Бисмиллахир Рахманир Рахим. Да восславится Всевышний Аллах, предписавший нам фардом пост Рамадана! И да будут благословления и приветствия лучшему из Его созданий Мухаммаду, сделавшему нам сунной  бодрствование в Рамадане!

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва барокатуху!

Да примет Аллах субханаху ва таъала наши посты, соблюдаемые нами с верой и с надеждой в дневное время Рамадана! И да сделает Он эти наши посты заступниками для всех нас в Судный день!

И да примет Он наш хатмул Куръан, который мы совершаем, бодрствуя по ночам! И да сделает Он нам Священный Куръан в этом мире наставляющим на праведный путь, а в ахирате ― нашим заступником!

Дорогие мои, с помощью и по милости Всевышнего Аллаха мы продолжим наши беседы из цикла бесед с общим  названием «Сердца успокаиваются поминанием Аллаха».

Как мы уже неоднократно говорили, цель проведения таких бесед заключается в том, чтобы научиться соблюсти сунну в деле зикра, не подпасть в этом смысле под влияние тех, кто пользуется вымышленными учениями и идет по неверному пути, а пойти по тому пути, на который указывают благородные хадисы, наш шариат, по пути в тарикате, по которому шли наши почтенные шейхи.

Вчера мы беседовали о том, что такое вирд. Сегодня же мы вкратце упомянем о зикрах, которые представлены в качестве вирда для каждого человека, если конечно, он сам пожелает.

Первым повседневным делом для каждого закир-человека, если конечно он сам желает этого, является ежедневное повторение по сто раз зикра «Астагфируллохал Азим, аллази лаа иллааха илла хувал Хаййул Каййум ва атубу илайх». Как мы говорили ранее, это следует повторять с омовением, соблюдая приличия ― сидя на корточках, обращаясь лицом к кибле, с намерением и ихласом. Фраза повторяется сто раз. Это есть один из повседневных заданий (вирдов).

Это не взято с воздуха, кто-то не придумывал, а сказано в хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Только что сказанное нами таково:

«Кто произнесет стократно “Астагфируллохал Азим, аллази лаа иллааха илла хувал Хаййул Каййум ва атубу илайх”, того человека прощают», ― говорит Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, ― «Даже если тот сбежал с поля сражения».

Убегать с поля боя, убегать от защиты своей родины, считается одним из больших грехов. Простить такой грех трудно. Но если человек искренне станет произносить эту фразу, то такой грех ему может проститься.

Что это значит? Хайй ― это Живой, Каййум ― это Тот, Кто Самосущий и стоит над всем сущим, а также Он причина всего того, что существует-стоит. И человек просит такого Самосущего Вседержителя о прощении своих грехов, раскаивается Ему.

Мы уже сказали, что достоинство произнесения только самой фразы «астагфируллаха» чрезвычайно велико, она очищает сердце человека, станет причиной очищении его сердца от плесени и т.п.

Вот эта фраза (“Астагфируллохал Азим, аллази лаа иллааха илла хувал Хаййул Каййум ва атубу илайх”) одна из тех вирдов, которые выполняются стократно каждый день. Кто желает, пусть совершает его, у кого нет желания, то это его дело. Однако если человек желает сблизиться с Аллахом, желает очиститься от грехов, получить савабы, то пожалуйста, пусть делает. Это является нафл-ибадатом.

Второе: произнесение сто раз фразы «Лаа илааха иллаллах». С теми же условиями. Мы все прекрасно знаем, что такое «Лаа илааха иллаллах». Это есть калиматут тавхид, эту фразу называют тахлилем. То есть фраза «Лаа илааха иллаллах» коротко называется тахлил. Если вам скажут, посидите и займитесь произнесением тахлила, то это значит займитесь произнесением «Лаа илааха иллаллах».

Если кто-то скажет, «Я пошел к такому-то, а тот произносил тахлил», это значит, что тот произносил «Лаа илааха иллаллах». «Лаа илааха иллаллах» это слова свидетельства о том, что нет никого кроме Аллаха, достойного поклонения, во всем мире существует только Сам Аллах, Кто единственный достоин ибадата Ему.

Произнесением этой фразы человек становится мусульманином. Если он будучи способным произнести эту фразу не произнесет ее, то не станет мусульманином. Эта фраза есть основа калиматуш шахады ― свидетельства веры, она есть основа всего.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил о поминании этой фразы и отметил, что если произносящий не совершал великих грехов, то все его остальные грехи будут прощены. Поэтому нужно весьма остерегаться больших, великих грехов.О достоинствах «Лаа илааха иллаллах» до нас дошли множество хадисов. Очень много их.

