Вступление Хвала Аллаху, по милости Которого совершаются благие дела и Который направил нас для этого на прямой путь. И не были мы на этом пути, если Аллах бы не направил нас. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина, руководителя и предводителя, любимого человека - Мухаммада, его семью, сподвижников, а также тех, кто достойно следовал его пути до дня воздаяния. Далее: Данное исследование, предлагаемое мною сегодня, затрагивает, на мой взгляд, важнейшую тему. Этот курс раскрывает проблемы отношений и сравнительного анализа на базе Шариата, в оценке разного рода положений, действий, взглядов.

Обуславливает их очередность, придавая одному понятию большую значимость, нежели другому в рамках божественных предписаний и пророческих наставлений. Особенно, это важно сегодня, когда мусульмане ошибаются и путаются в первоочередности задач. Ранее, я называл этот курс «Понимание степеней деяний», но с недавнего времени я использовал новый термин, воплощающий в себе наиболее полное и правильное значение этого понятия - «Понимание приоритетов». Эта работа освещает большинство первостепенных задач заложенных в шариате и основанных на достоверных аргументах. Возможно, она сыграет свою роль в формировании мысли, укреплении позиций и в установлении основы этого понятия как части фикха (мусульманского права). Отрадно, что есть те, кто руководствуясь этими понятиями в Исламе, желают познать что первостепенно в шариате, а что играет второстепенную роль, что облегчено в фикхе, а что затруднено, что возвеличивает религия, а что отвергает в принципе. Надеюсь, это ограничит как крайность и неумеренность радикалов, так и удержит от небрежности и упущений нерадивых и (в итоге) приблизит позиции искренних мусульман. Я не утверждаю, что данное исследование является совершенным, но оно «приоткрывает занавес и готовит почву» для долгого пути. Да поможет Аллах тому, кто расширяет горизонты знаний, ведь для каждого старающегося есть свой удел. Эту речь я бы хотел завершить словами Божьего Пророка - Шу’айба, мир ему, упомянутыми в Коране: «Я лишь желаю только исправлений, сколь это будет в моих силах. И помощь мне лишь от Аллаха, лишь на Него я уповаю и обращаюсь лишь к Нему». Сура «Худ» 88аят Нуждающийся в милости Аллаха Юсуф Аль-Карадави

