Четверг Шавваль 9 1445 | Четверг апреля 18 2024

Хвала Аллаху, Который завершил для нас нашу религию, довёл до конца Свою милость к нам и одобрил для нас ислам в качестве религии. Я восхваляю Его и благодарю. Он ниспослал Книгу, ставшую Ясным светом, посредством которого Аллах ведёт тех, кто стремится снискать Его довольство, путями мира, выводит их из мрака к свету и наставляет на прямой путь. Это путь, ведущий к Нему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад – Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с верным руководством и истинной религией, и он донёс до них послание Господа, исполнил возложенную на него миссию и наставлял свою общину. Он оставил нас на пути, который сияет ослепительной белизной и днём, и ночью, и уклоняется от этого пути только пропащий.


Да благословит Аллах и приветствует его самого, пречистых членов его семьи и его сподвижников, поднявших знамёна Сунны и уничтоживших нововведения, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии и шёл путём до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о верующие, и держитесь за надёжную рукоять ислама. Следуйте Сунне вашего Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и придерживайтесь её. И остерегайтесь новоизобретённого, ибо всё новоизобретённое является нововведением, каждое нововведение – заблуждение, а каждое заблуждение ведёт в Огонь.

О верующие! Всевышний Аллах сделал ислам совершенным, одобрил его в качестве религии для нас и довёл до конца Свою милость к нам посредством него.
Всевышний сделал совершенной и полной Свою Книгу и Сунну Своего Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не оставив людям предлога для того, чтобы вносить в религию свои мнения и свои законы, и кто придерживается религии Всевышнего должным образом, тот ухватился за надёжную рукоять и обрёл двойное благо – благо мира этого и благо мира вечного.
Всевышний Аллах сказал:

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии» (5:3).

Всевышний также сказал:

«Таков Мой прямой путь. Следуйте ему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:153).

А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я (разъяснил и) повелел вам делать всё, что приближает вас к Аллаху, и запретил вам делать всё, что отдаляет вас от Аллаха» (Ат-Табарани; хадис с безупречным иснадом).
Поклонение должно согласовываться с велениями и запретами Всевышнего и совершаться в точности так, как велит Шариат, и как поклонялся Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любое поклонение, не соответствующее этим условиям, не будет принято Всевышним. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто сделает нечто, не соответствующее нашему делу, оно будет отвергнуто. И кто внесёт в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто». Этот хадис достоверен.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал о Сунне: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и правители мусульман после него оставили сунны. Следование им – свидетельство веры в Книгу Аллаха, покорности Аллаху и приверженности Его религии. Никто не имеет права вносить в них изменения, и не должно рассматриваться мнение, противоречащее им. Кто следует этим суннам, тот на верном пути, а кто противоречит им, тот следует не путём мусульман, и Аллах направит его туда, куда он направился, и оставит его гореть в Аду, и тяжкой будет его участь!».
О верующие! Следующий любым путём, кроме пути мусульман, сталкивается с прихотями, страстями и заблуждениями, отклоняется от Истины, выходит из повиновения Всевышнему и откалывается от общины. Всевышний сказал:

«…и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).

Шариат узаконил определённые способы поклонения и исполнения религиозных обязанностей, определив точное место, время и число совершаемых действий, велев людям соблюдать установленный порядок и запретив нарушать его. Тем, кто соблюдает этот порядок, Всевышний обещал благо и награду, а тем, кто противоречит ему, Он обещал наказание. Аллах разъяснил нам, что соблюдение установленного Им порядка – благо, а нарушение его – зло.
Всевышний сказал:

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Однако вам может быть неприятно то, в чём благо для вас, и вам может нравиться то, в чём зло для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Всевышний направил к людям посланников, которые передали им послание их Господа и были воплощением Его Шариата. Они и есть прямой путь, а кто считает, что есть иной путь, ведущий к Аллаху, Господу миров, или поклоняется Ему так, как сам считает нужным, тот сомневается в совершенстве ислама и противоречит тому, с чем пришёл к нам избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Поступающий так как будто видит в Шариате «пустоты», которые необходимо заполнить.
Всевышний Аллах сказал:

«Мы ничего не упустили в Писании» (6:38).

Ибн аль-Маджшун сказал: «Я слышал, как Малик (да помилует его Аллах) сказал: “Кто привнёс в ислам нововведение, считая его хорошим, тот как будто считает, что Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, поступил вероломно, не передав Послание Всевышнего полностью, потому что Всевышний Аллах сказал: ‹Сегодня Я завершил для вас вашу религию› – и что тогда не было частью религии, то и сегодня не может стать её частью”».
Нововведения и изыскание новых способов поклонения – противоречие Шариату и следование своим страстям. Есть только два пути: путь Шариата и путь прихотей и страстей.
Всевышний Аллах сказал:

«Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто впал в большее заблуждение, чем тот, кто потакает своим желаниям и не приемлет верного руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (28:50).