Человеку следует всегда придерживаться этого дела и как повседневное задание с намерением произносить стократно вместе в предыдущей фразой «астагфируллахал азим…». Это весьма полезное дело.

Третье. Произносить солават Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Что нужно делать? В качестве солавата нужно сто раз повторять фразу «аллахумма соли алаа…», что мы произносим в намазе.  Нужно сто раз произнести солават  Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Произнесение солавата Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам человеком, кто считает себя ему уммой, является самым достойным занятием после тилавата Священного Куръана. На первом месте стоит тилават Священного Куръана, на втором месте ― зикр (поминание) Аллаха, на третьем ― произнесение солавата Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Всевышний Аллах повелел возносить солават в Священном Куръане:

«Поистине Аллах и Его ангелы благословляют (возносят солават) Пророка. О вы, которые уверовали,  благословляйте его и приветствуйте».

Слово «солават» означает молитву, а солават от Аллаха означает Его милосердие. Произнесение Всевышним Аллахом солавата Мухаммаду алайхиссолату васаллам означает ниспослание Им Своего милосердия ему, возвышение его положения и степени, Его всестороннюю благосклонность к нему.

Произнесение солавата Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ангелами представляет собой вознесение ими молитв за него.

А произнесение умой мусульман своему любимому Пророку есть вознесение молитвы посредством этой самой фразой. Но здесь существует одна тонкая деталь.

Уже Сам Всевышний Аллах произносит солават ― Он ниспосылает ему Свое милосердие, Свою милость, все благости. Произносят солават и ангелы. Ну а что кроется в том, что солават произносим мы с вами ― немощные рабы, что взять с нашего солавата? Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не нуждается в нашем солавате. Это мы испытываем нужду в том, чтобы произносить солават ему. Нам это необходимо. Вознося солават ему, мы добываем для себя саваб, награду, возвысимся в степенях. Вот в чем дело.

В благородном хадисе сказано:

«Кто вознесет мне один солават, я вознесу ему десять солаватов», говорит Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

В другом хадисе сказано: «Кто вознесет один солават Пророку, Аллах вознесет тому десят солаватов».

Следовательно, благословляя и приветствуя Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мы совершаем доброе дело себе, получим пользу от его благодати. Вот таким образом Аллах открыл нам путь возвышать свое положение.

Поэтому произнесение солавата сделано третьим воздаваемым савабами делом, как мы сказали, после тилавата Священного Куръана и зикра Аллаха.

Поэтому, исходя из аята Священного Куръана говорится, что вознесение солавата Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам один раз на протяжении всей своей жизни для человека является фардом. В остальное время, произнесение солавата при упоминании о Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на устах или при чтении книг, является приличием самой уммы, добром и благодатью для самого произносящего.

В одном из своих благородных хадисов Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит так: «Скупой человек это тот, при котором упоминают меня, а он не произносит солавата».

Это великое неприличие. Это есть не проявление почтения к тому, кто тебя наставил на праведный путь. И поэтому наше приличие состоит из произнесения солавата красивым образом при упоминании его в речи, чтении в книгах. Но нет при этом совершения поклона, поглаживания и целования глаз.

Мы во всех наших книгах слова солавата «саллаллаху алайхи васаллам» пишем полностью, без сокращений. Другие пишут как «с.а.в.», или еще как-то. Когда мы стали издавать наши книги на русском языке, то из России пришли известия, дескать, зачем вам писать его полностью, разве не было бы удобнее писать его сокращенно, или еще как-то. Но мы сказали, что мы делаем так, у вас же привыкли сокращать, потому что у вас не надеются на получение саваба.

Мы знаем истину об этом, но и наши читатели при каждом прямо или косвенном упоминании о Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам станут произносить солават и за это будут получать савабы.

После этого от них поступил ответ, вроде «мы об этом не знали» и поблагодарили нас, сказав, «Истинные религиозные учения мы должны получать от религиозных ученых. До этого мы не видели в этом разницу».

Мы должны наладить произнесение солавата. Его нужно произносить всегда. Раньше, помимо стократного произнесения той самой фразы из намаза «аллахумма соли алаа…» были также и другие вирды по солавату.

У нас сейчас есть одна из старых книг с названием «Далааилил хойрот». Вся книга состоит из солаватов. Вот их некоторые люди, являющиеся искренними поклонниками Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам взяли для себя в качестве вирдов. В определенный промежуток дня они сидят и читают ту книгу, заучивают наизусть. И все там состоит из солаватов.

Я являюсь членом Иорданской королевской академии. Два года назад мы участвовали на собрании академии. Они издали в очень красивом виде ту самую книгу «Далааилил хойрот», переплет и все остальное наивысшего качества. Они раздали эти книги каждому члену академии. Это знак почтения Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, это есть солават.

