ПАГУБНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОДНОБОКОСТИ

 

Распространение идей войны и такфира

К сожалению, тех мест, куда не ступила нога участников афганской войны, достигли их идеи, их такфиры (обвинение людей в куфре и объявление их кафирами) и отрицание ими мазхабов. В том числе, такие идеи дошли и до стран бывшего Советского Союза, Югославии и других государств.

Большинство коренного населения этих стран издревле придерживалось ханафитского мазхаба и в течение долгих лет было лишено религиозных знаний. И вот теперь, когда возникла долгожданная возможность вновь изучать свою религию, безмазхабники узрели в этих странах удобное пространство для своей деятельности.

Их представители всячески протискивались в ряды мусульман, действуя очень ловко и проворно. Например, при распределении финансовой помощи от международных исламских организаций и частных лиц, они помогали только тем, кто выбрал безмазхабничество, отстраняя таким образом остальных, хотя не ставили безмазхабство условием. Они изыскивали возможности для создания условий своим сторонникам для паломнических поездок, для совершения хаджа и умры.

В общинах мечетей и вообще среди мусульман стали возникать разногласия, которые разгорались все сильнее. Такие противоречия добром не кончились. Безмазхабники проявили большую заботу в деле отправления своих приверженцев в подходящие для себя зарубежные учебные заведения. Молодые люди, абсолютно безграмотные в религии, воспитывались в тех учебных заведениях в духе безмазхабничества. Вернувшись на родину, они начали выносить фатвы о неверии (куфре) сначала своих родителей, затем улемов, а потом и вовсе всех мусульман, кроме себя.

Наряду с безмазхабниками в то время увеличилось число как самих разных течений и направлений, так и их последователей. В результате был причинен и продолжает причиняться огромный вред Исламу и мусульманам…

 

Положение дел у сторонников мазхабов

Вкратце описанные выше период и условия стали тяжелейшим этапом для улемов, придерживающихся признанных мазхабов. Многие из них не были готовы к подобным ситуациям и разногласиям. Они даже не ведали о существовании таких течений, хизбов (партий), организаций и людей. Поэтому вначале возникло некоторое замешательство, никто не осмеливался возразить или оказать сопротивление безмазхабникам. Но постепенно улемы начали давать свои опровержения по поводу разногласий в ибадатах, в частности, в намазе. Со временем были даны ответы относительно противоречий, инсценированных безмазхабниками в вопросах акийды (вероубеждения),[1] фикха и других областей религии. Однако как у нас,[2] так и за рубежом, многие улемы уже опоздали с ответом на заявления безмазхабников и такфиристов[3] об исламском государстве, общественных проблемах и других важных вопросах. Безмазхабники показывали себя самоотверженными мусульманами, настоящими радетелями религии, а всех остальных улемов называли приспешниками правительств, стараясь тем самым переманить к себе как можно больше людей.

Со временем стали публиковаться ответы, статьи и книги алимов против всех заявлений и притязаний безмазхабников и такфиристов. Двинулись с мертвой точки и практические действия.

Ваш покорный слуга, пишущий эти строки, также внес свою скромную лепту в это благое дело совместно с единомышленниками из разных стран.

 

События в Чечне

Случилось так, что у меня появилась возможность быть ближе к событиям в Чечне благодаря Ахмад-хаджи Кадырову, обучавшемуся у меня в Ташкентском исламском институте имени Имама Бухари. После того, как разногласия с безмазхабниками разгорелись до невиданных масштабов, Ахмад-хаджи Кадыров стал советоваться со мной во всех вопросах. Он говорил, что между Чечней и Россией подписано трехлетнее мирное соглашение, но когда российские войска покинули его родину, дела пошли вспять. Внутренние распри дошли до крайности. Междоусобные стычки, покушения и убийства, борьба за чины и богатства стали обычным явлением.

Он сказал, что между ним и прибывшими извне людьми возникли конфликты в вопросе внедрения шариатских положений (хукмов) в Чечне. Когда Ахмад-хаджи Кадыров сказал им: «Сейчас нет никаких условий для внедрения положений и законов шариата; люди безграмотны, нет алимов и шариатских судей (кадиев), способных вести дела», безмазхабники ответили: «Мы сами будем готовить улемов и кадиев», и открыли учебный центр, куда приняли совершенно неграмотных молодых людей, которых учили всего несколько месяцев. Ахмад-хаджи Кадыров возражал, говоря, «Как же они смогут стать кадиями, которые должны будут решать судьбы людей, ведь порой придется выносить и смертный приговор?!».

