1. Определение

а) Арабское слово “āхāд” является формой множествен ного числа от слова“āхāд” в значении “один” (вахид), а фра за “хабар аль-вахид” означает“сообщение, передаваемое одним человеком”.

 

б) Как термин, “хабар аль-ахад” означает «сообщение, не удовлетворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир”»[1].

 

2. Группы таких сообщений по отношению к количеству путей их передачи

Сообщения, передаваемые малым количеством путей, под разделяются на три группы:

 

а) Известные المَشْهور (машхур).

 

б) Редкие العَزِيز (‘азиз).

 

в) Неизвестные الغَرِيب (гариб).

 

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

 

 

Известное (машхур) сообщение

 

1. Определение

а) По форме слово “машхур” является причастием страда тельного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять).

 

б) Как термин, слово “машхур” служит для обозначения сообщения, передающегося со слов троих и более передатчи ков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удов летворяет условиям хадисов категории “мутаватир”.

 

2. Пример подобного сообщения

Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

]إِنَّ اللَّهَ لا يَقْبِضُ الْعِلْمَ انْتِزَاعًا يَنْتَزِعُهُ مِنْ الْعِبَادِ ، وَلَكِنْ يَقْبِضُ الْعِلْمَ بِقَبْضِ الْعُلَمَاءِ حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالاً ، فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا [

 

 

«Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) ли шая его (Своих) рабов, но он забирает знание, забирая (из ми ра) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обла дающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежест венных руководителей[2]. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения[3], не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других»[4].

 

3. المُسْتَفِيْض “Мустафид”

а) По форме слово “мустафид” является причастием дейст вительного залога от глагола “истафада” (распространять ся).

 

б) Относительно слова “мустафид” как термина высказы вались три мнения:

 

– Первое: это слово является синонимом слова “машхур”.

 

– Второе: значение его является более узким, так как если речь идет о сообщении, относящемся к категории “муста фид”, обязательным условием является равенство двух сторон его иснада, тогда как для сообщений категории“машхур” это необязательно.

 

– Третье: значение его является более широким, иначе го воря, это мнение является противоположным второму.

 

4. Употребление слова “известное” не в качестве термина

Здесь имеется в виду то, что получило известность, но усло вия чего в расчет не принимаются. Речь идет о следующих слу чаях:

 

а) Такое сообщение, у которого один иснад.

 

б) Такое сообщение, у которого более одного иснада.

 

в) Такое сообщение, у которого вообще нет иснада.

 

5. Виды “известного”, которое термином не является

Таких видов насчитывается множество, а к наиболее из вестным из них относятся следующие:

 

а) Получившее известность только среди мухаддисов, при мером чего может служить передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что по сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца призывал прокля тия на племена ри‘ль и закван после поясных поклонов во вре мя молитв.[5]

 

б) Получившее известность среди мухаддисов, улемов и обычных людей, примером чего может служить хадис, в кото ром сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ[

 

«Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда дру гим мусульманам своим языком и своими руками».[6]

 

в) Получившее известность среди факихов, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ أَبْغَضُ الْحَلالِ إِلَى اللَّهِ الطَّلاقُ]

 

«Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод».[7]

 

г) Получившее известность среди знатоков основ фикха, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

 

] رُفِعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا عَلَيْهِ[

 

 

«Не станут вменять в вину (членам) моей общины (совершен ное ими по) ошибке, по забывчивости и по принуждению».[8]

 

д) Получившее известность среди знатоков арабской грам матики, примером чего может служить хадис, в котором сооб щается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прекрасным рабом явля ется Сухайб: если бы он не боялся Аллаха, то не допускал бы Его ослушания». У этого хадиса нет никакой основы[9].

 

е) Получившее известность среди обычных людей, приме ром чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешность – от шайтана».[10]

 

6. Суждение об “известном”

“Известное” (машхур) сообщение нельзя характеризовать только как достоверное (сахих) или недостоверное независи мо от того, о термине идет речь или нет, поскольку среди та ких сообщений есть не только достоверные, хорошие(хасан) и слабые (да‘иф), но и подложные (мауду‘).

