(Взгляд с точки зрения Ислама)

Я возвращался с работы в несколько подпорченном настроении из-за того, что не осуществились задуманные мною планы. Выйдя из вагона метро, я пошел, погрузившись в свои раздумья. В нескольких шагах впереди от себя я увидел человека на «трех ногах». С виду ему было около сорока лет, славянской внешности, лишившись одной ноги, он шагал на одной ноге, опираясь при каждом шаге на свои два костыля. Я шел и наблюдал за ним, и поймал себя на том, что меня охватило некое недовольство собой по поводу моего только что имевшегося мрачного настроения. Мое сердце наполнилось чувством бескрайней благодарности к Всевышнему Аллаху. Я вознес благодарения за то, что Всевышний Аллах сделал меня полноценным, здоровым человеком…

Да друзья, одним из самых великих благ, коими нас наделил Всевышний Аллах, является благо здоровья. Ценить это благо, оберегать его есть проявление благодарности за данное нам это благо. Мы заговорили об этом потому, что сегодня — Всемирный день здоровья. Каждый год 7 апреля отмечается как день здоровья. Эта дата отмечается с 1948 года, то есть со дня образования Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization, WHO). С того самого знаменательного дня членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали 194 государства. В их числе в членстве в этой организации состоит и Узбекистан.

Отмечать эту дату стало традицией с 1950 года. Проводимые в этот день мероприятия направлены на то, чтобы дать всем понять и еще раз напомнить насколько является значимым здоровье людей. В свою очередь здравоохранительные учреждения призываются к решению проблем по улучшению состояния здоровья населения планеты. Каждый год всемирный день здоровья посвящается определенным глобальным проблемам сферы здравоохранения во всем мире и проводится под разными девизами. Главной темой дня здоровья 2013 года стала гипертония.

Гипертония, или высокое кровяное давление, повышает риск развития инфаркта, инсульта и почечной недостаточности и может также приводить к слепоте, аритмии и сердечной недостаточности. У около 40% взрослых людей в мире развивается гипертония. Но гипертонию можно предотвращать и лечить. В целях сокращения случаев сердечно-сосудистых заболеваний ВОЗ призывает к профилактике гипертонии.

Всемирный день здоровья — это своего рода глобальная мера по привлечению внимания каждого жителя планета Земля к проблемам здравоохранения. Целью этой акции является призыв к объединению всеобщих усилий ради охраны здоровья и благополучия людей.

Так каково же отношение религии Ислам к этой знаменательной дате и вообще к здоровью человека, как относимся к нему мы, мусульмане и как должны мы относиться? Что говорит Всевышний Аллах о здоровье в Священном Куръане? Какие хадисы по этому вопросу переданы от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам? Какова роль мусульманского сообщества в вопросах современного здравоохранения? С этими вопросами мы обратились к нашему уважаемому учителю, шейху Мухаммад Садыку Мухаммад Юсуфу.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф хазрат:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

Конечно, всемирный день здоровья отмечается с целью привлечения особого внимания людей к вопросам здоровья и не быть безразличными к этому весьма важному делу. То, что этот день отмечается как знаменательная дата, приносит людям пользу. Благодаря тому, что этот день отмечается как важное событие, большинство людей по-новому получают представления и сведения о здоровье и таким образом усиливается внимание к вопросам здоровья.

Ислам уделяет внимание не только духовному, нравственному совершенствованию человеческой жизни, а одновременно охватывает своими положениями и его физическую сторону. Мусульманские философы сравнивают духовную и материальные стороны человеческой жизни с двумя несущими брусьями приставной лестницы, то есть делается указание на то, что обе стороны должны быть гармонично равными. У человека вероубеждение должно быть твердым, непоколебимым и наряду с этим, его тело также должно быть здоровым, выносливым, способным переносить всяческие трудности и тяготы. Посланник Аллаха Мухаммад алайхиссалам сказал: «Сильный (физически) правоверный перед Аллахом лучше и любимее чем слабый правоверный». Из этого благородного хадиса мы уясняем, насколько хорошо быть физически сильным, закаленным, выносливым.

Раз физически развитый и сильный верующий, как говорится в этом упомянутом хадисе, любим для Аллаха, то обладание таким достоинством необходимо для каждого верующего. Проведение физических состязаний приемлемы с условием, что они организуются с целью, чтобы люди становились сильнее, выносливее.

