Четверг Шавваль 9 1445 | Четверг апреля 18 2024

Возможно ли устранить разногласия по поводу мавлида?

В целом, разногласия касательно празднования мавлида отражаются главным образом в нижеследующих пунктах:

1. Превращение мавлида в ийд – религиозный праздник. В Исламе есть два ийда. Присоединение к ним другого религиозного праздника, это самая настоящая бидъа. По этой причине, празднование дня мавлида не должно превратиться в мероприятие, подобное празднованию ийда – религиозного праздника.

2. Вознесение мавлида до уровня действия, предписанного законом шариата. Когда критикующие мавлид люди называют мавлид бидъой (нововведением в религии), то подразумевают придание ему предписанного шариатом действия и утверждают, что каждая бидъа это заблуждение. Если к мавлиду относиться не как к действию, непосредственно предписанному шариатом, а как к мероприятию, служащему целям шариата, то не останется места для подобных разногласий. При этом мавлид займет место среди сегодняшних научно-практических конференций. Согласно мнению большинства современных улемов, мавлид изначально был именно таким мероприятием.

3. Назначить для празднования мавлида один конкретный день – день рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и один определенный месяц. Именно это будет считаться вознесением мавлида до уровня предписанного шариатом действия, а это является бидъой, говорят оппоненты. Если же мавлид будет отмечаться не в один конкретный день или месяц, но также и в другое время, данное разногласие тоже будет устранено. К примеру, раньше в наших краях улемы для проведения мавлида назначали четыре месяца, начиная с месяца рабиулаввал, потом рабиуссани, джумадулаввал и джумадуссани. Мы хорошо знаем, что до недавних пор среди жителей Андижана существовало подобное понятие. Нам неизвестно, было ли это вследствие отсутствия в эти месяцы религиозных праздников и специальных обрядов поклонения, в отличие от других месяцев, или же этому послужила толчком вышеуказанная точка зрения. Во всяком случае, сам факт выделения нашим народом этих четырех месяцев для проведения обрядов мавлида заслуживает особого внимания. Потому что, как правило, подобные традиции вводятся именно улемами, а не простыми людьми. Согласно этому, если и в другие месяцы года организовывать мероприятия, подобные обряду мавлида и посвященные личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то у тех, кто выступает против назначения конкретного дня или месяца для этого действия, не останется причин для возражения.

Но многие улемы считают один месяц (по аналогии с современными «Месяцем безопасности дорожного движения», «Месяцем пожарной безопасности») удобной возможностью для проведения определенного мероприятия и говорят, что если нет опасности восприятия этого в качестве обязательного религиозного предписания, то никаких препятствий для проведения мавлида в данный конкретный месяц не существует. Нет никаких сомнений в том, что для ознакомления с личностью Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, самым удобным и достойным месяцем является месяц мавлид.

4. Говорят, что во время обрядов мавлида произносятся ересь и предрассудки, всякие легкомысленные толки, вымышленные и клеветнические сведения. У этого вопроса решение ещё легче чем у предыдущих. Потому что во время и на местах проведения обрядов мавлида крупными улемами не было и не будет противоречащих шариату действий, которые подразумевает это возражение. О каком-либо деянии не выносят суждение исходя из противоречащих шариату действий, которые не принадлежат этому деянию, а присоединились к нему извне. Следовательно, это возражение не имеет никакого значения.

5. Говорят,что на обрядах мавлида невежественные люди поют песни под различную музыку и наслаждаются этим, предаются легкомысленным развлечениям под видом изъявления радости, мужчины находятся вперемешку с женщинами, и что это никак не может быть оправдано. Это совершенно чуждое нашим краям положение. У нас нигде не проходил обряд мавлида подобного вида. Действительно, возможно в некоторых местах невежественные люди, относящие себя к суфизму безнравственные люди и совершали подобные непотребные вещи. Но очернять мавлид, выставляя напоказ действия каких-то безнравственных людей, только потому что у них одинаковые названия, это не по совести. Вместе с тем, мы должны крепко усвоить, что если не придерживаться строго норм шариата, то в любом месте легко перейти  на такие непотребные дела.

 

Преимущества обрядов мавлида в наших краях:

Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что улемы, проживавшие в наших краях, поставили мавлид на очень хорошую, шариатскую основу.

1. У нас день мавлида не был установлен в качестве праздника, подобного ийду. Мнение большинства противников направлено именно на это обстоятельство.

2. Они не выделяли конкретно один день для празднования мавлида, считая сам этот месяц, а в некоторых местах и последующие три месяца, достойными подобного рода мероприятий. На этом вопросе мы подробно останавливались выше.

3. Во время мероприятий мавлида не происходит никаких противоречащих шариату вещей. В наших мероприятиях  мавлида нет смешения мужчин с женщинами, пустых развлечений, чрезмерности в восхвалении и других действий, подвергшихся критике. В некоторых местах происходили подобные вещи. Иные, называющие себя приверженцами суфизма, невежественные люди совершали подобные противоречащие шариату действия, и в результате стали причиной изменения взглядов на мавлид, а также критики самого проведения мавлида.

4. При выборе произведения мавлида отбирались самые уважаемые произведения. Слабые, чрезмерно преувеличивающие высказывания игнорировались. К примеру, возьмем «Мавлид» Джафара Барзанджи рахматуллахи алайхи. Прежде всего, сам автор был человеком высоких знаний, богобоязненности и аскетизма. В свою эпоху он был кадием (судьей) шафиитов в Медине. Он преподавал «Сахиху-л-Бухари» в главной мечети Медины. По этой причине, в произведение главным образом включены сведения, имеющие научную ценность.

5. В обряды мавлида не примешивалась никакая музыка. Во многих местах существует обычай проводить обряды мавлида с пением нашидов под аккомпанемент мелодий в рамках дозволенного шариатом, объявлять о мавлиде под битье в барабаны. Некоторые улемы дали разрешение на это. И хотя в шариате имеются доказательства для осуществления таких действий в степени, дозволенной шариатом, улемы нашего края ради осторожности не допускали даже этого. Потому что если открыть для подобного двери, то станет очень сложным определить границы дозволенного шариатом и следить, чтобы их строго придерживались. В особенности, простой народ не сможет справиться с этим. Они придерживались мнения, что лучше всего следовать правилу «саддуз зараиъ» – «предотвращение зла» и не примешивать музыку. Потому что музыка зачастую ведет человека к неведению, приводит к легкомыслию, и в конце концов люди переходят к музыке, запрещенной в шариате, говорили они.

Размышляя над этими качествами обрядов мавлида, проводимых в наших краях, мы ещё раз убеждаемся, насколько наши улемы прошлого были великими людьми, стойкими в знаниях и богобоязненности, которые строго придерживались границ шариата, выражаем свое восхищение ими. Пусть Аллах проявит Свою милость ко всем нашим предкам!

 

Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид

Рабиул аввал, 1435 год хиджры

 

Перевел Фаррух

 

 

 

Самое читаемое

75000 британских женщин...

Три четверти британцев, которые стали...

Всего один аят...

"Эта Книга, нет сомнения в...

«Islam in Europe»:...

Число норвежцев принявших ислам удвоилось...

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

От Сьюзи Бакенбороу

Будучи практикующей христианкой почти 16...

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...