Бисмиллахир Рахманир Рахим. Да восславится Всевышний Аллах, предписавший нам фардом пост Рамадана! И да будут благословления и приветствия лучшему из Его созданий Мухаммаду, сделавшему нам сунной бодрствование в Рамадане!

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва барокатуху!

Да примет Аллах субханаху ва таъала наши посты в Рамадане! И да сделает Он эти наши посты заступниками для всех нас в Судный день! И да сделает Он нам заступником и ведущим нас в рай за наши руки то, что бодрствуя по ночам совершаем хатмул Куръан, участвуем в хатмул Куръане стоя в намазах таравих.

Дорогие собратья, без всякого преувеличения можно сказать, что в эти мгновения на все белом свете нет более счастливых людей, чем вы. Потому что на протяжении всего дня вы постились и тем самым исполнили величайший ибадат Аллаху. Теперь же, будучи бодрствующими в ночное время, оставив всякие удовольствия и наслаждения, расставшись со всеми развлечениями и весельями, ради только довольства Самого Аллаха, вы пришли в дом Аллаха, участвуете в хатме слова Аллаха в намазе таравих.

Рассудите сами, разве может быть более счастливее человек, чем вы? Нет! Если есть, то только на одном уровне с вами. Таковыми могут быть те, кто в других мечетях, как и вы, днем искренне постились, а ночью совершают хатмул Куръан в такой же форме. И к тому же наличие в них таких же бесед привносит еще больший свет, еще большую благодать, еще большую радость и большие воздаяния. Наши беседы в нынешнем году мы назвали «Сердца успокаиваются поминанием Аллаха», что взято из Священного Куръана. При этом мы намерены доступным путем представить знания о достоинствах поминания Аллаха, способы его совершения и связанные с этим другие знания.

И в самом деле, человек счастлив тем, что чистотой своего сердца он достигает уровня обретения успокоения посредством совершения зикра Аллаха. Много тех, кто называется человеком, но не у всех сердца успокаиваются поминанием Аллаха. Только сердца стремившихся, прилагавших к этому свои усилия и постигших это дело людей успокаиваются от зикруллаха.

Человек еще больше сближается с Аллахом посредством поминания Аллаха, возвышается относительно других своих собратьев с духовно-моральной стороны. Душа такого человека озаряется светом, в каждом своем действии будет занят зикром Аллаха.

Конечно же, в такого рода беседах люди должны быть чрезвычайно осторожны. Ибо некоторые люди услышав аяты и хадисы о зикре, его достоинствах, имеющихся в них призывах, могут прийти к некоторым неверным понятиям.

И чтобы различать те самые неверные понятия, прежде всего каждый раб Аллаха непременно должен выполнять предписанные для него фардом деяния. Если раб не станет совершать, то он станет грешником. Например, намаз. Совершение пятикратного фард намаза есть столп этой религии.

Их нужно выполнять. Таковы и соблюдение поста, дача закáта, также фардом является и со своими условиями совершение хаджа. Не совершение их является грехом. И все аяты и хадисы, призывающие к ним, дают также и все разъяснения в их отношении. Каким образом совершать намаз, как поститься, как исполнить хадж в смысле выпонения предписанных в нем фардов, как давать закáт, всему этому обучает всех нас фикх, шариат.

И теперь, если человек пожелает возвыситься еще выше, то ему следует встать на путь зикра, на путь тариката.

Чтобы понять это, приведу пример. Алхамдулиллах, Аллах всех нас одарил великим счастьем и мы совершаем намаз. Фикх обучает нас, как совершать омовение для намаза, как принять намерение для этого намаза, обращение к кибле, как произносить такбир, как совершать кираат, совершение рукуъ, суджуда, каъды, читаемых в них молитв. Всему этому обучает наука фикх.

