Сура «ФАТИХА»[1]

Ниспослана в Мекке. Состоит из 7 аятов.

 

Прежде чем приступить к тафсиру аятов суры «Фатиха» («Открывающая»), было бы целесообразно ознакомиться с лексическими и терминологическими значениями двух самых распространенных куръанических терминов: «аят» и «сура».

Слово «аят» имеет несколько лексических значений:

  1. Чудо.

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«Спроси сынов Исраила: сколько дали Мы им ясных аятов (знамений)?» (аят 211).

  1. Знак.

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«Поистине, знак его власти в том, что к вам прибудет ковчег, в нем — спокойствие от Господа вашего…» (аят 248).

  1. Назидание.

Всевышний Аллах в суре «Āли Имран» сказал:

«Поистине, в этом действительно знамение для вас, если вы верующие!» (аят 49).

  1. Необычное, удивительное дело.

Всевышний Аллах в суре «Муминун» сказал:

«И сделали Мы сына Марйам и его мать знамением» (аят 50).

  1. Доказательство.

Всевышний Аллах в суре «Рум» сказал:

«И из Его знамений — творение небес и земли, и различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом — действительно знамения для знающих!» (аят 22).

  1. Община.

Арабы говорят: «Люди вышли со своим аятом (со своей общиной)».

  1. Аят Куръана.

Улемы дают следующее определение: «Аят — группа слов, входящих в состав суры Куръана и имеющих свое определенное обозначенное начало и конец».

Следовательно, можно говорить, что каждый аят Куръана несет в себе вышеперечисленные значения: чуда, знака, назидания, необычно удивительного дела, группы слов и доказательства могущества Всевышнего Аллаха.

Знание о каждом аяте Куръана, о начале и конце каждого аята обрел от Всевышнего Аллаха архангел Джабраил алайхиссалам. От него перенял Пророк алайхиссалам, у него — мусульмане.

Самый короткий аят Куръана — «Йа Сиин»[2], он состоит из двух букв.

А самый длинный аят Куръана — аят о «долговых отношениях» в суре «Бакара».

Способность отличать аяты друг от друга, способность разуметь, где их начало и где их конец, помогает в правильном понимании, осмысливании аятов, а также и во многом другом.

 В Священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В одних случаях оно несет в себе все вышеназванные значения, в других — два или три из них, а в третьих — только одно из них. Значения будут поняты правильно только тогда, когда эти едва уловимые оттенки будут различены.

Слово «сура» имеет следующие лексические значения: «местопребывание», «крепость» и «слава». В терминологии улемов «сура — это отдельная группа аятов Куръана с определенным началом и концом». Иными словами, группа замкнутых цитаделью определенных аятов называется сурой. Самая короткая сура Куръана — сура «Кавсар», которая состоит из трех аятов. А самая длинная сура — сура «Бакара», которая состоит из 286 аятов.

Теперь, прося помощи у Аллаха, начнем тафсир суры «Фатиха».

У этой суры несколько названий. Одно из них «Фатиха» — «Открывающая», ибо Куръан открывается, начинается с этой суры. У этой суры множество достоинств, о чем существует немало хадисов.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, говорится: «Когда Убай ибн Каъб прочитал в присутствии Пророка алайхиссалам суру «Фатиха», тот сказал: «Клянусь Тем, Кто распоряжается моей жизнью [Аллахом], подобное не ниспослано ни в Таурате (Торе), ни в Инджиле (Евангелии), ни в Забуре (Писании Давуда алайхиссалам), ни в Фуркане (Куръане)».

ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ

 

Аъузу биллахи минаш шайтанир раджим.

Прошу защиты Аллаха от изгнанного шайтана.

Шайтан восстал против Аллаха — отказался признать Адама и тем самым согрешил, за что Аллах проклял его и изгнал с небес, лишив Своей милости.

Этот смысл вложен в слово раджим. В суре «Нахл» Аллах говорит: «И когда читаешь Куръан (читаемое), проси же защиты у Аллаха от [зла] изгнанного шайтана». Поэтому каждый, кто берется за Священный Куръан, прежде чем приступить к чтению, должен произнести «Аъзузу биллахи минаш шайтанир раджим», иначе станет грешником.

 

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Аллах начал свою книгу со слова «бисмиллах», и мусульмане также должны начинать свои речи и дела со слова «бисмиллах». Пророк в одном из своих хадисов сказал: «Любое стоящее дело будет усеченным, если оно не начато со слова “бисмиллах”». То есть будет безуспешным, незавершенным и неблагодатным.

 

 الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

  1. Хвала Аллаху — Господу миров.

Аллах достоин всяческой хвалы за сотворение мира, за все живое, в кое Он вдохнул жизнь, воспитателем коего является, дает пропитание, наделив уделом.

 

 الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

 

  1. Милостивому, Милосердному.