Из аята следует, что перед нами всего два пути: путь следования Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и путь следования своим страстям.
Любое нововведение есть следование страстям, потому что придумавший его потакал при этом своим желаниям и прихотям, и это нововведение согласуется с его прихотями и склонностями и не имеет отношения к Шариату, его нормам и доказательствам.
Возможно, поэтому придумывающий какое-либо нововведение проявляет особое усердие и активность в поклонении. Он делает это с лёгкостью, потому что придуманное им соответствует его желаниям и пристрастиям.
Христианские монахи отрешались от мира, уединяясь в кельях и монастырях, отклонившись таким образом от истинного пути. Всевышний сказал:

«Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены» (88:2-3).

Всевышний также сказал:

«Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в наибольшем убытке из-за своих деяний? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, а они считали, что поступают хорошо?» (18:103-104).

Всевышний также сказал:

«Разве тот, кому его злодеяние представляется прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путём? Поистине, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведёт прямым путём того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Поистине, Аллах знает о том, что они творят» (35:8).

Умеренное следование Сунне лучше усердия в совершении нововведений.
Из-за нововведений и тех, кто их придумывает, умножаются споры, и начинаются разногласия между верующими. Всевышний Аллах сказал:

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним пришли ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).

Катада сказал, что речь идёт о тех, кто придумывает нововведения.
Один учёный сказал: «Любой вопрос, который появился в исламе и вызвал разногласия среди людей, однако эти разногласия не привели к вражде, ненависти и расколу, относится к вопросам ислама. А любой вопрос, который возник и вызвал вражду, ненависть, козни и разрыв отношений между верующими, не имеет никакого отношения к религии».
Приверженцы нововведений следуют иносказательному и искажают смысл аятов, давая им необоснованные и неподтверждённые толкования, поэтому некоторые учёные сказали, что в аяте:

«Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами» (3:7)

– речь идёт о приверженцах нововведений и тех, кто следует за своими страстями.
А когда противники третейского суда сказали ‘Али (да помилует его Аллах):

«Решение принимает только Аллах» (6:57)

– он сказал: «Слово Истины, в которое вкладывается ложный смысл!».
В предании упоминается о том, что когда возникают нововведения, умирает, то есть предаётся забвению, Сунна.
Так бойтесь же Аллаха, о верующие, и знайте, что нововведения стирают собой Сунну. Счастлив тот, кто придерживается Сунны, неуклонно следует ей, оживляя её, призывает к ней, терпеливо соблюдает, и не преступает установленные Всевышним границы, вводя в религию то, на что Аллах не давал Своего дозволения, чего не приносил его Посланник, и что не было обычаем его преемников – праведных халифов. А кто вносит в религию нечто новое, тот возводит ложь на Аллаха и Его Посланника и создаёт свои законы при том, что единственным Законодателем по праву является Всевышний.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) написал ‘Ади ибн Арта по поводу некоторых кадаритов: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, исполнять Его веления, следовать Сунне Его Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и оставлять то, что внесли в религию приверженцы нововведений, и что не соответствует Сунне. Следуй Сунне, ибо Сунну принёс нам человек, знающий, что противоречие ей – ошибка и глупость. Соблюдающие Сунну являются опередившими, поскольку они говорят и делают достаточно, и больше от них ничего не требуется. Те же, кто делает меньше, делают упущения, а кто делает больше, тот выбивается из сил. Одни делают упущения, другие преувеличивают, а если бы они придерживались “золотой середины” между тем и этим, они оказались бы на прямом пути». 
Всевышний Аллах сказал:

«У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Я говорю то, что вы сейчас слышали, и прошу прощения у Всевышнего, просите же и вы у Него прощения, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