 

7. Наиболее известные сочинения, посвященные “известным” сообщениям

Имеются в виду сочинения, посвященные известным хади сам, где слово«известные» употребляется в обычном смысле слова и не является термином. К числу таких сочинений отно сятся:

 

а) “Аль-макасид аль-хасана фи-ма-штахара ‘аля-ль-альсина” ас-Сахави.

 

б) “Кашф аль-хафа ва музиль аль-ильбас фи-ма-штахара мин аль-хадис ‘аля альсинати-н-нас” аль-‘Аджалюни.

 

в) “Тамййиз ат-таййиб мин аль-хабис фи-ма йадуру ‘аля альсинати-н-нас мин аль-хадис” Ибн ад-Дайба‘а аш-Шайбани.

 

 

Редкое (‘азиз) сообщение

1. Определение

а) По своей форме слово “‘азиз” является прилагатель ным, образованным от глагола “‘азза” в значении “быть ред ким” или в значении “быть сильным”. Эти сообщения полу чили такое название либо из-за своей малочисленности и редкости, либо потому, что второй путь их передачи прида ет им силу[11].

 

б) Как термин слово “‘азиз” служит для обозначения такого сообщения, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков.

 

2. Пример

Примером подобного сообщения может служить хадис, пе редаваемый аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Кроме того, аль-Бухари передает его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ [

 

«Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет любить меня больше своего отца, своих детей и всех (осталь ных) людей».

Со слов Анаса этот хадис передали Катада и Абд аль-‘Азиз бин Сухайб, со слов Катады его передали Шу‘ба и Са‘ид, со слов Абд аль-‘Азиза его передали Исма‘ил бин ‘Уляййа и Абд аль-Варис, а со слов каждого из них его передавал целый ряд мухаддисов.

 

3. Наиболее известные сочинения, посвященные “редким” сообщениям

Улемы не оставили специальных трудов, посвященных “редким” хадисам скорее всего по той причине, что их насчи тывается немного.

 

 

Неизвестное (гариб) сообщение

1. Определение

а) Слово “гариб” является прилагательным и переводится как “одинокий” или“далекий от своих родных”.

 

б) Как термин, слово «гариб» служит для обозначения хади са, передаваемого со слов одного-единственного передатчика.

 

2. Объяснение определения

Это значит, что передатчиком данного хадиса является только один человек, и это касается либо всех, либо некото рых, либо только одного из разрядов иснада[12], даже если в ос тальных его разрядах передатчиков будет больше, поскольку в данном случае значение имеет наименьшее количество.

 

3. Группы таких сообщений

В зависимости от степени своей одиночности неизвестные сообщения подразделяются на две группы – абсолютно неиз вестные (гариб мутлак) и относительно неизвестные (гариб нисби).

 

а) Абсолютно неизвестное сообщение

1. Определение: Абсолютно неизвестным называется та кое сообщение, неизвестность (гараба) которого имеет отно шение к основе его иснада. Другими словами, имеется в виду такое сообщение, первым передатчиком которого является только один человек.

 

2. Пример: хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ إِنَّمَا الأعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ]

 

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям…»[13]

 

Данный хадис передается только со слов Умара бин аль-Хатта ба, да будет доволен им Аллах. Таким образом, хадис может оставаться неизвестным до самого конца иснада, даже если со слов первого передатчика его передает целый ряд других передатчиков.

 

б) Относительно неизвестное сообщение

1. Определение: Относительно неизвестным сообщение называется в том случае, когда неизвестностью характеризует ся любое звено его иснада. Имеется в виду, что первым его передатчиком может быть не только один человек, тогда как более поздним передатчиком, относящимся к какому-нибудь другому его звену, является один человек, передававший этот хадис со слов передатчиков первого звена.

 

2. Примером может служить тот хадис, в котором со слов Малика передается сообщение аз-Зухри, передавшего слова Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что, ко гда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку,[14] на голове его был шлем.[15] Этот хадис со слов аз-Зухри передавал только Малик.

 

3 Причина такого наименования. Хадисы, относящие ся к данной группе, получили название “относительно неизвестных” по той причине, что единственность их имеет отно шение к определенному лицу.

