе не по нраву, пусть скажет «Аллохумма, лаа йаъти билхасанаати иллаа анта ва лаа йадфаъус саййиаати иллаа анта. Ва лаа хавла ва лаа куввата илла бика».

Передали Абу Давуд и Ахмад.

Пояснение: Смысл молитвы таков: «Аллах мой! Никто, кроме Тебя, не приносит добра, никто, кроме Тебя, не отвратит зло. Нет ни у кого ни силы, ни мощи, кроме Тебя».

Следовательно, мусульманин никогда не должен видеть что-либо в дурном свете. Нужно всегда все толковать в добром свете. В случае если мусульманин увидит в чем-либо дурное предзнаменование, это не должно останавливать его в предпринятом деле. Полагаясь, уповая на Всевышнего Аллаха и читая приведенную в этом хадисе молитву, ему следует делать дело, относительно которого, как он допустил, было дурное предзнаменование.

 

2638. Передается от Абдуллаха радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам трижды произнес: "Дурное предзнаменование – ширк. Дурное предзнаменование – ширк" и сказал:

– Оно есть в каждом из нас. Но Аллах устранит его упованием (таваккул) на Него».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Пояснение: Произнесение Пророком саллаллаху алайхи васаллам фразы «Дурное предзнаменование – ширк» три раза показывает, насколько скверно видение вещей в дурном свете. Ибо видение в дурном свете, дурное предзнаменование ударяет непосредственно по вероубеждению. Мусульманин должен обладать твердым вероубеждением о том, что всё в мире происходит исключительно по воле Всевышнего Аллаха. Мусульманину не подобает говорить такие суеверные фразы, как «Мои дела пошли на убыль из-за того, что дорогу передо мной перешла черная кошка», «Произошла такая-то неприятность, потому что возле моего дома каркнула ворона».

И уж совершенно неправильно, когда больной допускает мысли вроде «Случилось то-то, и теперь, наверное, я не выздоровею», «Мне приснилось то-то, очевидно, теперь я умру».

Сказанное Пророком саллаллаху алайхи васаллам в продолжении хадиса «…Оно есть в каждом из нас» означает: «В каждом из нас есть видение в дурном свете». То есть мысли о дурном предзнаменовании могут посетить каждого из нас.

«Но Аллах устранит его упованием (таваккул) на Него».

Поэтому как только мусульманина посетят мысли о дурном предзнаменовании, он сразу же должен уповать на Всевышнего Аллаха и, прочитав молитву из предыдущей передачи хадиса, с добрыми намерениями должен начинать свое запланированное дело.

 

2639. Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам выходил по своим потребностям, он любил слышать «Йа Рашид! Йа Наджийх!».

Передал Тирмизи. Аллах Всевышний и наилучший знающий.

Пояснение: Нуждающийся в чем-то человек всегда должен просить Аллаха об удовлетворении своих потребностей. Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам выходил по своим потребностям и слышал вокруг себя такие возгласы Всевышнего Аллаха, как «О Направляющий на правильный путь! О Спаситель!», он радовался, видя в том доброе предзнаменование в удовлетворении своих потребностей.