Он милостив ко всем: к неверным и к верующим мусульманам, одаряет их благами. Эти качества, входящие в понятие «Милостивый», в арабском языке выражены одним словом — «Рахман». Слово «Рахман» употребляется только применительно к Аллаху, поскольку это качество в подразумеваемом объеме присуще только Ему.

Другое качество, выраженное арабским словом «Рахим», является специфическим, имеет значение «проявляющего милосердие в Судный день только к правоверным верующим». Это слово применимо и к другим, в том числе и к Пророку саллаллаху алайхи васаллам.

Ссылаясь на указание «Стяжайтесь нравами Аллаха» (то есть «обретайте нравы Аллаха»), улемы говорят, что каждый, кто читает этот аят, должен стремиться быть добрым и милосердным.

 

 مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

  1. Властителю Дня суда.

Словосочетание явмуд дин обозначает на русском языке «День суда», то есть «Судный день». Слово «дин» в арабском языке выражает такие понятия, как «расчет», «наказание», «вознаграждение». В «явмуд дин» — в Судный день — рабам божьим вновь будут возвращены жизни и они подвергнутся расчету за содеянное. Праведник будет вознагражден, а грешник — наказан. Читая этот аят, правоверному подобает помнить о страшном Судном дне, когда судейство будет принадлежать только Самому Аллаху, и, дабы не устыдиться перед Ним, следует готовиться к этому дню.

 

  إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

 

  1. Лишь Тебе поклоняемся и лишь к Тебе взываем о помощи.

Под словом «поклоняемся» (арабское «ибадат») многие привыкли подразумевать лишь такие действия, как совершение намаза, держание поста, поминание Аллаха, чтение Куръана. Верно, все это представляет собой поклонение Аллаху, но вместе с тем выполнение любого угодного Аллаху дела — тоже ибадат Ему. Значит, человек, исполняющий указы Аллаха, постоянно пребывает в ибадате, то есть поклоняется Ему.

Аллах велит добывать себе пропитание только халалным (дозволенным) путем — значит, те, кто добывает себе хлеб насущный дозволенным шариатом путем, поклоняются Аллаху. Разумеется, расценивая как поклонение дозволенные пути заработать на пропитание, не следует отвергать остальные деяния. Например, никто не вправе оставлять намаз и пост. Таким образом, «Иййака наъбуду» означает: «Будем делать только то, что велишь Ты». А это не что иное, как великое обещание, даваемое Аллаху. Да сделает всех нас Аллах из числа верных исполнителей своих обещаний.

Также и «Иййака настаъиин» означает «лишь к Тебе взываем о помощи». Обычно арабы, прося о помощи, употребляют различные формы слова истиъана — когда они прилагают усилия в каком-либо деле, но не справляются сами, то есть не хватает сил. Также и в данном священном аяте словосочетание «Иййаака настаъиин» передает смысл: когда мы прилагаем все свои усилия и стараемся по мере своих возможностей, но не справляемся, то мы просим помощи только у Тебя. Не предпринимая ничего, лежа, предаваясь лени, помощи не просят. Как видим, в обоих случаях — и в поклонении, и в прошении помощи — обращение к Господу звучит во множественном числе. В Исламе — это выражение духа общности, единства и солидарности.

 

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ

 

  1. Наставь нас прямым путем.

Слово «хидая» — наставление на правильный путь — по словарю означает: «напутствовать любезно, с благоволением,  в правильном направлении». По мнению улемов, существует несколько степеней хидаи — наставления на путь истины.

  1. Наставление (хидая) чувств, сотворенных Аллахом вместе с человеком. Это врожденные инстинкты — младенец умеет сосать грудь матери, закрывать глаза при возникновении опасности, плакать при чувстве голода и многое другое, хотя этому его никто не учил. Однако умения подобного рода не удовлетворяют все потребности человека, а удовлетворяют лишь часть их.
  2. Наставление органов чувств, отвечающих за осязание, обоняние, слух, зрение, — через них можно найти определенный «путь», но они недостаточны; они могут довести лишь до определенных границ.

К примеру, глаза могут видеть только до определенного расстояния и предмет определенной величины. Иногда органы чувств могут и ошибиться. Например, всем известно, что человеку, едущему на большой скорости, красный цвет кажется зеленым. Как мы видим, хотя вторая степень преобладает над первой и является более полноценной, ее не хватит для обеспечения человека счастьем в двух мирах. Возникает вопрос: существует ли более совершенная хидая, чем эта? На этот вопрос ответ таков: да, существует более совершенная хидая, и это — наставление разума.

  1. С помощью разума человек исправляет ошибки, допускаемые органами чувств. Например: на поверхности воды можно увидеть искривленное отражение чего-либо, это информация глаз, ум же подсказывает, что это — всего лишь отражение, на самом деле предмет этот имеет правильную форму. Больному вкусная пища может показаться безвкусной, однако ум подскажет, что такое восприятие — следствие болезни, на самом деле пища вкусная.

