Бисмиллахиррохманиррохим
Введение

Да будет хвала Всевышнему Аллаху, Который облегчил потребности Своих рабов, предоставил им для улучшения образа жизни ум, вдохновение и возможности, а так же одарил их Исламом – светом, освещающим путь истины во всех жизненных делах!

Да будут мир и благословение Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, который выбирал наименее трудное из двух дел, всегда желал своей умме легкость и благо, во всем учил их благонравию!
Всевышний Аллах одарил Своих рабов несметными и безграничными благами. Среди них существуют и такие блага, в появлении которых присутствует внешнее участие и самого человека. Одними из таких благ являются средства мобильной (сотовой) связи, которые сейчас очень широко распространены и за короткое время успели превратиться в неотделимую часть человеческой жизнедеятельности. Известно, что во всем есть своя мера и критерии приличия. Не составляет исключения и вышеупомянутое средство связи – существуют определенные шариатские правила приличия пользования ими. Как всякое благо должно быть достойно отблагодарено, так и это благо достойно должного благодарения. А это выразится в распоряжении благом таким образом, чтобы Одаривший благом был доволен этим. 
Вполне резонно может возникнуть вопрос «Какие могут быть шариатские правила приличия пользования средствами мобильной связи, если эти средства появились лишь недавно?» Да, не возражаем, прошло немного времени с тех пор, как появились сотовые телефоны. Но в Исламе, в последней религии Всевышнего Аллаха, в религии, которая удовлетворяет требованиям всех времен и мест, гарантирует человечеству блаженство двух миров и останется неизменным до Судного дня, изложены такие критерии правил и меры, на основании которых могут быть разрешены любые жизненные проблемы или ситуации, даже если пройдут десятки веков и человечество достигнет вершины прогресса. Относительно всего этого Ислам непременно выразит свое справедливое отношение и истинное заключение. 
Как любое полезное содержит в себе определенный вред, так и средства сотовой связи несут с собой и пользу, и вред. Пользование ими, не остерегаясь вредных факторов, есть выражение неблагодарности в отношении блага. Следовательно, пользующийся при этом рискует нанести ущерб своим и мирным и загробным делам. 
Прежние исламские источники, естественно, не содержали раздела или части о «приличиях пользования телефоном» по той простой причине, что самого телефона еще не существовало. Но в настоящее время исламские ученые на основе норм исламского приличия излагают предписания и положения относительно новоявленных средств связи, а также этические правила их употребления. При этом они, опираясь на коренные правила и истинные цели Ислама, издают соответствующие фетвы, основанные на аятах и хадисах. Да будет Аллах доволен ими. 
С недавних пор я чувствовал необходимость предоставить своему народу, чья история неразрывно связана с Исламом и всем своим единоверцам некоторые сведения относительно вышеупомянутой темы. Тем временем, мне довелось познакомиться с научными дискуссиями и статьями, посвященными этой проблеме. В них я нашел ответы видных ученых современности на вопросы, касающиеся этой темы. Воспользовавшись этими ценными материалами, я задался целью изложить наиболее важные моменты и правила приличия пользования этим благом. 
Хотелось бы упомянуть вот о чем. Все факты и хадисы, приведенные в статье в качестве аргументов, являются достоверными (сахих). Их источники и ссылки на Куръан, при приведении аятов, не показаны лишь с тем, чтобы не утруждать и не отвлекать мысли читателя. Статья также содержит и диалоговую форму изложения. 
Да будет Аллах доволен этим скромным трудом и сделает его полезным и мне самому, и другим.

 

Хусайнхон Яхъя Абдулмаджид
Ташкент

Коротко из истории средства сотовой связи

Идея создания средств сотовой связи впервые зародилась в 1946 году в американской компании АТ&T Bell Labs. Тогда эта фирма создала первый телефон, которая работала с помощью радиопередатчика. Но пользоваться этим средством было сложно, так как для соединения с номером невозможно было обойтись без помощи центральной станции. Кроме этого, в этом телефоне не было возможности говорить и слушать одновременно, и он работал по принципу современных раций. Позже эта фирма создала отдельные станции для каждого телефона. Но это были весьма громоздкие станции, которые весили около 40 кг. Владельцы автомобилей устанавливали его на заднем сиденье, а трубку размещали в переднем. 
В конце 40-х шведская компания Телеваркет поручает двум своим сотрудникам создать устройство, аналогичное с обыкновенным телефоном, но с возможностью переносить, т. е. мобильный телефон. Прошло немного времени, и это поручение было исполнено. Это случилось 3 декабря 1950 года. Устройство назвали МТА (мобильный телефон А). В 1956 году он поступил на продажу. Но и этот телефон весил 35 кг, и обойтись без автомобиля было невозможно. 
В 1973 году американской компании Моторола удалось создать более или менее компактное по объему и весу устройство. Это был первый мобильный телефон. Ему дали название Dyna-Tac. Этот телефон был длиной 25 см, шириной 15 см и толщиной 5 см с 12 кнопками. Его электрический заряд обеспечивал 35 минут работы, но для этого требовалась зарядка в течение 10 часов. 
В 1983 году появились первые массовые сотовые телефоны стандарта AMPS. Этим и открывается первая страница истории современной сотовой связи. Новая отрасль получила широкое распространение и стремительное развитие. В настоящее время из 6,5 миллиардного населения Земли абонентами услуг сотовой связи являются более 2 миллиардов людей. 
В Узбекистане услугами сотовой связи пользуется почти вся активная часть населения. У некоторых имеются по несколько телефонных аппаратов. Поэтому нашему народу, 90% которого составляют мусульмане, история которого тесно связана с Исламом, крайне важно знать отношение шариата к этому вопросу. Нам просто необходимо тщательное изучение и ревностное соблюдение правил владения и пользования мобильными средствами связи.

