Исторически издавна велись споры об ответственности людей, которые занимались или пытались заниматься лечением больных. В большинстве случаев ответственность врачующих бралась под строгий контроль. В отношении врачующих, в зависимости от тяжести причиненного ими вреда, применялись такие наказания, как отсечение руки или даже казни. Безусловно, такое положение становилось причиной того, что люди избегали заниматься врачеванием.

А в некоторых других случаях врач, напротив, полностью освобождался от ответственности. В таких случаях страдали больные. И врачи, не чувствующие своей ответственности, делали все, что им заблагорассудится. В Исламе же этот вопрос также решен удивительным, своеобразным способом. Первое время следовали хадису, переданному имамами Абу Давудом, Насаи, Ибн Маджой и Хакимом от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто станет по-своему врачевать, тогда как в нем не проявлялась врачевание, он является повинным».

Тот, кто не знал медицины, даже не приближался к этому делу. А те, кто знал ее, с верою, ихласом и чистосердечно посвящали себя этому делу. Впоследствии, когда времена изменились, стало больше людей и стало больше тех, кто притязал на врачевание, и ситуация осложнилась до такой степени, что стало трудно отличить настоящего врачевателя от притязателей на это звание, эта проблема была решена серьезным образом.

В 311 году хиджры (931 г.) халиф Муктадир издал указ проэкзаменовать всех врачей. Председателем экзаменационной комиссии он назначил Синана ибн Сабита. Помимо именитых врачевателей и врачей при дворе шаха, только в самом городе Багдаде было проаттестовано более 860 врачей и им были вручены свидетельства.

Если добавить сюда известных врачевателей и врачей при дворе шаха, то лишь Сам Аллах знает, какова будет численность врачей только в одном городе Багдаде. А если принять во внимание, что численность населения в то время была намного меньше нынешнего, то можно представить себе, до какого уровня возвысилась тогда медицина в мусульманских странах. Чтобы яснее понять этот вопрос, нам следует добавить только то, что в то же самое время в регионе бассейна реки Рейн, например, в Европе не было ни одного врача. Для аттестации врачевателей были разработаны научные методы. Было определено, по каким предметам нужно сдавать экзамены в каждой сфере медицины. Также были определены вопросы, задаваемые экзаменуемым, как и способы их составления. Человек, прочитавший освещавшие этот вопрос книги, не может не восхититься развитием научного движения того времени. Была налажена выдача свидетельств успешно сдавшим экзамены. Текст одного из выданных свидетельств того времени таков:

«Бисмиллахир Рахманир Рахим Волею Бориъул Азийма следующему человеку: … разрешаем заниматься профессией хирурга, поскольку он имеет истинное знание, обладает квалификацией выполнять эту работу. На этом основании ему разрешена обработка ран до их излечения, вскрытие вен, удаление геморроя, удаление зубов, зашивание ран и обрезание мальчиков. Ему следует постоянно советоваться со своими руководителями. Ему необходимо брать консультации у своих наставников и извлекать пользу из их опыта».

Из текста свидетельства видно, что даже обрезание мальчикам делали хирурги со специальным разрешением на руках. Если бы и у нас был налажен такой порядок, то уменьшились бы страдания наших детей после обрезания.

Врач, располагающий подобным свидетельством, имел право оказывать больным медицинские услуги. Если врачующий сталкивался с какой-нибудь трудностью во время лечения болезни, проводилось называемое ныне консилиумом собрание врачей, где они совещались по поводу дальнейшего лечения болезни. Такими совещательными консилиумами руководил самый старший по возрасту из врачей, а самый младший из них записывал советы.

Мусульманские факихы упорядочили правовой аспект этого вопроса. Согласно вышеприведенному хадису, было ясно, что если врач-самозванец причинит вред, пытаясь лечить людей, он становился повинным в том, то есть на него возлагалась вся ответственность за возмещение причиненного вреда.

