Каждый из нас стремится жить и знать свои корни
Нам кажется, что нас любят за то, 
что мы хороши. 
Но не догадываемся, что любят нас от того, 
что хороши те, кто нас любят.
Л.Н. Толстой

Социальная защищённость в жизни каждого человека является важным фактором. Этот фактор в большинстве случаев мотивирует значительную часть мигрантов в другие страны. Безусловно, каждый из нас хочет жить на своей родине и быть счастливым там, где он родился. К сожалению, есть ряд причин, по которым люди начинают искать лучшей жизни не у себя дома, а где-то на чужбине. Многие из них привыкают и становятся частицей того общества, куда эмигрировали, но в глубине души испытывают тоску по своим родным местам.

Со временем тоска затмевается ежедневной суетой и целью добиться лучшего в своей жизни. Конечно, появляются новые знакомства, другая окружающая среда приводит к тому, что люди, сами того не замечая, меняются извне, в чём-то совершенствуя себя, и напротив – какие-то определённые качества уходят в далёкое прошлое. Каждый из нас стремится жить и знать свои корни. В Куръане Всевышний Аллах учит нас, как поддерживать родственные отношения. Данное учение является одним из важных обязательств в Исламе. Поддержка родственных связей становится трудней в силу сложившихся обстоятельств, связанных с переездом. Что говорить об отъезде за границу, если есть такие семьи, которые, находясь в одной стране, из-за отсутствия времени и материального достатка позволяют себе навещать родственников только раз в год или же собираются в случае горя или счастья в семье, к примеру: свадьба, поминки или другие важные события. 

Раньше люди были более гостеприимны, старались поддерживать связь с родственниками, соседями, звали друг друга в гости и радовались общему счастью вместе, что сейчас, к сожалению, становится редкостью. Не много ли мы теряем в погоне за лучшей жизнью? Наши традиции и ценности меняются. Социум формируется благодаря качествам и ценностям общества, в котором мы живём. Возобновить родственные отношения не так легко, легче сохранить их. Вернуться к лучшему после того, как люди оставили его в прошлом, становится сложнее, чем сохранить то, что мы ещё не успели забыть. Нельзя ждать больших перемен в будущем, не приложив усилия в настоящем. В то же время нельзя возложить всю ответственность на чужие плечи, а самому отстраниться. Каждый человек в какой-то мере отвечает за своё общество, в котором живёт. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если увидишь зло – исправь его руками, не сможешь руками – исправь языком, не сможешь языком – прояви недовольство сердцем». Конечно, никто не призывает взять на себя роль судьи и учить всех, как жить. Всё, что требуется, так это не проявлять равнодушия.

Невольно приходит на ум следующее выражение: «Не страшитесь врагов – самое страшное, что они могут сделать, это убить вас. Не опасайтесь друзей – в худшем случае они могут вас предать. Но бойтесь равнодушных – они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия существуют в мире предательство и убийство» (Бруно Ясенский).

Прочитав это выражение, начинаешь понимать всю мудрость, сказанную в хадисах пятнадцать веков назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Слова нашего Пророка (мир ему и благословение) просты, но в них заложено несметное количество мудрости, которую не всегда можно понять. Знание хадиса наизусть не означает, что вы целиком и полностью поняли и прочувствовали всю мудрость, которую он несёт. Всевышний Аллах в Исламе уделяет огромное внимание теме родственных связей. Поэтому в стране, где большинство населения – мусульмане, не наблюдается рост количества домов для престарелых, детских домов. Старики и дети – это незащищённые слои общества. Они и страдают в первую очередь. Люди в стремлении получить комфорт и лучшие условия жизни пренебрегают родственными связями.

 

«Социальное сиротство»

Уже давно существует термин «социальное сиротство». Социальные сироты – это дети, которые при живых родителях живут в детских домах. Многие из них когда-то жили в счастливой семье с родителями, но по сложившимся обстоятельствам родители лишились своих прав. Ведь если не у каждого, то у большинства из них наверняка есть огромное количество родственников. Раньше детских домов, как и домов для престарелых, не было так много. Просто не было надобности в их существовании, так как люди знали, что такое взаимопомощь и поддержка. Особенно это проявлялось среди родственников. Во времена наших родителей люди, у которых не было родных братьев и сестёр, считали себя обделёнными, так как в случае чего им не на кого было положиться. Я помню, как старшее поколение мотивировало нас рожать больше детей, объясняя это тем, что в будущем каждому ребёнку будет легче, зная, что он не один. Приветствовалось рожать несколько мальчиков, чтобы в будущем братья стояли друг за друга горой. Вместе с разрушенными семьями рушатся устои общества, человек забывает о своём предназначении, осиротевшие дети перестают верить в силу любви и добра. Если вы чувствуете, что родственные отношения потеряли свою яркость и становятся рутинными, то не ждите полного краха, а обратитесь за помощью к вашей вере и вдохните новую жизнь в отношения с вашими близкими. Поверьте, иногда для возрождения чувств достаточно всего лишь попросить друг у друга прощения. 

Есть замечательная притча об учителе, который начинал своё знакомство с учениками с того, что ставил на стол банку, доверху наполненную камнями. «Банка полная?» – спрашивал он и, получив утвердительный ответ, сыпал в неё пригоршни щебёнки. После этого педагог вновь задавал тот же самый вопрос, получал аналогичный ответ и наполнял банку песком. Так вот, камни – это родители, жена и дети; щебёнка – карьера и деньги; песок – всё остальное, вернее, мишура. Уберите из банки гальку и песок, и она всё равно останется полной, но стоит вытащить камни – и ёмкость опустеет. Ведь несложно понять разницу и расставить приоритеты, не разменять свои ценности на мишуру современности. 

Лев Толстой, который по некоторым данным был мусульманином, усиленно занимался решением социальных проблем в обществе. Он хотел помочь беспризорным детям и женщинам, которые опустились до того, что занимались нехорошими делами. Он потратил на это немало денег, приводил беспризорников домой, мыл, кормил, одевал их, но они всё равно убегали. Потом он собрал богатых людей, создал фонд, чтобы помочь обездоленным женщинам и детям, но и это не помогло. И, в конце концов, он пришёл к следующему выводу. В царском обществе богатые люди отдавали своих детей воспитывать нянькам, а родная мать не занималась своим ребёнком. Вот из-за того, что мать родила и отдала своего ребёнка на воспитание другому человеку, вырастают такие люди: чёрствые душевно, не умеющие понять другого, почувствовать его боль.

«Шажара»

В арабском языке слово «шажара» переводится как «дерево», оно же входит и в состав слова «родословная». Люди, кому посчастливилось родиться в большой семье, подобны дереву, которое имеет одни корни, а ветки растут и распускаются по всему дереву, и их очень много. Ветки напоминают поведение людей, которым свойственно строить свои семьи, заниматься своим делом, но при этом не забывающих о родственных связях и всячески старающихся заботиться о близких и родных.

Тасним Саляма