Правила (нормы) приличия при пользовании средствами сотовой связи

1. Правила приличия, касающиеся устройства (телефонного аппарата) сотовой связи. 
2. Правила приличия отностительно общественности. 
3. Правила приличия относительно собеседника. 
4. Вопросы по теме. 
Прежде чем начать разговор по теме, позволим себе вспомнить главные, основные цели Исламского шариата. Ученые, глубоко изучившие каноны последней и совершенной религии Всевышнего Аллаха – Ислама, заключили, что шариат преследует пять главных целей. То есть, все положения Исламского шариата в конечном счете служат этим целям. Они следующие:
1. Защита религии;
2. Защита души, личности;
3. Защита ума;
4. Защита чести, совести;
5. Защита материальных ценностей. 
В процессе изучения нижеследующих правил приличий вам станет ясно, что они внедрены именно на основании этих целей. 
При изучении каждого правила было бы целесообразным вспоминать вышеупомянутые шариатские цели.

Правила приличия, касающиеся устройства (телефонного аппарата) сотовой связи

1. Устройство (телефонный аппарат) следует выбирать соответственно потребности и цели. Ибо трата сверх портебностей считается расточительностью. А это харам. Всевышний Аллах говорит: «Ешьте, и пейте, и не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Лучшее в деяниях – умеренность». Так же не стоит забывать, что каждая неоправданная трата (без надобности) в обществе  осуществляется или за счет одной неудовлетворенной потребности в этом же обществе, или же еще большего ухудшения положения нуждающихся.
2. При приобретении устройства следует намереваться использовать его в благих, полезных целях как для мирской, так и для загробной жизни. К таким целям (намерениям) можно отнести поддерживание (восстановление) родственных отношений, общение с близкими, пожелание им добрых желаний, оперативный обмен необходимой информацией, эффективное распоряжение временем, целесообразное использование дополнительных возможностей устройства, например, прослушивание Куръана, добрых наставлений, просмотр назидательных видеороликов, чтение полезных материалов и т.д. Ибо Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Поистине, деяния - только по намерениям». Ни в коем случае не приобретайте «мобильник» с целью хвастаться, выставлять на показ, доказывать свое преимущество над кем-либо или чтобы льстить своему тщеславию. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Кто облачится в наряд славы, тому в Судный день Аллах наденет наряд унижения». Хуже этого, не вздумайте использовать устройство для греха и напрасных действий, такие как проникновение в чужую тайну, прослушивание или просмотр запрещенных шариатом аудио-видеоматериалов, снятие в фото и видео всего, что запрещено для взора, непристойный разговор, донос, бесполезная беседа. Так как в таком случае, следуя вышеприведенному хадису, уже приобретение устройства обратится для вас в грех. 
3. Если ваш телефон содержит надпись «Аллах» или фрагмент аятов Куръана или же они отражаются на дисплее, то эти надписи попадут под положение, действующее относительно бумаг со священными письменами. То есть аппарат с текстом из Куръана на дисплее не следует держать без омовения и заходить с ним в непристойные места. Взяться за аппарат в состоянии без омовения можно лишь после скрытия из дисплея таких надписей. Всевышний Аллах говорит: «Не коснется к нему никто, кроме очищенных».
4. По возможности не размещайте на дисплей аппарата имена Аллаха или аяты Куръана. Ведь с ним вы можете входить в недостойные для них места (баня, туалет и т.д.)
5. Не используйте для сигнальных звонков телефона аяты Куръана, азан или упоминания Аллаха. Куръан есть священное Слово, ниспосланное Аллахом для того, чтобы читать их всей душой, вникая в смысл и следовать наставлениям, а не для применения в качестве фона, музыки или звонка. Следовательно, к ним следует относиться соответственно вышеуказанным целям. А азан является одним из лозунгов и символов Ислама, внедренным для призыва мусульман к ибадату (поклонению). То же самое можно сказать и о других упоминаниях. В частности, вы можете ясно осознать свой недостойный поступок, если ваш телефон, настроенный с такими звуками для сигнала зазвенит, когда вы находитесь, скажем, в местах справления нужды. Также во время звонка, с нажатием кнопки ответа, рискуете проявить неуважение к Куръану, так как невольно прерываете аят или слово в нем. При этом даже может исказиться его смысл. Например, если нажатие кнопки ответа приходится на фразу «Лаа илаха…» и прервет остальную часть, т.е, «иллаллаах», то фраза со смыслом «Нет божества кроме Аллаха» останется без слов «кроме Аллаха». Такое неуместное использование ценностей и символов Ислама считается предосудительной беспечностью, что категорически неприемлемо. Всевышний Аллах говорит: «Кто возвеличивает знаки Аллаха, то поистине, это - от богобоязненности сердец». В другом аяте говорится: «Поистине, верующие – только те, которые, когда поминается Аллах, трепещат их сердца; а когда читаются им Его аяты, увеличивают в них веру…». 
6. Запрещается (харам) установить в телефон картины, аудио или видеофайлы, смотреть или слушать которых запрещены Исламом. В частности, берегитесь установить на дисплей телефона изображений женщин, непристойных картин, применить в качестве сигнала непристойных, не подоающих мусульманину звуков. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах повелевает к справедливости, благодеянию и одариванию родственникам; и Он отвращает от мерзости, неодобряемого и бесчинства, увещевает вас - может быть, опомнитесь!». Если мусульманин внешне поступает в угоду Аллаху, но скрытно поступает подобно тем, кто не верит тому, что Аллах – Всевидящий и Всезнающий, то такое поведение считается одним из видов лицемерия. Аллах говорит: «Знает Он измену очей и то, что скрывают груди». И если вы с такими установками в телефоне зайдете в мечеть, то получится, что вы в дом Аллаха привезли Им же запрещенное. Этого могут не увидеть другие, но Аллах видит все, даже невидимое. Он говорит: «Кто соблюдает запреты Аллаха – то это лучше для него перед его Господом», «Кто возвеличивает знаки Аллаха, то поистине, это - от богобоязненности сердец». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Стыдливость от иймана, ийман – в раю. Бесстыдство есть жестокость, жестокость – в аду». 
