Пятница Рамазан 19 1445 | Пятница марта 29 2024

Личностью Салахуддина восхищаются и мусульмане, и христиане. Черты характера и достоинства  Салахуддина являются истинным отражением его веры. Он боролся с крестоносцами, которых мусульмане называли франками, и в 1187 отвоевал Иерусалим.

Опыт отношений мусульман и крестоносцев указывает на то, что между мусульманской и христианской цивилизациями существует не «столкновение», а, скорее, некая взаимосвязь.

В 1099 состоялся первый крестовый поход, во время которого крестоносцы завоевали Иерусалим и вырезали христианское, мусульманское и еврейское население. Хотя они обещали жителям захваченного города безопасность, они не жалели ни женщин, ни детей. Через год было основано Латинское королевство, которое просуществовало до 1187, когда в битве при Хаттине Салахуддин уничтожил армию короля Гвидо и некоторое время спустя овладел Иерусалимом.

В отличие от крестоносцев, которые зверски расправились с жителями города 88 лет назад, Салахуддин, будучи верным учению ислама, не тронул живших в Иерусалиме христиан. За свое благородство  Салахуддин пользовался уважением противников и многих людей в разных странах мира. Король Англии Ричард I Львиное сердце, возглавивший третий крестовый поход в 1189, встретился с  Салахуддином во время одного из конфликтов, эта встреча наша отражение в различных произведениях литературы, в частности, в рыцарских романах.

Хотя крестоносцам не удалось вернуть себе Священный город, Ричард Львиное сердце всю оставшуюся жизнь питал уважение к  Салахуддину, которого считал достойный противником. Своим великодушием и благородством во время мирных переговоров, положивших конец крестовым походам,  Салахуддин заслужил восхищение и благодарность всего христианского мира.

Рождение и происхождение

Салахуддин родился в городе Тикрите на реке Тигр (территория сегодняшнего Ирака) в 1137 году в курдской семье. Халиф Багдада из династии Аббасидов ал-Мустаршид назначил его отца Айюба – правоверного мусульманина, талантливого руководителя и дипломата – правителем этого города.

Детство и образование

Юный  Салахуддин получил образование в Баалбеке и Дамаске. В 1143, когда ему было шесть лет, его отец Аюб получил от атабека Мосула Зенги в управление Баалбек. Зенги победил крестоносцев в битве при Алеппо в 1130, а в 1144 овладел Эдессой. После смерти Зенги в 1146, его место занял его сын Нур ад-Дин. Нур ад-Дин был авторитетным лидером и богобоязненным человеком. Спустя несколько лет эмир Нур ад-Дин назначил Айюба крупным военачалником в Дамаске, а его младшего брата Ширкуха – командиром войск в Алеппо. Таким образом, Салахуддин вырос в среде, где принимались серьезные политические решения в отношении войны с крестоносцами. Его культурное и религиозное образование было типичным для представителей его круга, вращавшихся в Баалбеке и Дамаске. Как и его сверстники, Салахуддин изучал арабский язык, поэзию, религию, заучивал наизусть Куръан и сунну Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

Молодые годы Салахуддина

Поскольку в Средневековье люди умирали гораздо раньше, чем сейчас, молодые люди с ранних лет выполняли обязанности взрослых мужчин. Уже в 14 лет Салахуддин женился. После этого его отправили к дяде Ширкуху в Алеппо, где он сделал карьеру, дослужившись до должности эмира султана Нур ад-Дина. Нур ад-Дин, ставший султаном в 1146 после смерти своего отца Зенги, уважал ученых и стремление к знаниям, при нем Сирия стала крупным центром науки и культуры. Он строил школы и больницы. Известно, что султан в знак уважения вставал в присутствии ученого и приглашал его сесть рядом. Все его правление было основано на божественных ценностях и озарено светом Куръана.

Нур ад-Дин создал апелляционный суд, в котором лично председательствовал, решая административные споры. Будучи студентом,   Салахуддин регулярно бывал в апелляционном суде и общался с его главой. Здесь  Салахуддин научился ценить мудрость и справедливость исламского закона. Нур ад-Дин стал первым мусульманским правителем, который понял, что джихад по отношению к захватчикам-крестоносцам может быть успешным только в случае единства мусульманских государств, и вскоре начал добиваться их объединения. Таким был человек, которого, наряду со своим отцом,  Салахуддин  уважал больше, чем кого-либо другого. Хотя между Нур ад-Дином и  Салахуддином бывали разногласия по поводу политики в Египте, можно сказать наверняка, что  Салахуддин никогда не прекращал следовать примеру Нур ад-Дина, объединяя людей, внедряя божественные закон ислама, и мало заботясь о себе.