1.Потребность нашей уммы в понимании приоритетов. Введение Одним из важнейших понятий мусульманского права на сегодня является понятие «Понимание приоритетов», о чем я ранее говорил в своих трудах, в особенности в книгах «Исламское сознание между неверием и экстремизмом» и «Понимание степеней деяний». Под таким понятием, я подразумеваю, такое положение вещей, при котором принципы, основы и деяния находят свое исключительное место, исходя из принципов необходимой очередности и основываясь на достоверных источниках шариата, к чему нас ведет свет вдохновения и разума: «Свет поверх света». Сура ан-Нур 35. Да не будет малозначительность стоять над важностью и важность над наиважнейшим, да не станет сомнительное достоверным, а худшее занимать место лучшего. Но напротив, пусть то, что заслуживает быть на первом месте, станет первостепенным, а что позади, станет на втором. Нельзя пренебрегать опасностью, но и незначительному нельзя придавать большое значение. Все должно достойно и по справедливости занимать свое место, без недочетов, потерь и произвола, сообразно тому, как говорит нам об этом Всевышний: «Воздвиг Он небо и установил весы, Чтобы вы не преступали (должного баланса) (Так) взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» Сура – Милостивый 7-9аяты Дело в том, что с точки зрения шариата все принципы, положения, поступки и обязанности весьма разнообразны и их нельзя мерить одним мерилом. Среди них существуют основные и второстепенные, крупные и малые, образующие и дополняющие, есть срочные, а есть стоящие того, чтоб их «отложили в долгий ящик», есть важные и благие, есть более значимые и предпочтительные. Это отчетливо проявляется в самих священных текстах Корана, где Всевышний Аллах говорит: «Неужто напоение паломника водой, И совершение обрядов у святой мечети, Сравнимо с деяниями тех, Кто верует в Аллаха и в Последний день, Сражается на пути Аллаха? Не равны они перед Аллахом, Аллах не поведет неправедных людей. Те, кто уверовали, переселились и воевали на пути Аллаха, Своим имуществом и душами своими, Они на высшей степени угодные Аллаху. И они получившие успех». Сура Покаяние 19-20 аяты Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вера (иман) имеет семьдесят с лишним степеней: Высшая (ее степень) - «нет божества кроме Аллаха», а низшая - устранение преграды с пути". Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) стремясь, приблизится к Аллаху, горели желанием узнать о самых первостепенных вещах, поэтому они постоянно расспрашивали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о наиболее предпочтительных деяниях и о самом лучшим для Аллаха поступке. Как, например, в вопросах ибн Мас’уда, Абу Зарра и других, на которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отвечал, что лучшее из дел такое - то или лучший из поступков для Аллаха такой - то. В пример, мы приведем хадис, переданный от Амру бин’Абаса (да будет доволен им Аллах), что некто спросил: «О, Посланник Аллаха, что такое Ислам?» На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвечает: «Это когда Аллаху покоряется твое сердце и когда мусульмане обезопашены от твоего языка и твоей руки». «Тогда какой Ислам лучше?» продолжал человек. -Иман (вера). Отвечал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). -А что такой Иман? спросил человек. -Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников и в воскрешение после смерти. Ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). -А какой иман лучше? -Хиджра. -А что такое хиджра? -Это оставление зла. -А какая хиджра лучше? -Джихад. -А что такое джихад? -Это сражение против неверных при встрече. -А какой джихад лучший? -(Такой, при котором) изранен твой конь и ты истекаешь кровью. Тот кто последует за тем, что приводится в благородном Коране и за тем что, в чистой Сунне, стремясь найти ответ на вопрос или получить достоверное разъяснение, найдет по этому поводу множество различных ответов, разъясняющих что есть наиболее предпочтительное, лучшее и приоритетнее из поступков, ценностей и обязанностей. Некоторые хадисы нам сообщают, что, например: «Совместная молитва превышает одиночную в 27 раз». « Один дирхам стал ценнее, чем сто тысяч дирхамов». «Пребывание на пути Аллаха один день и одну ночь, лучше, чем пост и ночное стояние (на молитве) в течение месяца». «Поистине, нахождение одного из вас на пути Аллаха, лучше, чем молитва в своем доме в течение семидесяти лет». С другой стороны нам представлены мерила, при помощи которых, нам разъясняются различного рода дурные поступки, коих бесчисленное множество. Это великие грехи и маленькие прегрешения, это сомнительные и нежелательные проступки. Иногда я привожу такие сравнения, как например, в хадисе: «Дирхам лихвы (процента), пожираемый человеком осознанно, перед Аллахом хуже, чем тридцать шесть прелюбодеяний». Я предостерегаю (всех) от совершения некоторых видов деяний, рассматривая их как наиболее тяжких видов злодеяний, наиболее худших из них. Как сказано, например, в хадисе: «Зло в человеке это его скупость, (когда) он боится (потерять богатство) и трусость, порочащая его». «Злодеяние людей (состоит в том, что) когда их просят ради Аллаха, они не подают». «Самые плохие из числа моей общины: хвастливые болтуны, а лучшие из моих (людей): обладатели добрых нравов». «Самый большой вор, это тот, кто ворует у своей молитвы, не совершая, должным образом поясной и земной поклоны, а самый жадный тот, кто скупится на приветствие (салам)». Также нам разъясняет Коран, что люди не равны по достоинству и даже если они схожи по характеру, то степень различия в знаниях и поступках очень велика. Священный Коран повествует: «О, люди! Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину Аллах - Знающий, Ведающий». Сура - Комнаты 13 аят. «Скажи: сравнятся ли те, кто знают и те, кто не знает?» Сура - Толпы 9 аят. «Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и душами своими, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, кто сражается своим имуществом и душами своими, над теми, кто отсиживается, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися, благодаря великой награде». «Ступеням от Него, прощения и милости. Аллах - Прощающий, Милосердный». Сура-Женщины 95-96 аяты. «Не равны слепой и зрячий. Мрак и свет. Тень и зной. Не равны живые и мертвые…» Сура –Творец 19-21аяты. «Потом Мы дали Писание в наследство тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы самим к себе, умеренные и опережающие других в добрых делах, с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость». Сура-Творец 32 аят. Таким образом, мы находим, что люди различаются и превосходят друг друга, точно также, как различаются их поступки и предпочтения, однако (истинное) превосходство одних над другими - только лишь в знаниях, поступках, деяниях и в джихаде.

Юсуф аль-Карадави "О понимании приоритетов новый курс в свете Корана и Сунны". (фикх аль-авлявият)