* * *


Хвала Аллаху, хвала Ему в мире этом и в мире вечном. Я восхваляю Его и благодарю за Его милости, сокрытые и явные. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник, который по воле Своего Господа указал сердцам, пребывавшим в растерянности, истинный путь. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые были сияющими звёздами во мраке, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, и знайте, что наилучшие слова – Книга Аллаха, наилучшее руководство – руководство Мухаммада, а самые скверные из дел – новоизобретённые. Всё новоизобретённое является нововведением, любое нововведение является заблуждением, а всякое заблуждение ведёт в Огонь.
Следуйте Сунне, а не измышляйте, и вы спасётесь. Хузейфа сказал: «Не совершайте никакого поклонения, кроме того, которое совершали сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что первое не оставило места для второго».
Ад-Дареми приводит сообщение с безупречным иснадом о том, что Абу Муса аль-Аш‘ари сказал Ибн Мас‘уду (да будет доволен Аллах ими обоими): «Я видел в мечети людей, собравшихся в несколько кружков. Они сидели, ожидая молитвы, и в центре каждого круга сидел человек, а в руках остальных были камешки, и он говорил им: “Скажите ‹Аллаху Акбар!› сто раз” – и они говорили “Аллаху Акбар!” сто раз. Он говорил: “Скажите: ‹Ля иляха илляЛлах› сто раз” – и они говорили “Ля иляха илляЛлах” сто раз. Он говорил: “Скажите: ‹СубханаЛлах› сто раз” – и они говорили “СубханаЛлах” сто раз». Он сказал: «Разве ты не приказал им считать их дурные деяния? И разве не гарантировал им, что ничто из их благих деяний не пропадёт?» Затем он подошёл к одному из этих кружков. Он остановился возле них и сказал: «Что это я вижу? Что вы делаете?» Они ответили: «О, Абу ‘Абду-р-Рахман! Это камешки, по которым мы считаем, сколько раз произносим слова “Аллаху Акбар”, “Ля иляха илляЛлах”, “СубханаЛлах” и “Аль-хамду лиЛлях”». Он сказал: «Считайте же свои дурные деяния, а я гарантирую вам, что ничего из ваших благих деяний не пропадёт! Горе вам, о община Мухаммада! Как быстро пришли вы к гибели! Вот сподвижники вашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вот его одежда – она ещё не истлела… Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, неужели вы исповедуете религию, которая правильнее религии Мухаммада? Или же вы открываете дверь заблуждения?» Они сказали: «О, Абу ‘Абду-р-Рахман! Клянёмся Аллахом, мы ведь стремились только к благому!» Он сказал: «А сколько стремящихся к благу не достигли его!».
Посмотрите на это великое руководство и на то, как воспитывал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, своих сподвижников. Посмотрите на то, как Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, осудил участников этих кружков поминания при том, что они, казалось бы, совершали благое дело – восхваляли и поминали Аллаха. Он осудил их за то, что они делали это не так, как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. То, что они делали, не было частью религии, и он дал им понять, что невозможно достичь блага путём нововведений. Сподвижники были истинными рабами Аллаха… А сколько стремящихся к благу не достигают его.
Рассказывают, что один человек пришёл к Малику ибн Анасу и сказал: «В каком месте мне надеть ихрам?» Тот сказал: «Надевай ихрам там, где надевал его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Он сказал: «А если я надену ихрам в месте, которое дальше того, в котором облачался в ихрам он?» Малик сказал: «Не делай этого, поистине, я боюсь для тебя искушения». Человек спросил: «Какое искушение в увеличении блага?» Он сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: “Не обращайтесь к Посланнику так, как вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят украдкой, стараясь ускользнуть. Пусть же те, которые противятся его воле, остерегаются, как бы их не постигло искушение или мучительные страдания” (24:63) Какое же искушение больше, чем считать, что ты сделал дело, которое достойнее дела Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!».
Бойтесь же Аллаха, да помилует вас Аллах, и следуйте путём первых мусульман, придерживайтесь Сунны и остерегайтесь нововведений. И призывайте благословение на вашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который был послан в качестве милости для миров. Придерживайтесь того, что он принёс нам, ибо, поистине, нет человека, который относился бы к мусульманской общине с большим милосердием, чем он. Он указал нам на всякое благо и предостерёг нас от всякого зла. Самое верное руководство – его руководство, и истинное поклонение – его поклонение, и Шариат – это только то, что он оставил нам.
О Аллах, благослови Твоего раба и Пророка Мухаммада, его семью, его жён и сподвижников, а также всех тех, кто следовал его путём (Аллахумма салли ва саллим ва барик ‘аля ‘абдика ва набиййика Мухаммад ва ‘аля алихи ва азваджихи ва асхабихи ва ман сара ‘аля хадйихи).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без поддержки того, кто оставляет без поддержки эту религию (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, покажи нам Истину Истиной, и помоги нам следовать ей, и покажи нам всё ложное ложным, и помоги нам отдаляться от него (Аллахумма арина-ль-хакка хаккан ва-рзукна иттиба‘аху ва арина-ль-батыля батылян ва-рзукна иджтинабаху).
О Аллах, помоги нам полюбить Сунну Твоего Пророка Мухаммада и следовать ей (Аллахумма хаббиб иляйна сунната набиййика Мухаммадин каулян ва ‘амалян ва иттиба‘ан).
О Аллах, не делай нас одними из тех, кого в Судный день отгонят от его водоёма, и о ком будет сказано: «Поистине, ты не знаешь, что они сотворили после тебя!» (Аллахумма ля тадж‘альна мимман йузадуна ан хаудыхи ва йукалю фихим иннака ля тадри ма ахдасу ба‘адака).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помилуй нас, ибо, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя Ты можешь сделать это (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака аляйна кадир).
О Аллах, надели нас богобоязненностью, которая удерживала бы нас от ослушания Тебя, и покорностью Тебе, которая привела бы нас в Твой Рай (Аллахумма-ксим ляна мин хашйатика ма тахулю бихи байнана ва байна ма‘асыка ва мин та‘атика ма тубаллигуна бихи джаннатака).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Как собирался Куръан

При жизни нашего Пророка Мухаммада...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...