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам когда состязался по бегу со своей супругой — матерью правоверных Аишей радияллаху анха, он отстал от нее. Позднее, когда Аиша радияллаху анха несколько пополнела и когда они вновь провели состязание,  Посланник Аллаха алайхиссалам обогнал ее. И тогда он сказал (Аише радияллаху анха): «С прошлым разом это стало: один — один».

Также существуют предания о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам лично организовал соревнования по бегу между детьми. Кроме того, он устраивал состязания в борьбе между юными сахабиями, которые вызывались на выполнение важных поручений, и почетное поручение отдавал победителю.

Всем известно, что чистота и чистоплотность являются важными условиями для здоровья. Пророк алайхиссалам говорил: «Чистота — от иймана», то есть чистота, опрятность есть составная часть веры, ее знаком. Это великое изречение. Аятов Куръана и хадисов с таким смыслом много.

Ислам призывает людей к всеобщей чистоте. У человека и его тело, и его одежда, и место его обитания и все прочее, что относится к нему, должны быть чистыми, опрятными. Вузуъ (ритуальное омовение) было предписано фардом (обязательным религиозным долгом) еще до предписания фардом других поклонений. Это относится и к умыванию.

В наше время теперь все единогласно твердят, что еда и питье представляют собой один из основных факторов поддержки человеческого здоровья. Ислам разъясняет, что еда человека прежде всего должна быть халалной. Всякая вредная для здоровья человека пища в нашей религии предписана харамной (запретной). Но важное заключается в том, что и даже в употреблении халалной — дозволенной пищи существуют удивительные приличия и указания, соблюдение которых чрезвычайно полезно для здоровья.

В Священном Куръане существует аят, который гласит: «Ешьте, пейте, но не расточайте».

То есть это означает «не ешьте больше требуемого, а ешьте в меру». Услышав этот аят, один из иудейских ученых говорил: «вся медицинская наука размещена в половине аята вашей книги». И в самом деле, в настоящее время ученые различных областей все чаще и чаще утверждают, что питание правильным образом, в меру, является одним из основных залогов здоровья. Исламские приличия принятия пищи отвечают не только всем этим требованиям, но и предусматривают намного больше выгод. К сожалению, большинство людей либо не ведают об этих приличиях, либо они, хотя и знают о них, но не достаточно соблюдают их.

Словом, все, что имеет пользу и необходимо для человеческого здоровья, все это повелевается Исламом. В исламском учении действует изумительное правило — все то, чем внедряется ваджиб (обязательное) деяние, то само тоже является ваджибом. Забота человека о своем здоровье относится к этой категории. Иными словами, мусульманин обязан выполнять все необходимые для своего здоровья действия. Физическая культура считается одним из таких необходимостей.

Физические действия имеются не только в намазе, но и во всех исламских поклонениях. Ислам — религия движений. Если в прочих религиях поклонения совершаются чтением специальных молитв неподвижно стоя или сидя, то в Исламе наряду с чтением требуются еще и движения. Возьмем хадж, который с начала до конца состоит из движения. Отправление в путь с намерением, достижение Священной Мекки, таваф (ритуальный обход) Каъбы семь раз, совершение сайъ быстрой ходьбой семь раз между холмами Сафа и Марва и так далее.

Обладающие достаточным имуществом состоятельные мусульмане в поисках достойного для получения закáта людей сами ведут поиски и стараются сами отнести и вручить закáт.

Конечно же, ибадаты не совершаются ради физического движения. Суть ибадатов проявляется в духовном состоянии. Однако именно ибадаты в таком духовном состоянии по милости Аллаха сделаны для нас полезными как духовно, так и физически.

Постящийся человек стает еще до рассвета и делает сухур, совершает прочие действия, а ночью помимо обычных намазов совершает еще дополнительно двадцать ракъатов намаза, и все это является своего рода физкультурой.

