В случае, когда среди пяти фардов и витра пропущены все или некоторые из них, представляется фардом соблюдение порядка. За исключением, когда мало времени, или забылось или пропущено больше шести.

Выполнение фарда и ваджиба своевременно, в отведенное для них время называется «ада».

Выполнение фарда и ваджиба после истечения назначенного для них времени называется «када».

Согласно требованию религии и ума, мусульманин должен выполнять (аданамазы своевременно. Не совершение намаза в назначенное время без уважительной на то причины есть большой грех. Этот грех невозможно смыть лишь совершением када, для этого нужно еще и покаяться.

Не будет греха на том, кто намеренно отложит совершение намаза на позднее время вследствие уважительных по шариату причин. Одной из таких уважительных по шариату причин является опасение врага, другая — опасение повитухи по поводу возможной смерти рождающегося младенца.

Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам отложил намаз на позднее время в день битвы Хандак.

Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху:

«В день Хандака многобожники заняли Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам от четырех намазов. Даже прошла часть ночи [столько], сколько было угодно Аллаху. Тогда, он [саллаллаху алайхи васаллам] повелел Билалу. Тот провозгласил азан. Совершили намаз зухр. Затем снова провозгласил икаму. Совершили намаз аср. Затем снова провозгласил икаму. Совершили намаз магриб. Затем снова провозгласил икаму. Совершили намаз иша».

Передали имам Термизи, Ахмад и Насаи.

Нет греха на том, кто пропустил намаз, проспав время его совершения или позабыв про него.

Передается от Абу Катада радияллаху анху:

«Пророку саллаллаху алайхи васаллам упомянули о пропускании времени намаза проспав его. Тогда он [саллаллаху алайхи васаллам] сказал:

— Проспать это не недостаток. Недостаток бывает при бодрствовании. Когда кто-нибудь из вас проспит намаз или забудет про него, и пусть совершит его, когда  вспомнит о нем».

Передается от имама Насаи и Термизи.

Пока человек не совершит (ада) деяние, возложенное на нем или не выполнит его как када, он не будет освобожден от обязательства исполнения этого деяния (предписания). Оно так и будет оставаться на нем в качестве долга.

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:

— О Посланник Аллаха! Моя мать умерла. На ней было обязательство держать пост один месяц. Совершить ли мне када этого поста?

— Да! Долг Аллаха более вправе быть совершенным как када», – ответил он».

Передал Имам Бухари.

Тот, кому намаз является фардом и он не совершил его своевременно, тому необходимо совершить его када. Намеренным оставлением намаза он становится грешником. Однако совершить када необходимо.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто забудет намаз, пусть совершит его, когда вспомнит. Нет иного каффарата для того, чем это.

«Безупречно совершайте намаз , чтобы поминать Меня!»»

Передали пятеро.

В передаче Муслима сказано:

«Когда кто-нибудь из вас проспит намаз или забудет про него, пусть совершит его когда вспомнит. Потому как, Аллах сказал: «Безупречно совершайте намаз, чтобы поминать Меня!»».

Раз уж человеку, забывшему или проспавшему намаз. становится необходимым совершить када пропущенного намаза, то человек, намеренно оставивший его, и подавно должен совершить када.

Женщина в состоянии хайза и нифаса освобождается от намаза. Она не совершает када. Также, человек, который изначально был неверным, а также умалишенный, не совершают када. Человек лежавщий без сознания на протяжении времени более пяти (предписанных) намазов, также не совершает када пропущенных намазов. Муртад (вероотступник) при повторном возвращении в Ислам не совершает када пропущенных намазов за то время, когда он был вероотступником.

Человек, который был не способен (мощен) совершать намазы даже жестами, не должен завещать выплату каффарата.

Таким же образом, если человек не держал пост по причине нахождения в пути или из-за болезни, и умер, не оправившись от нее или не вернувшись с пути, то ему не обязательно завещать выплату фидйи. Однако сделать такое завещание есть мустахаб деяние.

Кто, будучи способным совершать намаз хотя бы жестами оставит без уважительной причины больше шести намазов, тот должен завещать выплату каффарата. Человек не держащий пост по неуважительной причине поступает таким же образом.

Их фидйа и каффарат выплачивается из одной трети их наследства. Представитель умершего может выдать фидйу за собственный счет.

Размер фидйи и каффарата за однодневный намаз составляет половина соъ пшеницы (1087,5 гр.) или ее эквивалентная стоимость. Такое же количество составляет и фидйа за пост.

Самому человеку нельзя выплачивать при жизни каффарат за несовершенные намазы. Однако за пост, если видит, что не может исполнить его када, выплачивает.

Наследники не могут совершать када-намаз за умершего человека, так как намаз является личным, телесным поклонением – ибадатом.

Када совершается также как и ада – намаз совершенный в свое время. Если када случился в пути (то есть пропустил намаз в пути), то если даже будет совершать его возмещение (када) в хазаре (дома, вне пути), он совершит его в два ракъата. Если же допустил када дома в четыре ракъата, то и в пути нужно совершать када этого намаза в четыре ракъата.

 

Када нужно совершать немедленно. Зарабатывание на жизнь и отлучения по нужде считаются уважительными причинами. Када можно совершать джамаатом (общинно). Другие сунна-намазы, кроме намаза сунна, сопутствующего фард-намазу фаджр, не совершаются как када (не возмещаются).

В случае, когда среди пяти фардов и витра пропущены все или некоторые из них, представляется фардом соблюдение порядка.

Потому как, так поступил в день битвы Хандак Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

За исключением, когда мало времени, или забылось или пропущено больше шести. Следование порядку отменяется по трем причинам:

1. Опасение пропустить очередной намаз (не исполнить вовремя).

2. Когда количество када намазов больше шести.

3. Когда про када было забыто во время ада – намаза совершаемого в свое время.

Если количество када намазов настолько много, что невозможно установить их количество, то человек совершает намазы када до тех пор, пока на душе не станет спокойно (пока не рассеются все сомнения). Для того, чтобы было легче самому, определяется первый и последний из пропущенных намазов, и начинается совершение када.

Как и все другие намазы, када намазы также нельзя совершать при восходе солнца, его зените и закате.

Однако, хотя и нельзя совершать дополнительные (нафл) намазы после фард-намазов фаджр и аср, то када намазы после них совершать можно.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

 

из книги "Кифая" том 1