7. По возможности в телефоне не храните семейные снимки. Не исключено, что эти снимки помимо вашей воли могут увидеть чужие. Если семейные снимки все-таки нужны, то желательно их поместить в отдельные папки с кодовым замком. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Правоверному подобает быть ревностным и иметь чувство собственного достоинства».
8. Не берите чужой аппарат без согласия владельца, не пытайтесь ни звонить, ни тем более копаться в нем. Даже имея согласие владельца, не входите в неразрешенные им функции. Так как в этом есть посягательство на чужие тайны и секреты. А это уже вероломство. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах не любит тех, кто является предателем, грешником!». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Кто посягнет на секреты своего братца мусульманина, то Аллах посягнет на его секреты. Если Аллах посягнет на чьи-то секреты, то опозорит его, будь он даже дома». 
9. Не снимайте в фото или видео, не записывайте голос кого-либо без его согласия. Так как это шпионаж и предательство, тем более, если это распространится. Всевышний Аллах запретил шпионить. Чтобы почувствовать, насколько это мерзкий поступок, посмотрите на себя. Как вы поступите перед тем, как сфотографироваться? Сначала оправитесь, поправляете волосы, одежду, стараясь быть фотогеничным, насколько это возможно, и только после этого дадите разрешение снять, хотя, может быть, вы снимаетесь лишь ради развлечения или на память, в крайнем случае, для какой-либо формальности, не так ли? Так не забывайте, что и другие имеют такие же желания и требования, как и вы. Пренебрежение этим есть вероломство по отношению к ним. Правоверному не подобает желать другому того, чего не пожелал бы самому. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Никто из вас не станет правоверным до тех пор, пока не пожелает своему брату то, что желает себе».
10. Если вы засняли кого-либо в фото или видео, или произвели запись голоса по позволению, то и в этом случае не распространяйте эти материалы без его ведома. Это допустимо только с его согласия. Всевышний Аллах сказал: «Не изменяйте доверенному вам».
11. Если вы обнаружили в аппарате другого человека что-либо противоречащее шариату, немедленно уничтожьте такой материал. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Если кто-либо из вас увидит какое-то неодобряемое, то пусть изменит его рукой; если не сможет – то языком; если не сможет – то сердцем. Это самое слабое из иймана. После этого не останется иймана даже в зернышко горчицы».
12. Остерегайтесь распространять безнравственные материалы, противоречащие шариату. И другим не позволяйте допускать такую пошлость! Всевышний Аллах говорит: «Поистине, те, которые любят, чтобы распространялась мерзость среди тех, которые уверовали, им – горестное мучение в земной жизни и загробной. И Аллах знает, а вы не знаете». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Кто призывает к мерзости, тому есть грех, равный грехам тех, кто последовал за ним. Это не умаляет их грех».
13. Если вы невольно узнали из телефона вашего друга о его секретах или уничтожили обнаруженный материал, которого запрещает шариат, то оставьте это в тайне, не говоря об этом никому. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Кто утаит вину мусульманина, то Аллах утаит его вину и в мирской и загробной жизни». Имам Моварди говорил: «Раскрывать чужие тайны хуже, чем раскрывать собственные». 
14. Не спешите купить телефон своим детям. Им можно разрешить пользоваться сотовым телефоном только при необходимости, только если вы уверены, что они непременно будут соблюдать приводимые в данной статье шариатские правила приличия. Всевышний Аллах говорил: «О вы, которые уверовали! Уберегайте себя и свои семьи от Огня, чья топливо – люди и камни!». Растолковывая этот аят, Али ибн Абу Талиб радияллаху анху говорил: «То есть, учите и благовоспитывайте их». 
15. Не пытайтесь подзарядить свой телефонный аппарат из электроэнергии чужих домов или общественных мест без позволения владельца дома или ответственных лиц. Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте ваши имущества между собой неверным путем». 
16. Не тратьте лишние деньги на приобретение так называемых «золотых номеров» для телефона. Лучше истратить их более выгодно – с пользой для мирской и загробной жизни. При этом также следует предостерегаться от кичливости и тщеславия. Разумеется, при выборе таких отборных номеров, исключение составляют обстоятельства, продиктованные необходимостью или целесообразностью. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: « Раб в Судный день не сможет даже сдвинуть ногу, пока не будет опрошен про четыре вещи: про жизнь, на что она израсходована, про знания, как они соблюдены, про имущество и состояние, на что они истрачены и как добыты, про тело, на что оно использовано».
17. По мнению некоторых специалистов, телефоны сотовой связи негативно влияют на здоровье людей. Поэтому желательно использовать их только при необходимости. Мусульманину не подобает без надобности пользоваться телефоном и тем самым наносить вред своему здоровью. Всевышний Аллах говорил: «Не бросайтесь своими руками к гибели!».