В этом есть награда, есть саваб, доброе дело. Я в книгах не читал об этом, но мой покойный отец рахимахуллах рассказывал об причине написания этой книги «Далааилил хойрот».

Один человек прошел долгий путь, он испытывал сильную жажду. Случилось то, случилось это, и он оказался в крайне трудном состоянии. Расспрашивая людей, он дошел до одного колодца. Он увидел, что в колодце есть вода, но нет посуды, чтобы извлечь ее из него. Сам он, изнемогая и испытывая сильную усталость, присел.

Он сидит рядом с источником воды, но не может утолить жажду. Тут прибежала группа играющих детей. Среди них одна девочка подошла к нему и, посмотрев на него, подошла к колодцу полевала в него. Спустя сосем немного из колодца стала выступать вода и разливаться по сторонам.

Тот человек подбежал и испил из той воды. Размышляя о том, что это за девочка, он побежал за ней.

― Как ты достигла такого достоинства? ― спросил он ее.

― Произноси солават Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, ― сказала она и пошла играть дальше.

Затронутый случившимся, этот человек стал обращать внимание солаватам и написал книгу «Далааилил хойрот».

Самое интересное, несколько лет тому назад, когда люди по-разному высказывались о тасаввуфе и возникали недоразумения среди многих, на одном из мероприятий я встретил человека, который примкнул к приверженцам тасаввуфа, и мы разговорились. Я лично знаком с ним, он закончил исламский институт, является обладателем знаний. Я сказал ему:

― Оказывается вы примкнули к тасаввуфу.

― Да, примкнул, ― ответил он.

― Ну-ка расскажите, чем вы там занимаетесь, ведь среди людей говорят всякое.

― Да, у нашего ишанбува есть книга, все читаем ее, делаем то, делаем это.

― Нет, а что-либо из весомых зикров там имеется?

― Они тоже есть, но их не много. И даже нет солавата, ― говорит он.

Самый большой шейх, знаменитость, у всех на устах, а вознесение солавата нет. Это происходит у нас, здесь. Посмотрите какой тарикат? Что за ишанство это? У них нет вирда, состоящего из произнесения солавата Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.  Как же это так?

Такие случаи указывают нам, на кого нам следует смотреть, на что смотреть. Поэтому нам следует собрать всем рвением в деле вознесения солавата Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Затем чтение суры «Ихлас» сто раз. Мы все хорошо знаем, каким является сура «Ихлас». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил, что эта сура равняется трети Священного Куръана. Поэтому-то и сказано, что если прочесть ее трижды, то человек получит воздаяние как за полное прочтение Священного Куръана. И вот эту самую суру «Ихлас» следует читать с ихласом ежедневно сто раз, это тоже должно стать заданием ― вирдом.

В целом по смыслу Священный Куръан делится на три части. Одна из них, это тавхид ― единство Аллаха, что равна суре «Ихлас». Поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил, что эта сура равна трети Священного Куръана. Ее нужно читать искренне.

Читать ее рекомендуется по возможности после намаза фаджр. А если произносить истигфар до намаза, то будет еще лучше. Но многие завели привычку произносить его после намаза. Будет весьма благостно, если человек станет читать еще не сдвинувшись с места, даже не разгибая ног, не примешивая в промежуток между намазом и этим делом что-либо постороннее.

Если в наши дни выходит из мечети, то пусть идет домой и эти зикры совершает там. Если он красивым образом выполнит эти задания, то как сказали наши ученые и шейхи, это и есть самый минимальный вирд каждого человека. Если он пожелает увеличить их количество, то это его дело. Но будет хорошо, если он всему этому даст ход как каждодневному своему вирду.

Конечно же, сходу и разом сделать все это трудно. Человеку следует делать это постепенно. Пусть первый день повторяет не по сто раз, а по три раза, второй день ― по пять раз, затем пусть доведет до десяти, постепенно, доводя до ста, через месяц он сам уже не сможет без их произнесения.

Вместо пустой болтовни и сна после намаза, такой ибадат намного лучше, в том есть награда, саваб, добро, благодать. Это мы должны знать.

Теперь есть вопрос вне темы, о котором мне необходимо вам рассказать. Сегодня ко мне пришел знакомый мне человек, у него оказались некоторые вопросы, расспросил о них, поговорили, еще, поскольку он ― дехканин, он спросил об ушуре.

― Еще один вопрос, почтенный, ― сказал он.

― Что за вопрос? ― спросил я.

