Следующий вид совершения хаджа - это таматтуъ.

Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху ‎анху:‎

‎«У него спросили о хадже таматтуъ. Тогда он ‎сказал:‎

‎«Мухаджиры, ансары и пречистые супруги ‎Пророка саллалаху алайхи васаллам ‎вознамерились в прощальном хадже и ‎произнесли талбию. Когда мы прибыли в ‎Мекку, Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам сказал:‎

‎«Сделайте свою талбию, произнесенную вами ‎на хадж, умрой, кроме тех, кто повесил ‎отметину (на живность, предназначенную для ‎пожертвования)». ‎

Затем мы совершили таваф байта, совершили ‎саъй между Сафой и Марвой, сошлись с ‎женщинами и надели одежды. Он (Посланник ‎саллалаху алайхи васаллам) сказал:‎

‎«Кто повесил отметины (на предназначенную ‎для закалывания живность), поистине, не ‎дозволены ему «…пока не достигнут ‎жертвенные животные места заклания» (Сура Бакара, аят 196).

Затем велел нам в вечером (дня) Тарвии ‎‎(Посланник саллалаху алайхи васаллам) ‎произносить талбию с намерением на хадж. ‎Когда мы придем, освободившись от своих ‎манасиков и совершим таваф Байта и (саъй ‎между) Сафой и Марвой, потом завершится ‎наш хадж. И (останется) на нас живность (для ‎жертвоприношения), как сказал Всевышний  ‎Аллах:‎

‎“...То, что доступно из жертвенных ‎животных. ‎Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и ‎семь, когда вы возвратились...” в свои города.‎

Достаточно (одной) овцы. Совместили два ‎нусука (поклонения) в году: хадж и умру. ‎Поистине, Аллах ниспослал это в Своей книге, ‎а Его Пророк сделал это сунной и сделал ‎мубахом (разрешенным) для нежителей Мекки. ‎Всевышний Аллах сказал: «‎Это для тех, чья ‎семья не была постоянно ‎проживающими в ‎Заповедной мечети».‎

Передали трое.‎

Пояснение: Из этого предания вытекает, что ‎человек, вознамерившийся совершить хадж, в ‎случае, если он не пригнал жертвенную живность, ‎может обратить свое намерение из хаджа в умру, ‎выйти из ихрама и совершить таматтуъ. Теперь ‎при наступлени дня тарвия он сделает новое ‎намерение на хадж и завязывает ихрам.‎

Таматтуъ – это совершение в период хаджа ‎сначала умру, а затем хаджа. Люди джахилии ‎‎(времен невежества) считали совершение умры в ‎дни хаджа самым порочнейшим делом. Вопреки ‎им в Исламе это было поощрено и рекомендовано. ‎Всевышний Аллах ниспослал об этом такой аят: ‎

‎“А тот, кто насладился умрой до хаджа - то, что ‎доступно из жертвенных ‎животных”. ‎

Это означает, что если нет к этому препятствий, ‎если враг не преграждает ваш путь, а поклонение ‎исполняется сполна в мире и спокойствии, если ‎вы после умры, выйдя из ихрама, наслаждаетесь ‎всеми мирскими благами как в обычное время, то ‎вам следует совершить жертвоприношение из ‎животных, доступных вам. Это обстоятельство ‎называется в шариате «таматтуъ», что в переводе ‎означает «воспользование», «наслаждение», ‎‎«блаженство». В таком случае человек, ‎намерившийся совершить хадж, при завязывании ‎ихрама намеревается сначала на умру. ‎

По прибытии в Благословенную Мекку, после ‎тавафа Байтуллаха и совершения саъйа между ‎Сафой и Марвой, он выходит их ихрама. До ‎наступления времени хаджа он может ‎наслаждаться всеми благами, запретными для ‎ихрама. ‎

В восьмой день месяца Зул-хиджжа, при ‎наступлении времени хаджа, этот человек ‎намеревается на хадж, завязывает ихрам и ‎начинает совершать поклонения хаджа. В ‎благодарность того, что за одно паломничество ‎совершил два поклонения, а в период между ‎умрой и хаджем наслаждался запретными для ‎ихрама удовольствиями, он совершает ‎жертвоприношение, которое он может себе ‎позволить. ‎