Правила приличия относительно общественности

1. При входе в мечеть, в места учебы и другие общественные места, а также посещая уважаемых людей, не забывайте выключить звук телефона или полностью выключить сам аппарат. Потому что звонок телефона в мечети нанесет ущерб ходу намаза, нарушит его основу, заключенного в смиренности, помешает ходу собраний, причем как слушателю, так и выступаюшему, отвлечет от знаний, что чревато снижением эффективности во всех случаях. Однажды Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам зашел в мечеть. Там он застал некоторых сподвижников, громко читавших Куръан. Тогда он сказал: «Не притесняйте друг друга». Если такое сказано про чтение Куръана, то насчет всего остального можно догадаться самому. Представьте, как вы готовились бы посетить какого-нибудь руководителя или уважаемого человека. А в каком состоянии следует зайти в дом Господа миров, туда, где упоминается Его имя? Это останется на совести каждого человека. Когда Зайнулабидин Алий ибн Хусайн рахимахуллах, сын имама Хусайна, собирался совершать намаз, он бледнел и, будучи в намазе, испытывал дрожь и трепет. В ответ на вопрос о причине такого состояния, он отвечал: «А вы знаете, перед Кем я собираюсь стоять?!».
2. Не следует играть или вертеть в руках телефонный аппарат в обществе – скажем, в мечети, на занятиях, собраниях или у собеседника. Так как в этом есть пренебрежительное отношение к обществу и невоспитанность. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Для меня самой дорогой личностью является мой собеседник. Меня неприятна даже муха, которая сядет на его лицо». 
3. В мечетях встречаются стенные памятки, призывающие соблюдать вышеприведенные правила. Но даже в этом случае некоторые забывают об этом и оставляют свои телефоны без внимания. И если в таких случаях, среди общества случайно зазвенит чей-то телефон, воздержитесь упрекнуть владельца и оставьте при себе свой гнев. Так как человеку присуща забывчивость. В частности, это допустимо для людей преклонного возраста. В таких случаях требуется вежливость и тактичность. Здесь достаточно следовать примеру Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находился в мечети, туда зашел бедуин и начал мочиться. Сподвижники собрались было его задержать и выставить. Но, образец кротости, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам остановил их. И только после того, как тот справил нужду, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам объяснил ему, что это место священно для мусульман, так как здесь совершается поклонение Господу и, подчеркнув недопустимость такого поступка, вежливо выпроводил его. В результате этот бедуин стал мусульманином и присоединился к ряду совершающих намаз. 
4. Не следует установить в телефон в качестве сигнала звуков, которые могут не понравиться праведному обществу. Такие звуки могут причинить душевное беспокойство. Однажды, Абдуллах ибн Умар услышал звуки мелодии. Он сразу закрыл уши. Через некоторое время обратился своему спутнику, Нафеъ рахимахуллаху, который находился рядом, с вопросом: «Прекратились звуки?». Получив утвердительный ответ, он убрал руки с ушей и сказал: «Я, находясь рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, видел его точно такой же поступок». Вместе с этим, стоит отметить, что по сигнальным звукам телефонных аппаратов можно судить о вкусе и нраве их владельцев. 
5. Во время бесед или собраний по возможности не пользуйтесь телефоном. А при необходимости, для телефонного разговора можно выйти наружу, предварительно извинившись перед собеседниками, если только это возможно. Вежливость требует даже разрешения собеседника. Другое дело, если вы уверены, что телефонный разговор не повлияет на ход беседы или собрания. 
6. Когда читается Куръан, не допустимо ничего, кроме слушания чтения. Всевышний Аллах сказал: «Когда читается Куръан, то прислушайтесь к нему и молчите - может быть, вы будете помилованы». 
7. При телефонном разговоре не повышайте голос выше достаточного. Особенно это требуется соблюдать, если вы находитесь среди общества. Аллах тала говорит: «И понижай свой голос. Поистине, неприятнейший из голосов - конечно, голос ослов». В священном хадисе приводится, что Всевышний Аллах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Торе описывал как «Не кричащий на базарах…». 
8. Не переключайте звук на динамик телефонного аппарата без необходимости на это. Это может помешать другим. К тому же, не нужная им информация может стать причиной бесполезной траты их времени. А если телефонный разговор сугубо личный, то такая огласка информации может привести к крайне нежелательным последствиям, как для вас, так и для вашего собеседника по телефону. Опыт подтверждает это. Всевышний Аллах говорит: «Поистине, слух, и зрение, и сердце – все это - о себе спрашиваемые». 
9. Старайтесь, как можно, рационально использовать время и скорее заканчивать разговор. В противном случае собеседнику невольно можете причинить неудобство. Аллах таала, перечисляя людей, которым нам следует делать добро, повелевает «(делать добро) находившемуся рядом». К «находившимся рядом» можно отнести спутника, напарника, коллегу, собеседника и т. д.

