Бисмиллахир Рахманир Рахим. Да восславится Всевышний Аллах, предписавший нам фардом пост Рамадана! И да будут благословления и приветствия лучшему из Его созданий Мухаммаду, сделавшему нам сунной бодрствование по ночам в Рамадане!

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва барокатуху!

Да сделает Аллах субханаху ва таъала благословенный Рамадан, что стоит сенью над нами, благодатной! И да поможет Он нам поститься в этом месяце и очиститься от грехов!

И да поддержит Он нас в наших бодрствованиях по ночам для намазов таравих и получении тем самым великих вознаграждений.

Наряду с этим, еще одной благодатью настоящего месяца являются такие вот наши познавательные беседы, наши усилия на пути изучения нашей религии, нашего шариата, вероисповедания, Куръана. Да одарит Аллах благодатью и эти наши усилия.

В нынешнем году в Рамадане мы проводим цикл бесед на тему «Сердца успокаиваются поминанием Аллаха». Сегодня мы продолжим начатые беседы. В предыдущих беседах мы говорили о том, что выполнив, в первую очередь, фард, ваджиб и сунна деяния, достойным делом является переход и на нафл деяния с намерением стать ближе к Аллаху и сделать своим постоянным занятием зикры Аллаха. Мы упомянули о самом определении зикр, говорили о том, что он предназначен для очищения сердца, держать привязанным это сердце на постоянной основе к Аллаху и о многих делах, которые полезны для нас.

Сегодня же мы поговорим о самом зикре. Говоря о зикре, наши шейхи сошлись на том, что зикр бывает хафий (скрытный) и джахрий (гласный). То есть намеревающийся предаться зикру человек вправе выбрать один из этих двух видов зикра.

Такую возможность выбора внедрили сами шейхи тарикатов. Кто к какому тарикату примыкает, методом того тариката и совершает зикр. Хафий зикр это скрытый, то есть совершаемый без произнесения вслух зикр. При джахрий же слова зикра произносятся вслух ― и сам слышит, и другие тоже.

Широко распространенный в нашей стране тарикат Накшбандийа практикует зикр хафий. В этом тарикате все зикры совершаются таким образом. То есть при совершении зикра закир не произносит слова зикра вслух, их он произносит про себя, совершая зикр таким образом своим сердцем.

В других тарикатах избрали джахрий зикр. Будь то слово «Аллах», будь то фраза «Лаа илааха иллаллах» или другие зикры, они произносят их вслух, их слышно для всех.

В некоторых случаях зикр сопровождается некоторыми телесными действиями. В случае хафий зикра этого нет. При хафий зикре закир в состоянии омомвения хорошенько располагается сидя, обратившись лицом к кибле, по мере возможности он садится так, как это принято в намазе. С опущенной головой, он концентрирует все свое внимание, и будучи осведомленным о том, в каком состоянии находится его сердце, он повторяет те самые слова зикра своими устами (но не вслух), своим сердцем.

Как мы уже сказали, в случае с джахрий, такие слова зикра произносятся вслух. В некоторых случаях такие зикры сопровождаются разными телодвижениями. А в некоторых случаях наблюдается и превышение всех пределов в этом деле. В редких случаях отмечены, когда закиры впадая в транс, ударяют себя о что-либо, укалывают себя иглой. Конечно же, все это не соответствует сунне и большинство людей не применяют таких методов.

У каждого основателя тариката, например, у шейха Бахавуддина Накшбанда, существует силсила ― цепь следования, которая от шейха восходит по этой цепи до самого Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Если все протекает в рамках такой цепи, то и не наблюдается всяких необычных поведений, о которых было сказано выше. Ибо от каждого тянется цепь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а он алайхиссалам таких действий не совершал.

В настоящее время люди очень часто спрашивают о зикрах, совершаемых в Чечне. Потому что ведется трансляция, во всем мире показывают это. Какой это обряд? Люди становясь в круг, двигаются по кругу. То быстро, то медленно, то бегут, то идут быстрым шагом, то идут обычной ходьбой, а также существуют другие действия. И очень многие спрашивают об этом.

По сути сами мусульмане чеченского народа относятся к тарикату кадарийа. Основателем в Чечне зикров был большой шейх Кунта хаджи Кишиев. Он обучал людей зикру, призывал многих людей  религию.

Как говорится, ингушский народ принял Ислам вследствие призывов Кунта хаджи и его учеников. Ингушы были воинственным народом и не прислушивались к чужим мнениям. Кто если вмешивался в их дела, они тут же, без лишних слов, решали дело посредством меча.