И вот в таких случаях, если говорят, как можно определить, что такой-то фард, ваджиб или сунна-намазы были совершены должным образом и что они были приняты, то факихы отмечают, что если спросят человека, как только он совершив намаз, произнес завершающие слова приветствия по обе стороны, «Эй брат, какой намаз ты совершил только что?», и он верно ответит, «Я совершил четыре ракъата фард намаза-намаза иша», то его намаз принимается. Потому что он помнит. Возможно, его мысли в намазе отвлеклись на базар, или проявилось еще что-нибудь. Однако обозначением минимальной точки, как знака принятия намаза, было то самое высказывание: если спросят, «Что делаешь?», то ответ «Я совершил четыре ракъата сунна-намаза зухр, или фард зухра, или такой-то намаз», будет достаточен для того, чтобы его намаз считался принятым. И тем самым тот совершит свой долг богослужения, тем самым он не оставит выполнение фарда и удостоится савабов и вознаграждений.

А теперь тарикат. Когда совершается этот же намаз, то уже в этом случае степень человека становится выше того, упомянутого выше человека: этот предается своему намазу всем своим существом, его мысли не отвлекаются ни на базар, ни на своих детей, он совершает намаз так, словно видит только Аллаха, если на это не способен, то словно чувствует, что Аллах видит его. Обучает достичь такой уровень тарикат. Именно поэтому говорится «сначала шариат, потом тарикат». Сначала нужно исполнить ту основу, а потом эту. Без это степень не возвысится. Теперь все зависит от самого поклоняющегося. Но ту, первоначальную (шариатскую) часть должны выполнять все. Если он мусульманин, достиг совершеннолетия, то обязан выполнять. А эту часть выполняют желающие.  Эту норму мы должны всегда помнить.

И не следует утверждать, что в зикре присутствует такая польза, присутствуют эдакие преимущества и можно не выполнять ту часть. Например, в хадисах упоминается, что произнесение тасбиха наполняет половину чаши весов. А произнесение восхваления наполняет всю чашу. А такбир наполняет все пространство между небом и землей. Наполняет савабом. Значит, если человек с ихласом произнесет «субханаллахи», то в Судный день половина чаши весов, которыми измеряются деяния, наполнится савабом. Если же он скажет «алхамдулиллахи», то наполнится савабом вся чаша. Если же произнесет «Аллаху Акбар», то савабом наполнится не толька чаша весов, но все пространство между землей и небом. Но чей это саваб? Это саваб человека, выполнявшего те самые предписанные ему фардом деяния.

Чаша весов не наполняется при каждом произнесении «Аллаху Акбар», если человек не совершает намаза, не делает омовения.  Когда же он совершает фарды, ваджибы должным образом, исполняет все свои обязательства, тогда при произнесении такбира произойдет то, что описано в упомянутом хадисе. Мы должны хорошо понять эту тонкую сторону. Некоторые непонятливые люди без всякого понимания ссылаются на пару хадисов и говорят, дескать, мы тоже надеемся на что-то, ведь мы выполняем то-то. Но существуют фарды, ваджибы, обязательные для исполнения другие шариатские положения. И всех их мы должны воспринимать как религиозный долг, о чем мы говорили выше.

В этом смысле, будет чрезвычайно благостно, если совершавший те деяния человек, станет приниматься и за эти зиркры. О достоинствах зикра только что прозвучали устами нашего кари фраза “фазкуруни азкурукум…”. То есть «поминайте Меня, Я буду поминать вас», говорит Всевышний Аллах. То есть как же это так, ведь Сам Всевышний Аллах вспоминает о человеке с мельчайшую частицу среди его огромных творений. Ведь это великое счастье! В другом хадисул кудси, что передан от Посланника алайхиссалату вассалам, Всевышний Аллах говорит: «Когда раб Мой поминает Меня в уединении, Я тоже буду поминать его в уединении, если он помянет Меня среди творений, то Я тоже стану поминать его среди творений». Что это означает? Это означает «Буду поминать среди ангелов». То есть если раб уединиться и станет поминать в своем одиночестве Аллаха, то и Аллах в Своем одиночестве будет поминать этого раба. Если же раб будучи среди множества своих собратьев поминать Аллаха, то Аллах упомянет о нем Своим ангелам.