Правила приличия относительно собеседника

1. Перед набором номера следует удостовериться в его правильности. Наугад набирать неприемлимо. 
2. Прежде чем звонить, по возможности, необходимо уточнить, не совпадет ли данное время со временем собеседника, когда он занят или отдыхает. В частности, не следует звонить мусульманину, когда наступило время намаза в мечети. В этом смысле особенно надо быть аккуратным при намерении звонить людям ученого круга, преклонного возраста и почтенным персонам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Кто не почитает старших, не оказывает милосердие младшим, не знает приоритет ученых, тот не из нас». 
3. Если при первом звонке вам не ответили, повторно звонить можно, лишь подождав некоторое время. Это аналогично положению, когда для вызова проживающих стучат в ворота дома. Наши ученые рекомендуют, что мусульманину, для вызова проживающих, следует однократно вызвать так, чтобы услышали, а при отсутствии ответа, повременить и повторно вызвать. Так как, хозяин дома в это время может быть занят, и не в состоянии сразу ответить. Непрерывный набор номера подобен непрерывному стуку по воротам. Анас ибн Малик сказал: «По двери Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стучали ногтем». 
4. Если не дождались ответа и после трехкратного вызова с промежутками, то прекратите набирать номер. Это указывает на то, что ваш абонент в данное время не в состоянии ответить вам, и дальнейшие попытки могут причинить ему неудобства. Вы то вызываете одним нажатием кнопки. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам относительно того, кто пришел, преодолев некоторое расстояние, и вызывает кого-то из дома, повелел: «Если трижды попросил дозволения и не дождался, то пусть обратно вернется». Ученые добавляют, что вызвавший не вправе сердиться на хозяина дома. 
5. Если собеседник принял ваш вызов, то приветствуйте его первым. Не начинайте разговор фразами: «Ну, как ты?», «Эй ты?» и т. д. Джабир радияллоху анху говорил: «Слову предшествует приветствие». И пусть приветствие будет исламским. То есть, как минимум, «ассаламу алайкум». Если желаете большего воздаяния, скажите «ассаламу алайкум ва рохматуллах», если хотите еще больше, то можете сказать «ассаламу алайкум ва рохматуллахи ва барокатух». К Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам подошел один человек и поприветствовал словами «ассаламу алайкум». Тот ответил ему. И когда пришедший сел, он сказал «Десять». Подошел другой и сказал «ассаламу алайкум ва рохматуллах». И ему ответил. После того, как он сел, сказал «Двадцать». Затем подошел третий и сказал «ассаламу алайкум ва рохматуллахи ва барокатух». И ему ответил. После того, как и он сел, произнес «Тридцать». То есть, указал на то, что первому достались десять воздаяний, следующим по двадцать и тридцать соответственно. 
6. Если вас по телефону не узнали, то сначала представьтесь. Но не словами «Это я» или «Не узнал?». Не ставьте собеседника в неудобное положение. Так представляться не прилично. Потому что, здесь проглядывается высокомерность. Джабир ибн Абдуллах радияллоху анху говорит: «Я у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам попросил разрешения войти. Он спросил: «Кто это?». Я же ответил: «Я». Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам недовольным голосом сказал: «Я-а-а, я-а-а». 
7. Если вам позвонили, не поднимайте трубку словами «Да!», «Кто это?», насколько это возможно. Начните вежливо, словами приветствия. Когда Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили: «Как лучше соблюдать мусульманство?», он ответил: «Угощать и приветствовать знакомых, незнакомых». 
8. Если ваш собеседник вас не приветствовал, то вы поприветствуйте. Даже если он и в последуюшем будет поступать так, вы продолжайте следовать сунне, станьте ему примером. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Клянусь Владыкой моей души, что пока не станете правоверными, не войдете в рай, пока не проявите взаимную любовь, не станете правоверными. Сказать вам о том, чем можете проявить взаимную любовь? Так, распространяйте между собой «привет». 
9. Если собеседник опередит вас в приветствии, то не забудьте ему ответить приветом. Так как, приветствие есть сунна, а соответствующий ответ обязателен. Ответ, как минимум, должен быть адекватен привету. Еще лучше ответить шире. Например, на приветствие «ассаламу алайкум» можно ответить «ва алайкум ассалам ва рахматуллах». Всевышний Аллах соизволил сказать: «И когда вы приветствованы приветствием, то приветствуйте лучшим, чем оно или отвечайте им же. Воистину, Аллах всякую вещь Подсчитывающий!». 
10. По телефону говорить следует голосом, громкость которого достаточна для микрофона телефона. Потому что, телефон изобрели именно для того, чтобы передать голос человека в нормальной громкости на расстояние, и современные аппараты хорошо приспособлены для передачи даже тихого голоса. Голос можно повысить, если только собеседник затрудняется вас ясно понять из-за низкого голоса. Шейх Харраний рахимахуллах говорит: «Кто повышает голос на другого, тот не уважает его, и это знает любой мыслящий человек». Всевышний Аллах говорит: «И понижай свой голос. Поистине, неприятнейший из голосов - конечно, голос ослов». Ибн Зайд рахимахуллах говорит так: «Если бы повышение голоса было добром, то Аллах не внедрил бы это в осел». 
11. Если намерены говорить долго, то попросите на это разрешение у собеседника. Так как, он может не располагать таким временем, и, слушая вас, останется в затруднительном положении. 
12. Слова собеседника слушайте внимательно. Перебивать его не прилично. Если выскажетесь, не до конца выслушав его, то ваши слова могут оказаться неверными или напрасными, к тому же, не высказавшись полностью, он может не достигнуть цели от звонка. Ибн Мукаффа говорит: «Учись, как красиво говорить, так и красиво слушать. Дать говорящему полностью высказаться есть красиво слушать». Ата ибн Рабах говорит: «Мне, положим, расскажут хадис. Я выслушаю молча, будто раньше не слышал. Между тем, окажется, что я это слушал еще до того, как родился рассказывающий». Хасан ибн Алий радияллоху анху говорил: «Старайся больше слушать, чем говорить». Недаром Всевышний Аллах одарил человека одним языком и двумя ушами». Всевышний Аллах сказал: «Благовещай же рабов Моих, тех, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них». 