Пост помогает укреплять физическую силу. Об этом все больше говорят в немусульманских кругах. Стали чаще лечить методом голодания, увеличивается количество лечебниц по лечению голоданием. Не нужно ходить далеко, несколько лет тому назад была издана книга профессора Николаева «Обыкновенные истины». В ней есть глава под названием «Голодание натощак ради здоровья». В этой главе даны много полезных сведений. В нашем случае заслуживает внимания утверждение о том, что каждый заботящийся о своем здоровье человек в добровольном порядке должен ежегодно голодать 28 – 32 дня. Нам довелось много кратно слышать признания тех людей, которые держа пост, исцелялись от болезней, которыми они до поста болели в течение многих лет.

В Исламе здоровье, благополучие, физическая полноценность считается как один из самых великих благ, данных Всевышним Аллахом.

В хадисе, переданном имамом Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал так:

«Существуют два блага, в которых многие из людей заблуждаются [не ценят]. Это здоровье и досуг».

Как видно, Пророк алайхиссалам ясно говорит о том, что здоровье дано рабу Аллаха в качестве блага.

В благородном хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Тирмизи и имамом Ибн Маджой от Абдуллаха ибн Михсана ал-Ансари радияллаху анху, нами любимый Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал следующее:

«Чье тело пребывает в здравии, находится в своей группе в мире и безопасности и имеет перед собой свой удел для пропитания, то словно завладел (всем) миром».

Тот факт, что из необходимых условий для обретения мира человеком самым первым называется здоровье, показывает, насколько в Исламе придается значение здоровью людей. Ибо если человек имеет упомянутые в этом хадисе блага мира-безопасности и пропитания, но при этом не имеет благо здоровья, те первые ему не доставят удовольствия. Порой человек не может восстановить здоровье. даже потратив все свое состояние.

В благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абу Хурайры радияллаху анху, пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«В Судный день первым благом, о котором будет спрошен раб божий, это когда ему будет сказано: Разве мы не сделали здравым твое тело? Разве мы не наделили тебя прохладной водой в изобилии?»

Поскольку благо здоровья является одним из самых значимых благ, которыми Всевышний Аллах наделил Своего раба, об этом благе будет спрошено в первую очередь. Раз это так, то мы должны ценить это благо. Мы должны благодарить Того, Кто наделил нас этим благом. А благодарение за данное благо осуществляется посредством восхваления Наделяющего этим благом и тратой этого блага на таком пути, которым заслуживается довольство Дающего его.

 

 

В силу важности блага здоровья для человека, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повелел нам с вами — своей умме всегда просить это великое благо у Самого Всевышнего Аллаха.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, сообщается следующее:

«Просите Аллаха о якийне и крепком здоровье. Никому не дано лучшее после якийна, чем здравие-благополучие (афият)».

Якийн — это твердый ийман (вера без всякого сомнения). Значит, если среди данных рабам благ на самом первом месте стоит твердый ийман (вера), то на втором месте после него стоит здоровье.

В хадисе, переданном имамом Насаи от Абу Бакра радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говрил:

«Просите Аллаха о помиловании (афв), здравии-благополучии (афият) и крепком здоровье. Никому не дано лучшее после якийна, чем здоровье».

Да одарит Всевышний Аллах нас всех этими самыми Своими благами. Аминь!

Ислам не ограничивается только  утверждениями, что здоровье является данным со стороны Всевышнего Аллаха великим благом и что за это благо раб должен благодарить своего Господа. Ислам также обучает и путям сохранения здоровья.

В частности обращено особое внимание нижеследующим моментам:

- Соблюдение чистоты;

- Отвращение людей от всего, что вредит здоровью и загрязняет окружающую среду;

- Физкультура;

- Предписание харамным (запретным) всех вредных для здоровья вещей;

- Предписание харамным расточительства и скупости;

- Отвращение от переутомления своего тела;

- Создавать облегчения и делать послабления ради сохранения здоровья.

Также в Исламе уделяется особое внимание и восстановлению здоровья при ее уроне. Ни для кого не секрет, что исламские учения стали причиной великих перемен в области медицины.

В этот всемирный день здоровья мы просим Всевышнего Аллаха о крепком здоровье для всех вас, дорогие братья и сестры.

Мы благодарим нашего уважаемого учителя, достопочтенного Шейха за содержательные пояснения и полезные сведения. И мы в свою очередь, призываем вас, дорогие друзья, уделять большое внимание своему здоровью, бережно охранять его. Не забывайте периодически измерять ваше кровяное давление!

Всем вам желаем от Всевышнего Аллаха крепкого здоровья.