И вот то самое, о чем мы сказали. Такие положения предоставляются тому, кто выполняет все свои обязательства, свой религиозный долг. Для него есть в этом благоденствие, благодать.

И с учетом этого, у нас шейхи берут себе в ученики муридов только после того, как эти претенденты в совершенстве наладили регулярное выполнение всех повелений шариата. Перед тем как принять муридство, они сначала каются, им говорят: «Совершиш таубу чистосердечно, станешь раскаиваться перед Аллахом за все свои предыдущие прегрешения и дашь твердое обещание, что больше никогда не станешь повторять их». И первой задачей после этого станет истигфар, прошение прощения у Всевышнего Аллаха. Это осуществляется произнесением фразы «астагфируллоха», «астагфируллоха», «астагфируллоха», произнеся ее устами, сердцем, всем своим существом, на основе веры и убеждения.

Почтенные шейхи рекомендуют произносить «астагфируллоха» как можно больше. Это рассматривается как омовение для сердца, для души. Для совершения намаза фардом является наличие вузуъ ― омовения. Как и при вступлении в намаз после долджного омовения путем трехразового мытья указанных в Куръане частей тела, так и перед вступлением в зикр Аллаха следует дойти до кондиции посредством омовения души, что достигается произнесением истигфара. Как мы уже сказали, посредством произнесения «астагфируллоха» устами, сердцем, всем своим существом, с твердой верой смываются нечистоты души. Таким образом сердце очищается.

Ибо нечистоты в душе накапливаются от совершения грехов. В благородных хадисах сказано: Человек согрешил. И в его сердце появится одно черное пятно. Если еще совершит, то пятно удваивается, утраивается, и все сердце покрывается плесенью. Если он продолжит, то пятна будут появляться поверх пятен. Так пятно будут умножаться. И когда грехов становится много, то уже совершение им следующего греха не подействует на него даже настолько, как если бы ему на нос садилась муха. И отсюда распутники без стеснения совершают грехи. Их сердца покрыты плесенью, темными пятнами, он уже не чувствует своего следующего прегрешения. И поэтому он и дальше совершает грехи.

Именно по этой причине, когда такого человека Аллах одаряет хидаей и тот уверует, станет учеником одному из наставников с намерением очистить свое сердце и обрести успокоение зикром Аллаха, наставник ставит перед ним задачу произносить истигфар. Дабы тот произносил истигфар столько много, чтобы с каждым истигфаром от его сердца отпадало по одному пятну до тех пор, пока оно не очистится полностью. И тогда, какой бы зикр не вбрасывалось в такое очищенное сердце, такому сердцу будет легко принять этот зикр.

Следовательно, таковым должен быть вывод из нашего сегодняшнего урока. Все мы должны хорошо понять это и начать уже сейчас: довести до конца многократное произнесение «астагфируллахи». Как отмечают шейхи, уже многократными повторениями человеческое сердце облегчается, наполняется светом. И сам человек почувствует, что его сердце изменилось по сравнению с его с прежним состоянием, что и устам его легче произносить, и душа осветляется. И если будет после этого состояния произносить другие зикры, то все у него будет в порядке.

Да поможет всем нам Сам Всевышний Аллах в полноценном выполнении предписанных нам фард, ваджиб деяний, в становлении после этого из закиров, и праведных Него рабов, в вознесении наших поклонений на высокие уровни! Да поможет Он нам стать закирами, чьи сердца успокаиваются от поминания Его, чем наше сближение с Ним достигнет наивысшей степени!

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф 
из серии рамаданских бесед "Сердца успокаиваются поминанием Аллаха"

 

фоторепортаж с места проведения проповеди http://islam.uz/home/news/uzbekistan/2467-foto-ramadan.html