 

4. Виды относительно неизвестных хадисов

 

Есть несколько видов «неизвестности», которую можно счи тать относительной по той причине, что абсолютной она не является, а касается только чего-то определенного. Речь идет о нижеследующих видах:

 

а) Хадис, только один из передатчиков которого заслужива ет доверия. В подобных случаях говорят: «Не передавал его из достойных доверия никто за исключением такого-то».

 

б) Такой хадис, который только один определенный пере датчик передает со слов какого-нибудь другого определенного передатчика. В подобных случаях говорят: «Только такой-то передавал его со слов такого-то», даже если данный хадис пе редается и другими путями со слов других передатчиков.

 

в) Такой хадис, который передают только жители опреде ленного города или определенной области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Мекки или жители Ша ма».

 

г) Такой хадис, который передают только жители опреде ленного города или определенной области в отличие от жите лей другого города или другой области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Басры в отличие от жителей Медины», или же: «Этот хадис передают только жители Шама в отличие от жителей Хиджаза».

 

5. Другой вид классификации неизвестных хадисов

 

По признаку неизвестности иснада или матна улемы подразделяют неизвестные хадисы следующим образом:

 

а) Хадисы, у которых неизвестными являются как матн, так и иснад. Таковым является хадис, матн которого передается со слов только одного передатчика.

 

б) Хадисы, у которых неизвестным являются иснад, но не матн. В пример можно привести такой хадис, матн которого передается со слов целого ряда сподвижников, но один из пе редатчиков передает его со слов какого-нибудь другого спод вижника, имя которого не упоминается в прочих версиях. О таких хадисах ат-Тирмизи говорит: «Он является неизвестным в этом отношении».

 

6. Много неизвестных хадисов приводится в следующих сборниках хадисов:

а) “Муснад” аль-Баззара.

 

б) “Аль-му‘джам аль-аусат” ат-Табарани.

 

7. Наиболее известные сочинения, посвященные неизвестным хадисам

а) “Гара’иб Малик” ад-Даракутни.

 

б) “Аль-Афрад” ад-Даракутни.

 

в) “Ас-сунан алляти тафаррада би-кулли суннати мин-ха ах лю бальдатин” Абу Дауда ас-Сиджистани.

 

 

Классификация отдельных сообщений (хабар аль-āхāд) по признаку их силы и слабости

Отдельные сообщения, в том числе известные, редкие и не известные, с точки зрения их силы и слабости подразделяются на две группы:

 

а) Приемлемые: к числу их относятся такие хадисы, прав дивость передатчиков которых является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: их обязательно приводить в ка честве доводов, как обязательно и действовать в соответствии с ними.

 

б) Отвергаемые: к числу их относятся такие хадисы, прав дивость передатчиков которых не является наиболее вероят ной. Суждение о таких хадисах: такие хадисы не следует приводить в качестве доводов и действовать в соответствии с ними необязательно.

 

Как приемлемые, так и отвергаемые хадисы подразделяют ся на определенные группы и отличаются своими особенно стями, о чем я расскажу в двух отдельных главах, если захочет Аллах Всевышний.

 

 

[1] “Нузхат ан-назар”, стр. 26.

 

[2] Речь идет о духовных лидерах.

 

[3] Имеются в виду решения по религиозно-правовым вопросам или же фетвы.

[4] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ах мад.

 

[5] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Пророк, , просил Ал лаха покарать людей из этих племен за убийство его сподвижников, направ ленных им к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу.

 

[6] Аль-Бухари и Муслим.

 

[7] Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» называет этот хадис достоверным, с чем со­глашается и аз-Захаби в отношении той его версии, где слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в слеующем виде: «Не разрешал Аллах ничего более не навистного Ему, чем развод».

 

[8] Этот хадис считали достоверным Ибн Хаббан и аль-Хаким.

 

[9] Иначе говоря, данный хадис являетс подложным.

[10] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, считавший его хорошим.

[11] То есть служит подтверждением степени его достоверности.

 

[12] См .определение термина “разряд иснада” в разделе “Знание о разрядах улемов и передатчиков”.

[13] Аль-Бухари и Муслим.

 

[14] Здесь речь идет о завоевании мусульманами Мекки в январе 630 года.

 

[15] Аль-Бухари и Муслим.