И тогда Кунта хаджи вместе со своими муридами решил отправится в Ингушетию, чтобы посмотреть, что там происходит. Но свои люди преградили ему путь, дескать, они не станут почитать таких, как вы, никто оттуда живым не возвращается, не отправляйтесь туда. Но хаджи сказав, что Сам Аллах, возможно откроет путь, отправился туда и обращался с ними посредством своих зикров, благочинным образом, по шариату. Хотя сперва его действия и вызывали некоторое раздражение, но постепенно, люди стали приходить, приближаться к ним и так все стали мусульманами.

И вот теперь обучение и тарикат они взяли от того самого человека. Если вы спросите про нынешние их зикры, они скажут вам, что их так обучали. Теперь к ним приезжают много видных улемов из-за границы и, увидев это, те удивляются. Там у них есть председатель совета улемов Хаджи Ахмад Кадыров, это племянник: сын дяди по отцу покойного Ахмада Кадырова ― отца Рамазана Кадырова.

Он теперь в солидном возрасте, возглавляет совет улемов. Перед тем как начать зикры, он говорит поясняющие слова гостям: «Дорогие гости, сейчас мы начнется зикр. Этот зикр будет совершаться так, как мы уже его проводим по нашим традициям. Мы от своих отцов и дедов приняли принимали его таким, это мы считаем для себя подходящим, прошу вас, понять нас правильно. Других доводов нет. Поймите нас, мы это делали всегда, и мы хотим вновь это сделать». И потом начинают зикр. Многие наверняка видели по телевизору.

У них есть руководитель, он стоит в стороне. В руке он держит длинную палку, а те действуют смотря на нее. Будь то кружение бегом, будь то замедление в движении, или движение в среднем темпе, либо остановка, все указания следуют посредством той палки.

У них воздвигнуты отдельные здания для зикров. Здания имеют круглую форму, чтобы была возможность бегать по кругу. Перекрытие тоже круглое. Пол в таких зданиях сделан основательно, ибо при ударах о землю ногами пол может сотрястись. Когда одновременно прыгает многочисленная группа людей и ударяет ногой по земле, получается весьма ощутимый удар.

Это у них свое, такого больше нигде нет. В конце мая этого года там состоялась большая международная конференция, и тогда также проводились такого рода зикры. Второй человек в Ал-Азхаре доктор Хашим шепотом спрашивает меня, «Шейх, а как нам это понимать?» Это им говорит их дядя, и они следуют. Немного подумав, он говорит: «Думаю, они этому научились когда только принимали Ислам. Своего рода их обычай». Да, это так. Но это нужно понять, это хорошее дело. Они совершают это ради зикра. Но у нас это обстоит так, как мы описали выше. Наши люди сидят на корточках, обращенными к кибле, с опущенной вниз головой и совершают зикр скрытно про себя.

Таким образом, существуют хафий и джахрий зикры и оказалось так, что мы избрали хафий зикр, наш тарикат оказался таким и у нас нет тех телесных движений. Теперь вопрос касается времени зикра. В какое время совершается зикр? Прежде всего, нужно сказать, что в определенные промежутки времени зикр приостанавливается, их нельзя совершать.

Например, при вхождении в уборную и подобные места нельзя совершать зикр. Еще один случай, когда нельзя совершать зикр, это при совершении имамом пятничной хутбы, ибо нужно слушать хутбу, понимать ее смысл. В такую пору лишними кажутся даже замечания, вроде «молчите», не двигайтесь». Поэтому в такое время также не совершается зикр.

В остальное время зикр разрешен, но особые зикры следует по возможности совершать в то время, когда это наиболее приемлемо по времени. Так рекомендуется. Например, время фаджр, пора рассвета считается очень благим временем. Отмечается, что это достойное время как для тилавата Куръана, так и для зикров. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Благодать моей уммы ― в рассвете».

Поэтому он и своим сподвижникам рекомендовал это и они, когда начинали какое-либо дело, начинали его после намаза фаджр. Сподвижники-торговцы, когда снаряжали караван и отправляли в сторону рынка или в другие страны, то делали это на рассвете.

Сейчас самая благодатная пора дня это время сухура. Это самое благоприятное время. И в другое время, вне Рамадана,  Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рекомендовал  плодотворно пользоваться каждым мигом фаджра.

Всевышний Аллах, восхваляя в Священном Куръане закиров-мусульман, описывая их такими-то достойными, сякими достойными, говорит: «…они на рассвете произносят истигфар». Следовательно, рассветное время весьма подходящее и благостное для зикра. Сюда входит и намаз, и чтение Куръана, и все другое.

Но к великому сожалению, видимо, в силу того, что у нас изменился образ жизни, люди привыкают к тому, чтобы не спать по ночам, а ложатся спать к рассвету. Некоторые люди слоняются и в 12 часов ночи, а когда наступает пора намаза фаджр, их тянет ко сну и они или горе пополам совершают этот намаз, или не сумев совершить, отходят ко сну.

