Создание изображений является харамом и воспрещает присутствия ангелов

Часть 2.

В Исламе не запрещается создание изображений неодушевленных предметов. Нет возражений в изображении пейзажа, разных видов деревьев, цветов и других неодушевленных предметов.

 

2508. Передается от Бусра ибн Саъида, Зайда ибн Халида и Абу Талхи радияллаху анхум:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения».

Буср сказал:

Затем Зайд заболел. Когда мы пошли его навестить, на его двери была занавеска с изображениями. Я сказал Убайдуллаху, пасынку Маймуны, — жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

— Разве не сообщал нам Зайд днями ранее об изображениях?

Убайдуллах сказал:

— Разве ты не слышал как он сказал, “разве что, если это узоры на одежде [то можно]”?»

Передали пятеро.

 

Пояснение: «Узоры на одежде» — это узоры, формы и линии украшений, сотканные при изготовлении ткани. И если в таких узорах и линиях существуют изображения живых существ, то это допускается. В силу того, что изображенные на тканях тех времен образы животных были не четкими и не полными, во избежание расточительства в ту пору, когда тканей было мало, а также, должно быть ввиду схожих с этими других причин, о которых нам неизвестно, было дано разрешение на использование таких тканей.

Вместе с этим, из самого хадиса видно, что это обстоятельство не всем было известно.

Этот хадис передается от двух людей: от Бусра ибн Саъида и Зайда ибн Халида радияллаху анхума. Один из них – Зайд ибн Халид радияллаху анху заболел. А второй, Буср ибн Саъид, в сопровождении Убайдуллаха отправился его навестить. Он удивился, увидев на дверях Зайда радияллаху анху занавеску, на которой было изображение животного. Почему же Зайд поступает вопреки передаваемому им же хадису? Ведь он вместе с ним передал хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васалам о том, что «Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения». Однако Буср радияллаху анху позапамятовал об одном тонком исключении. Об этом исключении ему напомнил его спутник Убайдуллах.

«Разве ты не слышал как он сказал, “разве что, если это узоры на одежде [то можно]”?».

В силу этого исключения Зайд радиаллаху анху согласился повесить занавеску, ткань которой была соткана с изображениями животных.

Разница, которая отличает этот хадис от предыдущего, переданного от матери правоверных Аиши радияллаху анха, заключается в том, что в этом хадисе речь идет об изображениях, которые были сотканы на ткани, то есть ткань был соткана уже вместе с изображениями, тогда как в предыдущем хадисе говорилось нарисованных изображениях, нанесенных на ткань после после ее изготовления. Всем известно, что изображения, наносимые потом, на готовой ткани бывают четче и воплощенными.

Однако это не означает, что могут свободно использоваться сотканные на современных текстильных фабриках ткани с изображениями живых существ. Есть разница между сотканными уже с изображениями тканями прошлого и нстоящего. Изображения в те времена не были полными и ясными.

А вообще, в этом вопросе лучше быть предусмотрительными.

 

2509. Аиша радияллаху анха сказала:

«Джабраил алайхиссалам обещал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придти в определенный час. Так, наступил тот час, а он не пришел.

В его [Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] руках был посох, бросив его, он сказал:

— Аллах и его посланники не нарушают своих обещаний.

И вот, он заметил щенка под своей сарирой (ложей) и сказал:

— О Аиша! Когда вошла сюда это собака?

Она сказала:

— Клянусь Аллахом, не знаю.

Так, он приказал, и его вывели».

 

В другой передаче хадиса сказано:

«Затем он взял воду и побрызгал на его место. И пришел Джабраил. Так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ты обещал мне. Я сидел, ждал тебя, а ты не пришел?

И тогда он [Джабраил алайхиссалам] сказал:

— Мне [моему приходу] воспретила собака, которая была в твоем доме. Мы не входим в дома, где есть собаки и изображения».

Передали трое.

Пояснение: Как и в случаях с другими риваятами, из этого хадиса мы узнаем многое. А в целом, эта наша с вами возможность изучать благородные хадисы является огромным счастьем. Изучаемые нами знания относятся ко Всевышнему Аллаху, к самому лучшему из Его рабов и посланнику Его – Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и к самому лучшему поколению мусульман коими являются сподвижники Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

Все эти хадисы являются источником мудрости, назидания, наставления, положений шариата, отражением истории пророческой сийры и многих других видов пользы для человека.

Взгляните, в изучаемом нами этом хадисе рассказывается о связи между Пророком саллаллаху алайхи васаллам и ангелом Джабраилом алайхиссалам, и об относящихся к этому вопросу подробностях.

«Джабраил алайхиссалам обещал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придти в определенный час».

Стало быть, Джабраил алайхиссалам иногда приходил к Пророку саллаллаху алайхи васаллам без предупреждения, а иногда заранее согласовывал и определял время, и только потом приходил. Конечно же, Джабраил алайхиссалам, будучи предводителем ангелов и назначенный Аллахом амином (доверенным) по вахий, после того как обещал такому великому человеку как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, должен был исполнить свое обещание.