13. Не говорите больше чем необходимо. Это больше относится женщинам. Вообще, разговорчивость не качество правоверного. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Красивое мусульманство заключается в отказе от бесполезного». Это особенно ярко выражается при телефонных разговорах. Так как, здесь наблюдается пустая трата времени и денег, как своих, так и других. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Воистину, Аллах вам не желает пустословия, напрасную трату и лишних вопросов». Под пустословием понимается бесполезный разговор. Мухаммад ибн Аджлан говорит: «Слово состоит из четырех частей: Упоминание Аллаха, Чтение Куръана, отвечать на научные вопросы и говорить о насущном». Не забывайте, что любое дело, бесполезное как в этом, так и загробном мире совершается за счет потери чего-то полезного. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Стремись к тому, из чего можно извлечь выгоду для себя». Всевышний Аллах говорит: «Нет добра во многих из их тайных бесед, кроме того, кто повелел к милостыне или доброму делу или примирению между людьми. И кто делает это, желая довольства Аллаха, то вскоре Мы дадим ему великое вознаграждение». Мусульманину достаточно помнить следующий аят из Куръана: «Не произнесет ни слова без того, как перед ним – надсмотрщик крепкий». 
14. Избегайте разговоров с чужими лицами иного пола. При вынужденных обстоятельствах допускается разговор по мере необходимости. При звонках мужчине, если ответит женщина, звонившему мужчине следует, как можно лаконичней, объяснить цель звонка и скорее кончить разговор. Не подобает задавать вопросов, таких как, «где он?», «когда придет?», «узнаете меня?», я такой-то», и т. д. Лучше не говорить женщине вообще и повторно позвонить, ориентируясь на время вероятного нахождения возле телефона искомого мужчины. В противном случае шайтан может возмутить интригу в обоих сердцах, у мужчины в особенности. И женщине, при звонке от мужчины, следует ответить, насколько это возможно, без нежности в голосе, а наоборот, приглушенно и коротко. И то самыми необходимыми словами. Тянуть разговор с вопросами «кто это?», «что вы хотели сказать?» не следует. Всевышний Аллах почтенным женам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, матерям правоверных обратился так: «Не будьте нежными в словах, иначе возжелает тот, в сердце которого болезнь, и говорите слово одобряемое». 
15. Ни в коем случае не разговаривайте, жуя во рту что-то. Это, несомненно, очень неприлично и признак проявления неуважения к собеседнику. Уж точно, от этого ваш собеседник не обрадуется. 
16. Не разыгрывайте собеседника подделкой голоса или заведомо ложными сообщениями. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Мусульманин является братцем мусульманина, его не угнетает, не унижает, не принижает», и, указывая на грудь, трижды повторил: «Благочестие вот тут!». И еще сказал: «Если человек принизит своего братца мусульманина, то с него достаточно, чтобы стать злодеем. Мусульманину харам кровь, имущество и честь другого мусульманина». Так, категорически не уместно говорить мужчине женским голосом и наоборот. Это, являясь вышеуказанным грехом, еще чревато проклятием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он проклял мужчин, уподобившихся женщинам, и наоборот. Проклятие обозначает лишение милости Аллаха. 
17. По завершении разговора, проститесь с собеседником с благими пожеланиями. Кончайте разговор тем, чем начали, то есть, приветствием. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Первое приветствие не предпочтительнее второго». 
18. Обратите серьезное внимание и на то, какой сигнал установили для вызова. 
19. Чужие номера без разрешения владельца не передавайте другим, если чувствуете, что он не желает распространения своего номера. Потому что, в этом есть злоупотребление доверием. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Если человек, говоря кому-то, оглянулся вправо и влево, значит, его слова желательно не распространять». 
20. Нельзя, с целью сэкономить в деньгах, позвонить кому-то и сразу прекратить вызов, надеясь на обратный звонок. Если только та сторона сама не предложила такое. Потому что, рассчитывать на чужие расходы, во избежание собственных, считается верхом эгоизма. 
21. Если вы пропустили какой нибудь входящий звонок, то ответьте этому звонку, как только найдете возможность. Потому что, подавляющее большинство людей звонят по делу, и не отозваться на звонок все равно как отвернуться от зовущего. А в случае, если позвонили с просьбой или, попав в трудное положение, то мусульманину не подобает оставаться равнодушным к положениям людей. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Мусульманин является братцем мусульманину. Он его не угнетает, не предаст. Кто заботится о своем братце, то Аллах позаботится и о нем. Кто выручит мусульмана от одной заботы, то Аллах выручит его от одной из забот Судного дня». 
22. Если поступил какой нибудь текст сообщения с просьбой или указанием распространить его, то это не значит, что эта просьба или указание подлежит обязательному исполнению. Иногда поступают сообщения с Исламскими фразами. Обычно, в конце таких сообщений последуют указания, что данный текст следует переслать по нескольким другим номерам, с обещаниями пресловутых воздаяний от Аллаха за исполнение, и, наоборот, наказаний за пренебрежение. А на самом деле все это окажется ложью, и принесет пользу только компании сотовой связи, абонентом которой вы являетесь. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Чтобы быть лгуном достаточно болтать все услышанное». Никакие поступившие сообщения с указаниями на распространение текста, даже если это относится к Исламской религии, не должны заставлять вас поступать против своей воли, тем более, если они не достоверны.
23. При написании писем, сообщений, так же, следует соблюдать границы шариата. Написанием не приличных по содержанию и бесполезных писем, идущих в разрез шариату, вы только прибавляете еще больше греха к своим грехам. Так как, положение шариата одинаково как для устного, так и письменного общения. Это относится особенно написанию писем чужим людям противоположного пола. Такой способ общения нынче особенно стал популярным. Но мусульманин поступает, ориентируясь не на большинство, а на истину. Абдуллах ибн Масъуд радияллоху анху говорил: «Община это то, что соответствует истине, даже если ее составляешь лишь ты один».