И тут напрашивается вопрос: «Значит, с помощью ума можно все распознать, он может наставить на путь истины?» Многие ответят: «Да». Но мусульмане скажут: «Даже ум не способен полностью определить правильный путь, не способен на полноценную хидаю, взгляните, что происходит в мире: все, используя ум, идут разными путями, и каждый считает свой путь правильным. В целом же все поступают вопреки друг другу. И чаще всего берут для себя за образец постыдные для разума вещи. Из этого можно заключить, что только разум сам по себе не может должным образом напутствовать, наставить человека на путь счастья в обоих мирах — земном и загробном. Есть еще наставление — хидая, которая правит и умом». И это четвертая — высшая степень наставления на путь истины.

  1. Божественно-религиозная хидая. Аллах, создавший человека, знает и путь, ведущий к счастью в земном и конечном мирах. Поэтому, посылая Своим рабам религиозные указания, Он направляет их на правильный путь. Последнее из Его указаний — Ислам.

Именно поэтому мусульмане в своих намазах постоянно читают эти благородные аяты, просят Всевышнего Аллаха о наставлении на правильный путь, о том, чтобы их пребывание на этом, достигнутом ими пути Ислама было продолжительным.

 

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

 

6, 7. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение.

Облагодетельствованными оказываются пророки, правдивые, мученики и благочестивые мусульмане.

«Подпавшие под гнев» — это те, кто подвергся гневу Аллаха по многим причинам, в том числе за убийство пророков, за невыполнение данных перед Аллахом обещаний и многое другое. Но самое главное — за то, что они не следовали тому, о чем знали. Аллах дал им знание, а они не использовали его, то есть будучи сведущими, не последовали по указанному пути. Таким образом, не следует повторять ошибок, допущенных ими.

Еще одна категория — «впавшие в заблуждение». Эта категория людей впала в заблуждение по нескольким причинам. Но самое главное, для достижения своих целей они избрали свой путь, а не тот, который указал им Аллах. Они, считая себя повинными перед своим пророком и желая угодить ему и снискать его довольство, по-своему устанавливали разные молитвы, обряды, придумывали вероучения, следовать которым им не повелевал Аллах, тем самым они усугубляли свое положение. Их путь — неверный путь. Значит, смысл аята в следующем: «О Аллах, веди нас по пути пророков и праведных, не по пути тех, кто подпал под гнев, и тех, кто впал в заблуждение!».

Аяты этой суры хоть и короткие, но вобрали в себя величественный смысл. Поэтому суру эту называют Уммул Куръан — Мать Куръана. В ней изложены восхваление Всевышнему Аллаху, Его сифаты, дано описание, что Он — Владыка дня Воскрешения и Суда. В ней упоминаются ибадат, ихлас, дуа, прошение Аллаха с мольбой, дается упоминание о благочестивых уммах и участи тех, кто шел по неверному пути и был нечестив.

Именно поэтому суру «Фатиха» предписано читать в каждом ракъате[3] намаза, и она читается повторно много-много раз. При этом подобает читать ее, вникая в смысл.

В хадисе кудси, переданном имамом Насаи от прославленного сподвижника Абу Хурайры радияллаху анху, Аллах говорит:

«Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, Я дам ему все, что он попросит». Когда он (раб божий) скажет «Алхамду лиллахи Раббил аламин», Аллах скажет: «Мой раб возблагодарил Меня».

Когда он скажет «Ар-Рахманир Рахим», Аллах скажет: «Мой раб восхвалил Меня».

Когда раб божий скажет «Малики явмид дин», Аллах скажет: «Мой раб возвеличил Меня».

Когда раб скажет «Иййаака наъбуду ва иййаака настаъиин», Аллах скажет: «Это то, что между Мной и рабом Моим, — Я дам ему все, что он у Меня попросит».

Когда раб скажет «Ихдинас сиротал мустакиим, сироталлазиина анъамта алайхим гойрил магдуби алайхим валаддооллийн», Аллах скажет: «Это относится к Моему рабу. Я дал, что он попросил».

 

[1] «Фатиха», будучи открывающей Священный Куръан сурой, также является началом 1-го джуза, первого из тридцати условных частей Куръана. 

[2] Первый аят суры «Йа Сиин», от которого и происходит название суры.

[3] Ракъат — цикл в намазе, состоящий из определенных деяний (фард, ваджиб и сунна). Эти деяния, в свою очередь, делятся на определенные действия (афъал) и фразы (азкар). В том числе, в одном ракъате намаза совершаются кийам, тилават, рукуъ и две саджды (кийам — стояние в намазе, рукуъ — особый поясной поклон Аллаху, саджда — особый земной поклон Аллаху).