‎“...Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и ‎‎семь, когда вы возвратились - те десять ‎полных‎”‎

Итак, если у человека, кто совершает таматтуъ, ‎нет живности для пожертвования, если он беден, ‎то он может поститься в течение трех дней в ‎период хаджа – в срок с момента завязывания ‎ихрама для умры до дня Ийдул Адха. ‎

Улемы говорили, что этот пост лучше держать в ‎течение трех дней до дня арафа. После ‎возвращения из хаджа человек постится еще семь ‎дней у себя на родине, что составляет всего десять ‎дней.‎

‎«‎Это для тех, чья семья не была постоянно ‎‎‎проживающими в Заповедной мечети».‎

Значит, совершение таматтуъ и связанных с ним ‎деяний велено не всем. Например, нельзя ‎совершать таматтуъ живущим на территории ‎Заповедной мечети. ‎

* * *

 

‎Передаётся от Абу Джамры аз-Зубаъи ‎радияллаху анху:‎

‎«Я совершил таматтуъ. Люди запретили меня ‎от этого. Я спросил у Ибн Аббаса. Тот повелел ‎мне совершить это (таматтуъ). Затем я пошел к ‎Байту и заснул. Во сне ко мне подошел кто-то и ‎сказал: «Принятая умра, хадж мабрур!». ‎

Я пошел к Ибн Аббасу и сообщил ему о том, ‎что я увидел. Он сказал: «Аллах велик! Аллах ‎велик! (Это) сунна Абулкасыма саллалаху ‎алайхи васаллам!».‎

Передали Муслим и Бухари. Последний добавил:‎

‎«Ибн Аббас сказал мне:‎ ‎«Побудь при мне. Сделаю тебе долю из моего ‎имущества».‎ Я сказал: «Почему?»‎ Он сказал: «За сон, который ты увидел».‎

Пояснение: Здесь говорится о том, что ко сну ‎правоверного раба божьего подтвердила фетву ‎Ибн Аббаса радияллаху анху.‎

Этот случай, который передал Абу Джамра аз-‎Зубаъи радияллаху анху, произошел, когда ‎Абдуллах ибн Зубайр радияллаху анху правил ‎Благословенной Меккой. В те времена некоторые ‎люди распространили весть о том, что будто бы ‎нельзя вознамериться на таматтуъ. Сторонники ‎этого мнения призывали всех, кто вознамерился ‎на таматтуъ, не совершать его. Они предостерегли ‎и Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху анху от ‎таматтуъ. Тогда он спросил об этом у Абдуллаха ‎ибн Аббаса радияллаху анху, который лучше всех ‎разбирался в этих вопросах. Абдуллах ибн Аббас ‎радияллаху анху велел ему совершить таматтуъ.‎

Затем это подтвердилось и во сне. Абдуллах ибн ‎Аббас радияллаху анху очень обрадовался этому ‎сновидению, ибо это было опровержением ‎распространителям неверных слухов. Поэтому ‎Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху даже хотел ‎вознаградить Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху ‎анху, которому приснился такой благой сон.‎

* * *

‎Передаётся от Имрана ибн Хусойна ‎радияллаху анху:‎

‎«Аят о таматтуъ ниспослан в Книге Аллаха. ‎Мы последовали ему вместе с Посланником ‎Аллаха саллалаху алайхи васаллам. Не ‎запретил его Куръан, не запретил его и он ‎‎(саллалаху алайхи васаллам) до кончины».‎

Передали два шейха.‎

Пояснение: В этих хадисах и аятах отдельно ‎подчеркивается, что в шариате дозволено ‎совершать таматтуъ. В то же время даётся ‎жесткий отпор тем, кто утверждает, что нельзя ‎совершать таматтуъ.‎

Слава Аллаху, и по сей день любой мусульманин ‎при желании совершает хадж с намерением ‎таматтуъ.‎

Из "Книги хаджа и умры"