«Так, наступил тот час, а он не пришел».

Да, не смотря на то, что настало обещанное Джабраилом алайхиссалам время, он не пришел. Это уже выходило за рамки обычного порядка. Пророк саллаллаху алайхи васаллам из-за этого начал беспокоится.

«В его [Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] руках был посох, бросив его, он сказал:

— Аллах и его посланники не нарушают своих обещаний».

Должно быть, причиной отсутствия Джабраила алайхиссалам было что-то другое, кроме как неисполнения обещания. И поэтому сердце Пророка саллаллаху алайхи васаллам забеспокоилось, и он начал искать причину отсутствия визитера.

«И вот, он заметил щенка  под своей сарирой (ложей)».

Да, у него была сарира — несколько возвышенное над землей ложе наподобие кровати. Под нее взобрался маленький щенок. Откуда же он появился здесь? Возможно о нем знает хозяйка худжры?  Поэтому он спросил:

«О Аиша! Когда вошла сюда это собака?».

Дескать, я был снаружи и оказался в неведении об этом, ты в большинстве времени бываешь дома. Ты знаешь, что этот щенок взобрался под ложе? И Аиша радияллаху анху ответила:

«Клянусь Аллахом, не знаю».

Мать правоверных Аиша, заметив, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рассержен, для достоверности ответила произнося клятву. Теперь выяснилось, что щенок взобрался под сариру незаметно для всех.

«Так, он приказал, и его вывели».

Нехорошо получилось, что нечистое животное забралось внутрь жилого помещения. После того как щенка вывели, Пророк саллаллаху алайхи васаллам «взял воду и побрызгал на его место», то есть обрызгал водой место, на котором лежал щенок.

Не успокоившись в душе только выведением наружу щенка, он пожелал таким образом очистить то место, на котором лежал щенок.

«И пришел Джабраил».

На душе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стало спокойно. Как только появился Джабраил алайхиссалам,

«Так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ты обещал мне. Я сидел, ждал тебя, а ты не пришел?

И тогда он [Джабраил алайхиссалам] сказал:

— Мне [моему приходу] воспретила собака, которая была в твоем доме. Мы не входим в дома, где есть собаки и изображения».

Вот тогда и прояснилось почему Джабраил алайхиссалам не пришел в условленное с Пророком саллаллаху алайхи васаллам время.

Следовательно, кто желает, чтобы в его доме присутствовали ангелы, не должен допускать наличия в нем изображений и собак. Выше мы детально рассмотрели вопрос о держании в доме собаки. Теперь же изучаем вопросы относительно изображений. Проанализировав содержание хадисов касательно этого вопроса, прося помощи Всевышнего Аллаха, попытаемся также вывести общие выводы по этому поводу.

 

2510. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Джабраил алайхиссалам попросил позволения войти к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал:

— Входи.

Тот сказал:

— Как я войду в твой дом? Ведь в нем находится занавеска, на которой изображения! Или срежь их головы, или сделай его паласом под ноги. И поистине, мы — община ангелов, безусловно, не заходим в дом, где есть изображения».

Передали Насаи и два его товарища.

 

Пояснение: Польза, извлекаемая из данного благородного хадиса:

1. Джабраил алайхиссалам не заходил к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, не спросив позволения.

2. Ангелы не заходят в дома, где есть изображения.

3. Допускается использовать изделия и ткани с изображениями, если срезать изображение их головной части.

4. Позволительно использовать под ноги вещи, содержащие изображения одушевленных предметов.

 

2511. Аиша радияллаху анха сказала:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в доме не оставлял ничего с изображениями, кроме как уничтожив [нарушив] их».

Передали Бухари и Абу Давуд.

Пояснение: Также должна поступать и вся его умма.

Вот мы изучили некоторые хадисы, относящиеся к вопросу об изображениях. Враги Ислама в этом вопросе взялись за чернение нашей религии. Они высказывали и высказывают утверждения о том, что «Ислам против искусства, Ислам не позволяет изображать красоту и чувствовать ее» и т.д.

В действительности же высказывания этих критиков несправедливы. Ислам никогда не был против искусства и достаточно хорошо поставил в нужное русло уместное ощущение красоты. Если красота повязана только на создании изображений в виде картин и статуй, то, пожалуйста, пусть рисуют и мастерят изображения неодушевленных предметов сколько им угодно и наслаждаются этим. Ислам разрешает это.

Мы выше уже говорили, что в Исламе запрет изображения живых существ мотивируется тем, что это ведет к искажению акийды — вероубеждения. Мы утверждали, что в этом есть опасность того, что люди могут взять эти изображения себе в божества. Тому мы привели примеры из истории.

То, что все критикующие Ислам в этом вопросе и ныне сами поклоняются разным картинам и статуям, указывает на постоянство наличия этой опасности.

