Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 149-151)

 

إِن تُبْدُوا خَيْرًا أَوْ تُخْفُوهُ أَوْ تَعْفُوا عَن سُوءٍ فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوًّا قَدِيرًا ۝

 

  1. Если обнаруживаете добро или скрываете его, или прощаете зло, то, поистине, Аллах — Оказывающий Помилование, Могущественный.

Правоверному человеку совершенно воспрещается совершать зло, даже распространять скверные слухи. Вместе с тем, поощряется явное и скрытное совершение добра, и помилование злодеяния. Мусульманин всегда должен делать добро, а злодеяние он прощает. Только тогда в обществе будет господствовать добро. Помиловать злодеяния людей также является благим делом. Силою помилования в обществе устраняется зло и приумножается добро. О том, насколько великодушным поступком является помилование, при способности нанести страдания, мы можем узнать и из последней фразы аята:

«Поистине, Аллах — Оказывающий Помилование, Могущественный».

Чтобы  это послужило примером, в следующих аятах речь пойдет о тех общинах прошлого, которые разглашали зло, злословили вслух:

إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيُرِيدُونَ أَن يُفَرِّقُوا بَيْنَ اللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيَقُولُونَ نُؤْمِنُ بِبَعْضٍ وَنَكْفُرُ بِبَعْضٍ وَيُرِيدُونَ أَن يَتَّخِذُوا بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا ۝  أُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا ۝

  1. Поистине, те, которые проявляют неверие в Аллаха и в Его посланников и желают делать различие между Аллахом и Его посланниками, и говорят: «Веруем в одних и не веруем в других», и желают держать путь между этими;
  2. Те [самые] и есть настоящие неверные. И Мы приготовили для неверных унизительное мучение.

Неверные, описание которых приводится в этих аятах — это христиане и иудеи. Люди в этих двух религиях очень много злословили. Нет нужды напоминать о деталях тех мелких разговоров. Достаточно лишь вспомнить их скверные слова, которые они распространили об Аллахе и пророках.

«Поистине, те, которые проявляют неверие в Аллаха и в Его посланников…».

И в этом плане можно взять в качестве примера не все, а только то, что они хотят внести различения между пророками.

«…и желают делать различие между Аллахом и Его посланниками, и говорят: «Веруем в одних и не веруем в других», и желают держать путь между этими»

Они говорят «Мы веруем в некоторых посланников, но не верим в других». Иудеи утверждают, что они уверовали во всех посланников, не уверовали лишь в Ийсу и Мухаммада алайхимассалам. Христиане же говорят: «Мы веруем во всех пророков, однако не веруем в Мухаммада».

Но ийман — истина неразделимая. Нельзя брать одну его часть и отбрасывать другую. Придерживающиеся такого промежуточного пути считаются неверными. Причем «Те [самые] и есть настоящие неверные».

Конечно же, их поступки не будут оставлены без внимания.

Всевышний Аллах об этом говорит:

«И Мы приготовили для неверных унизительное мучение».