Зрелость

Салахуддин, изучивший военное дело в армии Нур ад-Дина под руководством своего дяди Ширкуха, вскоре стал одним из военачалником Нур ад-Дина. В 1164 в возрасте 26 лет он был помощником Ширкуха в походе в Египет, который нужно было освободить от вторжения иерусалимского короля Амалрика. В этом походе Салахуддин произвел неизгладимое впечатление на товарищей.

В 1169  Салахуддин вместе с Ширкухом отправился во второй египетский поход, чтобы защитить Египет от нового нападения крестоносцев. Позднее он стал правителем Каира и сверг Фатимидов, которые правили Египтом. У своего отца Айюба и наставника Нур ад-Дина, который сделал Сирию крупным научным центром,  Салахуддин позаимствовал ту же идею в отношении Египта. За двенадцать лет ему удалось объединить Месопотамию, Сирию, Египет, Ливию, Тунис, западные части Аравийского полуострова и Йемен под властью династии Айюбидов. Используя дипломатические и административные таланты,  Салахуддин смог собрать по кусочкам этот крайне разрозненный регион. Масштаб видения  Салахуддина позволял ему правильно ориентироваться в каждой ситуации, в общении с противниками он никогда не нарушал правил дипломатии или мирного соглашения. Власть и богатство не испортили его. Для него ничего не значили власть и должности. Несмотря на то, что приближенные советовали ему оставлять себе кое-что из военной добычи, он никогда этого не делал. Когда он умер, все его состояние исчислялось несколькими динарами.

Решающая битва при Хеттине

В ответ на нападение крестоносцев на мусульманских паломников в Кераке в 1187, Салахуддин повел свою армию на север Палестины, где, несмотря на численное преимущество противника, победил войска крестоносцев в решающем бою при Хеттине (4 июля 1187). Через три месяца после этого сражения Салахуддин занял Иерусалим. В отличие от христиан, которые 88 лет назад утопили Иерусалим в крови, Салахуддин не учинил грабежи и мародерство, не потребовал мести за мусульман. Он сохранил жизнь 100 тысячам христиан и разрешил паломничество христиан в Иерусалим. Этим благородным жестом Салахуддин повторил поступок Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, когда тот снова вошел в свой родной город Мекку. Когда Пророк Мухаммад вернулся в Мекку с десятью тысячами человек, он не устроил там кровопролития. Он произнес перед народом следующие слова: «Идите, вы свободны!» (ал-Албани).

Мухаммада повел себя великодушно по отношению к жителям Мекки, несмотря на двадцать лет непрерывных гонений, пыток и казней, которые они устраивали ему и его сподвижникам. Это также пример того, что сильный и знающий человек должен иметь благородство прощать. Понятие прощения также является одним из основополагающих принципов христианства. Фактически Библия является «евангелием любви», ни в одном из Евангелий не упоминается о насилии и убийстве невинных людей, таких, которые учинили крестоносцы в Иерусалиме в 1099. Напротив, Библия учит:

«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (от Матфея, 5:44)

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (от Луки. 6:29)

Потеря Иерусалима потрясла Запад и стала причиной третьего крестового похода во главе с королем Англии Ричардом Львиное сердце в 1189. В третьем крестовом походе участвовали армии Англии, Франции и Австрии. Армия Салахуддин, состоящая в основном из египтян, сирийцев и турков-наемников выследила франкские войска в палестинских землях и повела против них войну на истощение. В конце концов Ричарду пришлось отказаться от осады Иерусалима. Тогда он заключил мир с Салахуддином и навсегда проникся к нему уважением. Салахуддин мог бы и не заключать мир. Его армия была сильна и владела ситуацией, тогда как армия крестоносцев утратила боевой дух и король Ричард уже готов был вернуться домой. Торжествующий Салахуддин проявил великодушие и благородство во время переговоров и заключения мира, после которого больше не было ни одного крестового похода. Предотвратив кровопролитие, Салахуддин в точности следовал учению Куръана и философии Ислама:

Если [неверующие] склонны к миру, то и ты [, Мухаммад,] склоняйся к миру и уповай на Аллаха, ибо именно Он [все] слышит и знает. (Анфал, 8:61)

Великодушие и доброжелательность (человеколюбие)

Если рыцарские романы зачастую повествуют о доблестных подвигах, мечтах и желаниях героев, то для Салахуддин и мусульман они были живой реалностью. За 28 лет битв с крестоносцами Салахуддин оставил о себе множество воспоминаний в умах и сердцах своих противников, и все они свидетельствуют о величии его души. Вот лишь несколько примеров, объясняющих почему Салахуддин стал легендарной личностью для западного мира.

А. Он не допустил убийства христиан

В октябре 1187 после завоевания Иерусалима Салахуддин цивилизованным путем заключил мир и спас жизни христиан, совершив воистину благочестивый поступок. Он не только пощадил 100 тысяч христиан, но позволил им беспрепятственно уехать и забрать свое имущество. На подготовку к отъезду им дали сорок дней. 84 тысячи христиан покинули город, благополучно уехав на побережье Сирии к своим родственникам и братьям по вере. Важно понять, что Салахуддин имел все возможности, чтобы отомстить за свой народ. Но этого не сделал, потому что вера научила его быть милосердным, прощать и не стремиться к возмездию. Аллах сказал:

«Воздаяние за зло — равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит нечестивцев». (Шууро 42:40)

«не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (Касас 28:77)

Давайте остановимся и задумаемся над примером великодушия Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, который был милосердным даже к своим врагам. Когда Пророк Мухаммад устал от того, что в Мекке его народ отвергают, он ушел в Таиф (город в 150 километрах от Мекки), призвав свой народ молиться Аллаху. Главы местной общины тоже не приняли его. Один из них сказал: «Если тебя послал Аллах, я разорву покрывало Каъбы». Второй сказал ему: «Разве Аллах не нашел никого другого, кроме тебя, чтобы послать?» Третий сказал: «Ей-богу, я с тобой ни в коем случае не стану разговаривать. Если ты посланник от Аллаха, как ты говоришь, то ты очень опасный человек, чтобы я с тобой разговаривал. А если ты лжешь на Аллаха, то я не должен с тобой разговаривать».

Несмотря на недоверие и унижения, Пророк снова вернулся в Таиф и попросил приютить его, потому что он ушел из Мекки, не имея больше возможности там оставаться. Ему снова ответили отказом. Тогда он попросил держать это в тайне. Но они не послушали и настаивали на том, чтобы сообщить эту плохую новость в Мекку. Наконец, он попросил у них разрешения поговорить с их народом, но они не только отказали, но натравили на него своих рабов и детей, которые оскорбляли его и бросали в него камни. Он был ранен в голову и истекал кровью так, что его обувь наполнилась и пропиталась кровью. Когда он вышел за пределы города, то вознес такую молитву:

«О Боже! Я Тебе жалуюсь на слабость моей силы, на отсутствие у меня возможностей и на свое унижение от людей. О самый милосердный из милосердных! Ты — Господь низкородных! Ты — Господь мой, кому поручаешь Ты меня? Тому далекому ли, который смотрит на меня угрюмо, или врагу, которому Ты поручил мое дело? Если у Тебя нет злобы ко мне, то я не буду обращать внимания...» (Ас-Суюти)

Пророк имел столько сострадания, что не позволил себе требовать наказания людей, которые отвергли его, ожидая, что когда-нибудь в будущем они или их потомки придут к пониманию истины.

Очевидно, что, спасая жизни христиан, Салахуддин следовал примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Б. Освободил узников, которые не могли заплатить за себя выкуп

Одним из условий сдачи Иерусалима было то, что каждый христианин должен был заплатить за себя выкуп. Тысячи христиан, в основном женщин, не имели такой возможности. Чтобы спасти их от рабства брат Салахуддина ал-Адел, зять Салахуддин Геюкбури и сам Салахуддин сами заплатили за них выкуп.