Вопросы по теме

1. В некоторых мечетях установлены оборудования, отключающие сотовую связь. Дозволено ли это? Говорят, что это вредно здоровью. 
Ответ: Если угроза вреда здоровью действительно серьезная, то, разумеется, не позволительно. Но шариат запрещает поступать, основываясь только на словах, не проверенных ни научно, ни на практике. По этой причине, ученые заключили, что это дозволено. 
2. В мечетях вывешивают памятки о необходимости выключить телефоны. Дозволено ли это?
Ответ: Безусловно, дозволено. Так как, здесь преследуется цель не нарушать состояние смиренности и спокойствия лиц, совершающих намаз. Учитывается, так же, и забывчивость человеческой натуры. А призыв к добродетели только приветствуется. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Тот, кто призывает к добродетели, заслуживает воздаяний столько же, сколько и откликнувшийся призыву». 
3. Дозволено ли человеку, совершающему намаз, выключать телефон, если он зазвенел в это время?
Ответ: В сущности, как выше подчеркивалось, человеку, собравшемуся стоять перед Аллахом, следует обрести соответствующее этому статусу душевное состояние. Но если, по забывчивости, что присуще человеческой натуре, не выключил телефон перед намазом, и он зазвенел во время намаза, то в целях не нарушать покой и смиренное состояние лиц, совершающих рядом намаз, его выключить дозволяется самым минимальным движением. Так как, при допускаемых шариатом уважительных причинах, во время намаза дозволены действия и не входящие в атрибутивные движения намаза. 
4. Дозволено ли подзарядка телефона, пользуясь электроэнергией, отпущенной мечети?
Ответ: И в мечетях, и в других местах со статусом вакуф, все должно использоваться в соответствии с предназначением вакуфа. Если в вакуфе не оговорены иные условия, то поступают в соответствии со сложившимися там обычаями. Следовательно, в таких случаях желательно поступать осторожно. 
5. Дозволено ли человеку, находившемуся в мечети с целью эътикаф, пользоваться сотовым телефоном?
Ответ: Эътикаф преследует цель оторваться на определенное время от всего, кроме Аллаха и, таким образом, обрести близость к Аллаху. Поэтому, действия должны соответствовать цели. Но, при исключительной необходимости дозволяется, с условием не мешать другим. 
6. Дозволено ли, отвечать на звонок, находясь в туалете?
Ответ: Нет, конечно. Говорить во время отправления естественных нужд, не дозволено (макрух). 
7. Дозволено ли срочные вести, т. к. джаназа и др. передать по телефону в виде сообщений? Или выразить соболезнование в виде SMS?
Ответ: Да, конечно. Это благое дело. 
8. Дозволено ли мусульманину заниматься торговлей сотовыми телефонами? Ведь покупатель может использовать его в разрез шариату?
Ответ: Такая торговля, как и другая, считается халал. Поступок покупателя с товаром не касается продавца. Это подобно тому, что купленный виноград кто-то использует для приготовления уксуса, а кто-то другого напитка. 
9. Если я купил SIM-карту на свое имя, но отдал его для пользования другому лицу, и он, со временем, задолжал компании сотовой связи за пользование этой SIM-картой, то несу ли я ответственность за оплату этого долга?
Ответ: Формально, перед компанией ответственны вы, и следовательно, вы должны будете оплатить. Так как, оферта подписана вами. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Мусульмане основываются на взаимных договорах». Но вы имеете право взыскать расходы с того, кто использовал SIM-карту. 
10. Во многих государствах, в частности, и у нас, водителям автомобилей запрещено во время езды пользоваться средствами сотовой связи. Надо ли соблюдать это правило?
Ответ: Безусловно, надо соблюдать. В начале статьи были приведены цели, преследуемые Исламским шариатом. Это правило служит части этих целей, то есть, для сохранения жизни и имущества человека. По сведениям Британских специалистов, пользование телефоном во время езды на 50% уменьшает способность водителей управлять автомобилем. Это хуже, чем управлять автомобилем в нетрезвом состоянии, и, следовательно, становится причиной многих ДТП. Кроме этого, одно из общих правил шариата гласит, что законы общества, не противоречащие Исламским положениям, следует неукоснительно соблюдать. Так как, в основе таких законов лежат интересы общества, в частности, и мусульман. 
11. Скажем, я специалист по ремонту и программному обеспечению сотовых телефонов. Дозволено ли, если меня попросят загрузить телефон программами, идущих в разрез шариату, и я исполню их просьбу? Кому грех от этого?
Ответ: Нет, ни при каких обстоятельствах не дозволено. Содействовать греху равносильно грешному поступку. Даже согласие на это. Всевышний Аллах сказал: «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязни, и не помогайте друг другу в грехе и вражде». 
Если вы откажетесь от такой просьбы во избежание греха, то будьте уверены, Всевышний Аллах обещает наделить вас еще большим уделом, при чем халалным путем: «Кто остерегается Аллаха, Аллах сделает ему выход и наделяет его оттуда, откуда он не рассчитывает». 
12. Дозволено ли, покупать телефонные аппараты, в которые завод-изготовитель заложил материалы или программы, идущие в разрез с шариатом? 
Ответ: Если покупать именно за эти программы или материалы, то, конечно, не дозволено. Но если покупать с другой целью, и пользоваться, только уничтожив подобные материалы, то дозволено. Но это требует особой осторожности. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Взор (сладострастный взгляд) есть один из стрел шайтана». 
13. Действителен ли развод (талак) данный мужем своей жене по телефону письменно, (в виде SMS)?
Ответ: Да, действителен. (Да сохранит Аллах всех нас от подобных неприятностей). Так как, письмо, как и голос или слово, считается средством выражения мыслей. Но здесь уместно напомнить о некоторых подробностях проблемы вообще. Если письмо написано ясными, недвумысленными выражениями, такими, как «Эй такая-то, тебе дан развод (талак)», «эй такая-то, ты разведена со мной», то развод станет определенным. Если написано фразами, ясно не выражающими цель, т. к. «развод», «свободна», «уходи», то развод будет зависеть от намерений. Если был намерен развестись, то развод считается состоявшимся. Но если скажет, что не имел в виду развод, то учитываются слова, и развод считается не состоявшимся. Если есть оговорка «по получении письма», то развод наступит только по получении письма, в противном случае развода не будет. В книгах фикха эта проблема детально изучена. Для дополнительных сведений можно обратиться к этим источникам. 
14. Действительным ли будет развод, если он написан другим человеком женщине, от имени ее мужа?
Ответ: Нет, никогда слова, высказанные другим человеком, от имени кого бы-то ни было, не принимаются во внимание, если только он не был наделен на то полномочием. Такой поступок считается тяжелым грехом. Поэтому, женщинам, в таких случаях, следует поступать очень осторожно, и принимать решение, только точно выяснив суть дела. 
15. Не слишком ли обременительно соблюдать правила, которые приведены в статье? Как можно достичь полного соблюдения? Ведь сказано же «религия есть несложность»?
Ответ: Да, Ислам, несомненно, есть несложность. Ислам есть удобность. Ислам есть легкость. Но это не значит, что каждый волен в своих поступках. Ислам внедрен, с целью осчастливить, как каждую личность, так и все человечество в целом. Поэтому все его положения и предписания учитывают интересы, как отдельной личности, так и всего человечества, и гарантируют счастье, блаженство и теперь, и в будущем, и в этом, и в загробном мире. Некоторые положения Ислама, на первый взгляд, кому-то могут показаться непосильными. Но его пользу, его доступность поймет тот, кто живет завтрашним днем. Вот почему все больше европейцев обращаются к Исламу. Например, запрет спиртного в Исламе кому-то может казаться тяжелым. Но он почувствует, насколько это было легко, разве что после того, как потеряет здоровье из-за спиртного, дети родятся неполноценными, станет отцом незаконнорожденных детей, и останется без присмотра и опеки к концу своей жизни. Воздержаться от взгляда на чужих людей противоположного пола может казаться трудным. Но, может быть, мужчина почувствует, что такие, на первый взгляд, трудно соблюдаемые лозунги Ислама, как «берегись взглянуть на чужих людей противоположного пола», «эй женщина, береги себя от чужих взглядов», есть нечто иное, как великая истина, высшее предписание Ислама, когда, вследствие таких сладострастных взглядов, иссякнет и потенция и гордость, ухудшится отношение к своей чете, разрушится семья, дети станут живыми сиротами и останутся без опеки и воспитания, родственники станут врагами. Или, может, поймет женщина, когда она станет жертвой насилия, когда ее выплюнут, как разжеванную жевательную резину, оставит за собой незаконнорожденных детей, которые переполнят приюты, когда пройдут года и она превратится в беспомощную старуху, навсегда потерявшую и женственность и красоту, а общество потерпит крах из-за уменьшения праведного потомства и увеличения неизлечимых болезней, таких, как СПИД. Или поймете вы, когда унизят вашу любимую дочь или жену именно владельцы сладострастных взглядов. В конце концов, подумайте, насколько вы почувствуете, что Ислам великое благо для всего человечества, когда увидете, как эти грешники терпят страшные муки в Огненной геенне! Все предписания и положения Ислама именно таковы. Всевышний Аллах есть владыка сокровенных смыслов во всем. Он говорит: «И действительно, Мы сотворили человека и знаем, что наущивает ему его душа. И Мы ближе к нему, чем шейная вена».