― Как мы должны понимать нынешние события в Ираке? Я простой человек. Там истребляют друг друга, по-моему, воюют мусульмане с мусульманами. И еще там происходят другие дела. Что мы должны делать как рядовые мусульмане в таких случаях? Как мы должны к этому относиться? ― спросил он.

Он задал правильный вопрос, и поскольку сам не понимает, он задал вопрос тому, кто по его мнению, разбирается в этом, это хорошо. Если человек не понимает, то должен спросить. Не знающий пусть по-своему не выносит решения по шариату. О шариате пусть спрашивает того, кто знает, и тогда он получит свой ответ, а ответственность будет на том, знающем человеке.

Затем я пояснил тому человеку.

― Да, и в самом деле воюют мусульмане с мусульманами. Проливают кровь друг друга. У каждого хватает своих доводов и притязаний. Теперь о нашем отношении к ним: Мы должны возносить Аллаху наши мольбы о том, чтобы они усовестились, чтобы Он вернул им рассудок, чтобы они остановились от зверского пролития крови друг друга, от превращения детей в сирот, от превращения женщин во вдов, от разрушения мусульманской страны, от уничтожения взрывами архитектурных памятников, ― сказал я ему.

Самое главное, что в том деле вызывает беспокойство многих людей, это действия неизвестной организации. Люди этой организации назвали себя как «Ирак и исламское государство в Шаме». Откуда они взялись, никто не знает.

Сейчас они воюют вместе с воюющими против правительства Сирии, прибыли в Ирак и воюют с правительством, в Ливане и с другими.

Пару дней тому назад они объявили об исламском халифате. У них есть некий Багдади, этого человека они назвали «халифом».

Теперь он выступает с обращением ко всем мусульманам мира, ведь он теперь стал «халифом». В своих мыслях он считает, будто теперь все мусульмане находятся под его началом, ему это пришло в голову. Пусть будет то, пусть будет это, приезжайте на войну, и всякая белиберда. Сегодня он издал паспорт. В интернете они объявили о выпуске паспорта, на котором написали  «Исламский халифат».

Что же скажем об этом, с такими мыслями когда я сегодня утром после намаза фаджр открыл свою почту в интернете, то оказалось, поступило письмо от организации всемирных улемов. Я являюсь членом правления той организации, они называют это Советом Секретарей, в членстве которого я состою.

Поступило официальное заявление от руководства Совета Улемов мусульман мира, за подписью Председателя Совета Юсуфа Абдуллаха Карзави и Генерального секретаря Мухиддина Каратаги. Там есть примерно такие слова: «Организация, что объявила о халифате, говорят вздор, их действия совершенно не соответствуют шариату. Совершаемые ими дела ничто иное, как самоуправство, отсутствие безрассудство, незнание шариата, пусть мусульмане не слушаются их».

Вот, руководство совета улемов мусульман мир делает такое заявление. Это официальное обращение. В том обращении говорится, что никто в мире не имеет права высказываться о такого рода вещах, как о халифате. Это вопрос, который касается всей мусульманской уммы, мусульманской нации, и вопросы, касающиеся всей мусульманской уммы должны решать признанные этой умой мусульманские ученые, руководители, которые должны собраться на совет и вынеси единогласное решение. А не каждый первый встречный с винтовкой в руках провозглашает себя халифом. Это утверждает руководство совета улемов. Нам следует это хорошенько понять.

Слова, вроде «в таком-то месте появился халиф, оказывается, мы должны подчиниться ему», никак не состоятельны. Это говорю не я, это говорит совет союза мусульманских улемов мира, говорит их председатель, говорит генеральный секретарь. Это заявление распространилось на весь мир. Мы это должны знать.

Мы и раньше говорили об этом, что это несчастье, напасть. У других, кроме мусульман, этого несчастья нет. Сейчас Рамадан, месяц ибадатов, а они убивают друг друга, проливают кровь друг друга, уничтожают имущество друг друга.

ЮНИСЕФ объявило, что сегодня в Сирии голодают 6 миллионов детей. Шесть миллионов! Маленькие дети, босые, без одежды, плачут, распространили их фотографии. Эта организация обращаясь к людям, говорит, «Шесть миллионов детей нуждаются в помощи, люди помогите!» Это вот результат деятельности тех самых безрассудных «халифов». Да сбережет Сам Всевышний Аллах от подобных напастей.

Господь миров ― Раббул аламин, наставь на праведный путь всех мусульман, направь их по правильному пути, дай благочестия, удостой всех блага понимать Твою религию и правильно следовать ей. Сделай всех нас закирами, праведными рабами, желающими для всех добра, твердо придерживающимися Твоего шариата.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф 
из серии рамаданских бесед "Сердца успокаиваются поминанием Аллаха"

Фоторепортаж с места проведения проповедей