Они сделали это, несмотря на то, что многие христиане, например, патриарх иерусалимский Ираклий и его супруга, были чрезвычайно богаты. Когда Салахуддину предложили конфисковать их имущество, чтобы заплатить выкуп за неимущих христиан, он отказался отступать от своего слова. Он позволил состоятельным христианам уехать вместе со всем своим богатством.

Поступив таким образом, Салахуддин в точности исполнил призыв Аллаха, который сказал:

«Будьте верны завету с Аллахом, если вы его дали; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ибо вы признали Аллаха своим поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы содеете». (Нахл, 16:91)

В. Выше правосудия

В те сорок дней отсрочки, которые получили христиане на сборы перед отъездом из Иерусалима, к Салахуддину приходили многие христианки, которые лишились своих кормильцев – мужей, отцов, сыновей. Некому было о них позаботиться, им было негде жить. Добросердечный Салахуддин не мог без слез слушать их мольбы. Он приказал своим солдатам разыскать их родственников, а если все кормильцы признавались погибшими, он выдавал женщинам достаточную компенсацию.

Уже за одно это Салахуддин мог бы стать героем рыцарского романа. А ведь это лишь один поступок, который он совершил, будучи истинным мусульманином. Мусульманин, выплачивающий компенсацию семье солдата, погибшего в бою с мусульманами, воистину, поступает милосердно и следует божественному закону.

Г. Победа – в том, чтобы подействовать на сердца наших противников кротостью и добротой (Салахуддин)

В сентябре 1192 во время осады Акры король Ричард Львиное сердце навсегда проникся уважением к Салахуддину. Когда Ричард заболел, Салахуддин направил к нему своего врача. Также он часто отправлял ему лед, чтобы снять горячку, и фрукты, необходимые для выздоровления. Этим благородным жестом Салахуддин точно выполнял слова Аллаха:

«Быть может, Аллах решит установить дружбу меж вами и теми, с кем вы враждуете. Ведь Аллах — могущественный, Аллах — прощающий, милосердный». (Мумтахана 60:7)

Д. Истинно рыцарский поступок

Во время нападения короля Ричарда на мусульманский отряд под руководством сына Салахуддина ал-Захера, лошадь короля Ричарда была убита, и он оказался на земле. Наблюдавший за этой сценой Салахуддин, отправил ему двух других лошадей, чтобы король не находился в невыгодном положении

Е. Возвращение похищенного ребенка

Во время осады Акры в лагерь Салахуддина прибежала христианка, она плакала и говорила, что его солдаты похитили ее ребенка. В ответ Салахуддин приказал разыскать ребенка, сам вернул его матери, и дал им лошадь, чтобы они могли безопасно вернуться домой

Ж. Свобода религии

С помощью переводчиков Салахуддин общался почти со всеми своими пленниками. Во время осады Акры в плен попало много солдат. Среди них был старик, который был настолько стар, что не имел зубов и еле передвигался. Салахуддин спросил его, почему он здесь. Старик ответил, что собирался побывать в храме Воскресения в Иерусалиме. Салахуддина тронул его ответ, он дал ему лошадь и приказал сопроводить в Иерусалим. Этим поступком Салахуддин показал, каким должно быть истинное уважение к религиозным убеждениям других людей.

Ни с исторической, ни с философской точки зрения ислам нельзя упрекнуть в отсутствии толерантности к представителям других религий и националностей. Именно это заставило восточных христиан идентифицировать себя с мусульманами в противовес западному варварству крестоносцев. Многие христианские храмы в долине Верхнего Евфрата (армянско-католические) поздравляли Салахуддина со смертью короля Германии Фридриха Барбароссы и развалом его 200-тысячной армии. Барбаросса собирался напасть на Сирию с севера и поддержать франков. Он погиб на Балканах во время переправы через реку, после чего его армия распалась и не дошла до Сирии. Византийский император Исаак Анегл также пытался помешать вторжению германских крестоносцев на его территорию, но безуспешно.

Вывод

Салахуддин был благородным полководцем и правителем. Его характер и дела милосердия доказали крестоносцам, что мусульманская вера обладает достоинствами, которые всегда приписывали исключительно христианству. Рыцарство и благородные качества Салахуддина воспеты в рыцарских романах Валтера Скотта и многих других популярных на Западе книгах этого жанра.

 

 

 

 

Самое читаемое

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

От Сьюзи Бакенбороу

Будучи практикующей христианкой почти 16...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...