Также в этом вопросе существует иная сторона, которой не было в действительности того времени, о коем излагается в хадисах. Всем известно, что те, которые пытаются обогатить свой «духовный мир», ощущая красоту посредством изображения и скульптур, являются любителями изображений обнаженных людей. И не является секретом то, что история создания таких изображений и последующего их существования полны разврата и распутсва. Является истиной и то, что создатели и любители такого «обнаженного искусства» в основном являются слабыми в половом отношении людьми, страдающими половым бессилием. Не мудрено, что они посредством изображения обнаженных образов и любования ими, они пытаются восполнить то, чего не могут достигнуть в действии.

Если целью является ощутить истинную красоту, то есть ли в мире что-либо красивее, чем вид природы?

В ощущении красоты ни у кого не было такого уровня как в исламской культуре. И не может быть.  Потому что, как мы сказали выше, их философия неверна. Их цели порочны, мировоззрение суженное. То, что они пропагандируют, не что иное, как удовлетворение своих низменных желаний.

Мы единодушны с ними в вопросе ощущения красоты посредством изображений неодушевленных предметов. Но мы абсолютно не можем быть с ними едины во мнении по вопросу изображения живых существ. В этом вопросе, помимо искажения вероубеждения и нечестия, о которых мы говорили выше, есть еще кое-что другое.

Предположим, человек, созерцавший изображение одушевленного предмета, приходит к выводу исходя из определенной формы, созданной посредством контура и красок. То есть воздействующее на него состоит из формы. Больше ничего нет.

Одним из противопоставлений исламской культуры этому является арабская каллиграфия. Всем известно, какое значение мусульмане придавали этому искусству.

Во-первых, в искусстве каллиграфии также присутствуют формы, узоры. Притом эти формы разнообразны. О видах же письма можно и не говорит. Сулс, куфи, рукъа, фарси и другие. Красоту этих видов писем сразу заметят даже те, кто не разбирается в арабской графике.

Во-вторых, в нашем искусстве каллиграфии, кроме форм, есть еще и кираат — чтение. Увидевший нашу письменность, наряду с очарованием их формой, также устремиться и прочесть их. О возможности ощутить бескрайную красоту от чтения изящных букв знают читавшие эту письменность.

В-третьих, в нашем искусстве каллиграфии, кроме формы и чтения, есть еще и голос, размеренное чтение вслух. То есть при чтении исходит звук. Какую безгранную красоту можно ощутить посредством голоса — чтения вслух, знают только любители этого дела.

В-четвертых, и это самое главное, в нашем искусстве каллиграфии, кроме формы, чтения и голоса, присутствует также и смысл. Это не просто смысл, а смыслы, взятые из Священного Куръана и благородных хадисов, а также смыслы из мудрых изречений великих мыслителей.

Остальное это уже дело каждого.

В вопросе изображений сами мусульмане в действительности подразделяются на несколько групп.

Первая группа — группа людей, склонных к западным взглядам. Они утверждают, что «во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам все уже были поклоняющимися изображениям. Поэтому, дабы их отвратить от этого дела, были сказаны хадисы с резкими формулировками. По прошествии времени люди усвоили вопросы акийды. Теперь пришли к такому состоянию, когда никто уже не поклоняется изображениям. И посему изображения разрешаются».

Однако они не могут сказать, кто, когда и на основании чего дал такое разрешение. Они не знают, что в таких вопросах принимаются разрешения только Всевышнего Аллаха и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам.

Вторая группа — это люди, которые крепко держатся за внешний смысл слов и предписаний, пришедших по данному вопросу, и совершенно отказываются принимать любые другие законы и правила. Они, так же, как и первая группа, составляют меньшинство. Они даже отвергают запечатления своего фото для документов.

Третья группа — это преобладающее большинство мусульман, которые все оценивают в своем правильном значении. Как и передается в благородных хадисах, рисование человеком изображений и изготовление скульптур живых существ с намерением уподобить их творениям Аллаха, является харамным делом.

Однако разрешается запечатлеть образ посредством фотографирующих устройств. Потому что в этом нет попытки со стороны человека создать подобное творению Аллах.  И нет также поклонения таким предметам. Фото — это то же самое, что и отражение в зеркале. Вот только в зеркале оно не запечатлевается, не сохраняется, а на фото оно запечатлевается и его можно распечатать на бумаге.

Как говорит один из видных ученых нашей современности, форму, запечатленную посредством фотоаппарата, не годится называть изображением также и с лексической стороны. Она не является изображением, а является отражением. Поэтому жители стран Персидского Залива называют фотографа —  аккасом (досл. «отражающий») а фотографию —  аксом (отражением).

 

Если делать выводы по этому вопросу, то получится следующее:

1. Рисование руками картин живых существ и изготовление их статуй является харамом.

2. Хранение изображений одушевленных предметов в виде картин и статуй в полноценном виде является харамом.

3. Допускается иметь изображения одушевленных предметов в их неполноценном виде, в состоянии, при котором изображенное существо не могло бы оставаться жизнедеятельным.

4. Допускается, если нечеткие изображения живых существ на ткани были сотканы при ее изготовлении.

5. Допускается создавать изображения неодушевленных предметов.

 

6. Разрешены детские игрушки с изображениями живых существ, особенно куклы для девочек.

 

(из серии книг "Хадисы и жизнь", 
Книга об одежде)