Так не должно быть. Нужно пробуждаться вовремя на рассвете для фаджр намаза, а перед намазом следует как можно больше произносить истигфар, просить прощения, а после намаза фаджр следует не протягивая ноги сидеть до восхода солнца и совершать зикры, что есть достойное занятие. Все улемы единодушны в этом, «После совершения нам  за фаджр нельзя спать, делать это считается макрухом».

После восхода солнца можно лечь спать, прочитав перед этим два ракъата намаза шурук, что приумножает достоинства и принесет множество благодатей.

У наших великих предков наблюдалось именно такое состояние. И даже и Ибн Абу Рабаха, кто являлся одним из великих табиъинов и ученых мужей своего времени. Рассказывается, когда однажды в древности люди шли в составе одного каравана, в пустыне этот караван окружили несколько львов.  И тогда люди и львы неподвижно глядели друг на друга. Существовала опасность, что кто сдвинется с места, на того мог наброситься лев.

Они долго стояли неподвижно, и те стояли, и эти стояли. Когда наступило время фаджр, главарь львов повернулся и стал уходить, за ним последовали и другие львы. И тогда все из людей спешно стали бросаться на землю, чтобы лечь отдохнуть. А Ата ибн Абу Рабах радияллаху анху обратившись к кибле стал продолжать свои зикры. Когда же к нему подошли ученики и сказали: «Почтенный, вы сильно устали, полежите немного», он ответил: «О каком лежании вы говорите? Сейчас пора рассвета, как же можно лежать?!». Именно это мы должны хорошенько усвоить.

Подобно этому первые 10 дней Мухаррама также считаются благоприятной порой для зикров. Существуют несколько таких периодов, закиру следует их упорядочить и стремиться как можно больше совершать зикры.

Ткже нужно учитывать и место, например, премного воздается за зикры, когда они совершаются на территории Харама, в Мекке, в мечети Пророка в Медине и подобных им местах. Следует больше совершать зикры, в таких местах, как мечети. Это тоже из числа рекомендаций наших шейхов для тех, кто встал на путь совершения зикров.

Также нужно, чтобы совершающие зикры люди, должны хорошенько освоит свои совершаемые зикры, изучить время их совершения, форму, произношение и все прочее и должны все совершать должным образом. И когда будут осуществлены все условия зикра, тогда увеличится вероятность того, что преследуемая от конкретного зикра цель будет достигнута, что сердце закира очистится, будет достигнута намеченная цель.

Наряду с тем, что правоверный раб  намеревается совершить зикр, пойти по пути зикра, у него по меньшей мере должны быть некоторые задачи, обязательства. С древности это установилось так. Люди приходили к ученым и просили обозначить для них выполняемые задачи, задания. Например, те поручали им 11 раз читать суру «Ихлас» после намаза фаджр, и эти твердо держались этого и выполняли это поручение. Они, говоря, «Я получил от такого-то задачу», каждый день после намаза фаджры выделяют время, садятся и выполняют его.

Еще кому-то, в зависимости от состояния, обстоятельств, шейхи рекомендовали еще одно. У каждого человека должно быть хотя бы наименьшее из вирдов ― задач.

Больше того минимума каждый человек совершает по своему прилежанию, по своей склонности. При этом он может посоветоваться по этому поводу с улемами, обсудить со своим шейхом, это получается лучше, когда у него есть желание стать еще ближе к Аллаху.

Когда мы говорим о массах, то и у каждого человека должны быть свои обязанности. У человека есть немного задач, если он станет регулярно совершать их, он тем самым будет пребывать в связи с Аллахом, он всегда будет помнить о том, что Аллах видит его и знает о нем, и это станет причиной для многих благих дел, добра и благодати.

В этом смысле в науке тасаввуф существует понятие вирд. Вирды это поручаемые по зикру каждому закиру задания, поручения, которые должны выполняться. Какими бывают эти задания, как они упорядочиваются, обо всем этом мы поговорим, иншааллах, на следующей нашей беседе.

Да удостоит Аллах субханаху ва таъала всех нас тщательно выбрать вид зикра, выбрать приемлемое для него время, подходящее место, чтобы наши сердца очистились и чтобы в очищенных сердцах не осталось места для любви ни к чему другому, кроме как к Аллаху. Да удостоит Он нас постоянно пребывать в добре и благодати, достичь Его довольства и удостоиться в Судный день созерцания Его красы.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф 
из серии рамаданских бесед "Сердца успокаиваются поминанием Аллаха"

Фоторепортаж с места проведения проповедей