Заключение

Да будет хвала Аллаху, который сказал: «Не упустили Мы в Книге ничего». 
Да будет мир и благословение Посланнику Аллаха, который сказал: «Религия есть наставление». 

Милостью Аллаха мы вкратце ознакомились с «Правилами приличия пользования средствами сотовой связи». Мы, разумеется, далеки от претензий, что в этой короткой статье исчерывающе охватили все стороны проблемы. Но, стоит напомнить, что Ислам является благом для всего человечества, истинной религией, ниспосланной Владыкой миров, дееспособной во все времена и во всех местах и единственно достойной остаться неизменной до Судного дня, что и констатирует эта статья. 
Мы, мусульмане не станем теряться в поисках пути истины. И в рассуждениях будем опираться не только на свой ум. Так как, уму свойственно ошибаться. Любой полноценный разум формируется под влиянием среды, где он развился. Так же, все, без исключения, знания, опыты, навыки и желания индивидуальны. Следственно, невозможно найти истину, опираясь только на такой род категорий. Поэтому, без Ислама невозможно определить истинно человеческий путь. Всякие попытки, в лучшем случае, только подтвердят следующую поговорку: «Кто живет не в соответствии с убеждениями, тот выдумает удобное для себя убеждение!». 
Но истинные мусульмане во всем следуют учениям религии, ниспосланной Аллахом, творцом миров и самого человека. Это не сковывает их умы, а наоборот, способствует ясному и правильному мышлению. Пример тому и рассмотрели в этой маленькой статье. 
Вместе с этим, в настоящее время в мире наблюдается тенденция одобрения положений Ислама относительно приличия. Только это называют обтекаемым выражением «культура». Хотя эти два понятия, на первый взгляд, и кажутся близкими, по сути своей, они коренным образом отличаются друг от друга. 
Мы видим, что последователи или подражатели пресловутой «западной культуры» тоже соблюдают определенные нормы приличия. Но в этой культуре, где нет веры в судный день и ничего, кроме мирских благ, критерием всему является материальная выгода. Во-первых, у них совсем другие меры измерения относительно таких категорий, как халал-харам, нравственная чистота и т. д. Что касается культуры общения, то у них даже улыбка не выражается «бесплатно». В большинстве случаев улыбку используют как средство достижения своей корыстной цели, в крайнем случае, чтобы казаться привлекательным и веселым. Самый благонамеренный из них улыбнется разве что с целью оставить о себе благоприятное впечатление. Именно этому усердно учат своих читателей наставники этой культуры, в частности, знаменитый Дейл Карнеги. Разумеется, их такие усилия могут венчаться успехами с точки зрения мирских и материальных благ. 
Но Ислам преследует не только это или только не это. В Исламе «Приветливый взгляд с улыбкой в лицо другу тоже считается милостыней», «Самое препочитаемое деяние после обязательных (фард) действий, это доставить радость правоверному», «Кто притеснит зиммия (немусульманина в мусульманском обществе), тому я враг в Судный день», «В Судный день самым близким мне будет самый благовоспитанный из вас», (Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь Аллаха и говорите слово достойное». «И не искривляй свое лицо от людей (высокомерно) и не ходи по земле кичливо. Поистине, Аллах не любит всех гордецов, хвастливых», «Самый благородный перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» и т. д. 
В Исламе отмечено, что любое деяние, совершаемое только в мирских целях, лишено благ загробной жизни. Также, подчеркивается, если действие, которое следует совершить ради Аллаха, предназначить другому, то в этом есть великий грех. Вот насколько Ислам чист, искренен, велик и благороден! И насколько счастливы его последователи! 
А привели эти примеры вот для чего: При соблюдении вышеприведенных правил приличия вы имейте в виду не только культурность, вежливость или эрудированность. Соблюдение этих правил отнесите к богослужению. Поступая согласно этим правилам, уповайте на милость и довольство Аллаха. Среди них есть такие правила, которые граничат с Исламскими категориями, такие как, фард, ваджиб, сунна, мустахаб. Несоблюдение данных правил равно не соблюдению этих категорий. 
Но, некоторые люди, считающие себя мусульманами, сами не соблюдают, не учат и не претворяют в жизнь положения и предписания своей истинной и великой религии, что ведет к формированию у мировой общественности искаженных понятий об Исламе в целом. А, в сущности, Ислам и мусульманин две различные понятия. Но не всем дано это понять. 

Да поможет всем нам Аллах. Да примет он этот скромный труд. Да сделает его нам всем полезным в этом мире и во благо в ином мире. Амин!

Хусайнхан Яхя Абдулмаджид