Безмазхабники же объявили о вступлении в силу законов шариата. Прежде всего, они запретили приборы для бритья. Часто они останавливали на улице мужчину и женщину, идущих вместе, и требовали показать свидетельство о браке. При отсутствии такового они обвиняли их в прелюбодействе. Телеканалы мира показывали их зверские выходки, транслировали, как они брали людей в заложники и требовали выкуп, отрезали людям головы и устанавливали их на улице напоказ всем, выставляли людей к стене и расстреливали автоматной очередью.

Не справившись с созданием государства и руководством страной, безмазхабники разработали план нападения на Дагестан, чтобы хоть как-то прикрыть свою вину и расширить свое «государство». Это было вероломством по отношению к подписанному мирному соглашению. Они потребовали от Кадырова вынести фатву об объявлении их действий «джихадом». Но он отклонил их требование, сказав: «Это не джихад, а вероломство. Я не стану изменять соглашению». Из-за границы даже приехали представители видных улемов и встретились с одним из руководителей безмазхабников — Абу Умаром и объяснили ему, что это дело противоречит Исламу. Абу Умар же сказал: «Я-то понял, но остальные не согласятся». Глава представителей улемов сказал ему: «Приведи остальных, мы объясним им неправильность этого решения на основе Священного Куръана и Сунны».[4] Казалось, он дал согласие на это предложение и обещал привести их. Но так и не вернулся…

Как видно, причины смут, появляющихся в называемых «горячими точками» краях, одинаковы. Эти малограмотные люди, не имеющие религиозных знаний, абсолютно ничего не ведали о фикхе иститаъа и фикхе действительности. Они не учитывали ни эпоху, ни обстоятельства, ни условия, и даже не задумывались о том, где и в какое время они живут. Конечный итог известен всем нам…

Однажды, когда Ахмад-хаджи Кадыров приехал совершить хадж,[5] по его просьбе я устроил ему встречу с некоторыми ответственными лицами и улемами. Он рассказал им о происках безмазхабников и такфиристов в Чечне и просил помочь в избавлении от них. С Ахмад-хаджи Кадыровым были проведены беседы о мерах против безмазхабников и такфиристов, о путях мирного урегулирования проблем на его родине. Об этом были проинформированы и другие улемы-богословы. В этих беседах особое внимание уделялось необходимости действовать исходя из действительности, из реалий, подчеркивалось, что в таких ситуациях опасно давать волю домыслам, ибо это приведет к плачевному исходу. Многие указали, что для чеченского народа и мусульманам других стран будет лучше оставаться в составе Российской Федерации, чем оказаться независимым государством в окружении такой огромной державы.

Ахмад-хаджи Кадыров правильно понял эти истины, эти соображения и принял все необходимые меры. В тот период автор этих строк посетил родину Ахмада-хаджи Кадырова два раза. Воочию увидел руины и бедственное положение людей. Сын Ахмада-хаджи — Рамазан передал мне тогда только что сделанные видеосъемки, отражающие реальное положение в стране. После этого был представлен отчет в международные исламские организации. Они поддержали вышесказанное мнение и написали письмо российскому правительству.

С помощью Всевышнего Аллаха ситуация в Чечне изменилась к лучшему и сегодня мы наблюдаем плоды этого исторического поворота.

 

 



[1] Акийда (عقيدة ) — (досл. «крепкое связывание чего-либо одного с чем-либо другим») вероубеждение, вероучение; исламская акийда состоит из комплекса вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными явлениями и понятиями.

[2] То есть в Узбекистане в частности и в Центральной Азии в целом.

 

[3] Такфиристы — те, кто в определенных корыстных целях обвиняет тех или иных мусульман в куфре — проявлении неверия и объявляют их кафирами (неверными) не имея на то права, шариатского основания и доказательств. Люди этой категории, как правило, относятся к безмазхабникам — малограмотным людям, отрицающим авторитетные мазхабы в Исламе.

 

[4] Сунна (سنة— досл. «пример», «образец». Сунна имеет три основных значения (определения): 1. Терминология мухаддисов: Сохранившиеся и переданные до нас сведения о высказываниях, поступках и одобрениях Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его внешнем облике и нравственных качествах. 2. Терминология факихов: Категория деяний по примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам, выполнение которых требуется шариатом не категоричным образом; человек, выполняющий эти деяния получит воздаяние, не выполнивший — не осуждается. 3. Терминология ученых науки усулул фикх: Высказывания, действия или одобрения Пророка саллаллаху алайхи васаллам, могущие служить доводом (доказательством) для положений (хукм) шариата.

 

[5] Имеется в виду, что Ахмад-хаджи Кадыров приехал в Саудовскую Аравию, где в то время находился и автор книги.