Положение, когда вред причинен врачом, имеющим соответствующее свидетельство, детально описано. Было определено, что если допущена халатность со стороны врача, то он несет за это ответственность. Если же больному причинялся вред в силу других причин, врач не нес ответственность за это. Упомянем об одной из таких ситуаций: в случае если больному причинялся вред вследствие осуществления по согласию и требованию самого больного меры, не прошедшей испытания, врач не нес ответственности за это. В целом, этот вопрос детально излагается в книгах, посвященных этой проблематике.

Вместе с этим, для тех, кто хотел заниматься практикой врачевания, наряду с прохождением аттестации и получением свидетельства, стало обязательным принесение медицинской клятвы. Эта клятва была составлена вновь на основе знаменитой клятвы Гиппократа, в соответствующей мусульманским учениям форме. В сущности, как утверждают специалисты, клятва состояла не из одного текста, их было несколько вариантов.

В некоторых исторических источниках сообщается, что в Европе аттестация врачей была внедрена в XI–XIII веках Роджером Вторым и Фридрихом Вторым. Если поглубже изучить эту информацию, то выяснится, что эти два европейских правителя в этом вопросе ничего нового от себя не добавили.

Когда Роджер Второй отнял у мусульман Сицилию (Палермо), практика аттестации врачей и выдачи им свидетельств в этой былой мусульманской стране уже давно существовала. Роджеру это дело пришлось по нраву и он сказал: «Хорошее это дело, и мы будем делать так же». Позже Фридрих Второй привнес некоторые изменения в это дело.

В мусульманских странах врачеватели, получившие свидетельства и давшие клятву врача, не были предоставлены сами себе и они не могли делать все только по своему усмотрению. Кроме законов об ответственности врачевателей, постоянно уделялось большое внимание повышению уровня их культуры и гуманности, совершенствованию исламских достоинств в них. Целый ряд книг под названием «Адабут табиб» («Приличия врачевателя») могут быть доказательством того, на каком высоком уровне велись эти работы.

Одна из таких книг с названием «Адабут табиб» была написана ученым Исхаком ибн Али ар-Рахави, жившим в третьем веке хиджры – тысяча двести лет тому назад. В этой книге приводятся удивительные советы врачам, фармацевтам, медицинским работникам, больным и членам их семей, а также посетителям, приходящим навестить их. Чтобы вы могли составить себе представление об этой книге, разрешите привести некоторые сведения о ней. В первой главе речь идет об иймане и аманате врачующего. В этой же главе в определении термина «врачеватель» автор пишет следующее: «Врачеватель — это правитель душ и тел. Никто не сомневается в том, что души и организмы благороднее мирских имуществ. Поэтому врачующий должен овладеть необходимыми для врачебного дела приличиями и знаниями». Во второй главе подробно рассказывается о том, в каком состоянии врач должен содержать свой организм и части своего тела в духовном и материальном плане. Затем излагаются основы ежедневного планирования работы врача. Вслед за пояснениями о ценности времени, разъясняется необходимость правильного распределения врачом времени для осуществления своих потребностей и для своих больных пациентов, чтобы избегать траты его впустую. Затем речь идет о распорядке дня, обязательном для выполнения: 1. Совершение намаза. 2. Чтение книг по шариату и медицине. 3. Выход к больным и т. д. Третья глава. То, от чего врачеватель должен воздержаться и чего должен остерегаться. Четвертая глава. О больных, о службе присматривающих за больными и службе тех, кто руководит всеми этими делами. Пятая глава. О приличиях для посетителей больных. Одиннадцатая глава. О действиях больного в отношении навещающих его посетителей. Двенадцатая глава. О почетности врачебного дела. Шестнадцатая глава. Об аттестации врачевателей. Восемнадцатая глава. Предупреждения об обманах плутов, выдающих себя за врачей.

Нет ничего удивительного в том, что и современная медицина нуждается в подобных мерах и сведениях.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

из серии "Хадисы и жизнь", том 18, "Исцеление и рукйа"