Знала ли история подобные

инциденты и в прошлом?

 

(окончание)

Пятый пример

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в своих хадисах предсказал появление подобных групп в будущем.

عَنْ أَبِي سَعِيدٍt ، عَنِ النَّبِيِّ t قَالَيَخْرُجُفِيكُمْ قَوْمٌ تَحْقِرُونَ صَلَاتَكُمْ مَعَ صَلَاتِهِمْ،وَصِيَامَكُمْ مَعَ صِيَامِهِمْ، وَعَمَلَكُمْ مَعَ عَمَلِهِمْ،وَيَقْرَأُونَ الْقُرْآنَ لَا يُجَاوِزُ حَنَاجِرَهُمْ، يَمْرُقُونَ مِنَالدِّينِ كَمَا يَمْرُقُ السَّهْمُ مِنَ الرَّمِيَّةِ، يَنْظُرُ فِيالنَّصْلِ فَلَا يَرَى شَيْئًا، وَيَنْظُرُ فِي الْقِدْحِ فَلَا يَرَىشَيْئًا، وَيَنْظُرُ فِي الرِّيشِ فَلَا يَرَى شَيْئًا، وَيَتَمَارَىفِي الْفُوقِرواه البخاري ومسلم وأبو داود والترمذي.

 

Передается от Абу Саъида радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Из вас появятся некие люди. Вы будете считать ничтожными свой намаз перед их намазами, свой пост перед их постом, свои деяния перед их деяниями. Они будут читать Куръан, но он не пройдет дальше их глоток. Они стремительно вылетят из религии подобно стреле, вылетавшей из дичи насквозь так, что когда (охотник) смотрит на острие стрелы и не видит ничего (из следов крови), смотрит на саму стрелу и не видит ничего, смотрит на ее оперение и не видит ничего. И он [тогда] делает предположение по поводу хвостовика стрелы, которая ставится на тетиву».

Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.

В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам сообщает об одном из явлений в будущем.

«Из вас появятся некие люди».

То есть в будущем среди вас, мусульман, появятся некоторые категории людей.

«Вы будете считать ничтожным свой намаз перед их намазами, свой пост перед их постом, свои деяния перед их деяниями».

Они будут совершать намаз так прилежно, что ваши намазы рядом с их намазами будут казаться совершенно ничтожными. Они будут поститься так, что ваши посты покажутся абсолютно незначительными рядом с их постом. И другие деяния они будут совершать с таким рвением, что ваши деяния станут никчемными рядом с их деяниями.

«Они будут читать Куръан»

Эти люди, которые появятся в будущем, будут также блестяще читать Священный Куръан.

«Но он не пойдет дальше их глоток».

Их чтение не пройдет дальше глотки, ибо смысл Священного Куръана не будет доходить до их сердец. Потому как все свои деяния, в том числе и чтение Священного Куръана, они делают лицемерно, для вида, ради рийа.

«Они стремительно вылетят из религии подобно стреле, вылетавшей из дичи насквозь»

Люди, описанные в хадисе, быстро отрекаются от религии, подобно тому, как дичь убегает, когда охотник стреляет в нее из лука.

«(Охотник) смотрит на острие стрелы и не видит ничего (из следов крови)».

Охотник подходит к упавшей стреле и смотрит на ее острие. Но там не будет следа крови.

«Смотрит на саму стрелу и не видит ничего».

Охотник, подумав, что если не попало острие, может быть попало хотя бы древко, смотрит на саму стрелу, но и в нем нет никаких следов.

«Смотрит на ее оперение и не видит ничего».

Охотник с недоумением смотрит на оперение, прикрепленное в другом конце стрелы, но и там не видит следов дичи.

«И делает предположение по поводу хвостовика стрелы, которая ставится на тетиву».

Тогда он смотрит на хвостовик стрелы, думая, может быть, хоть там, где стрела ставится на тетиву, остался след крови или что-нибудь еще.

Точно также, эти группировки будут вылетать из Ислама настолько стремительно, что в них будет трудно найти следы этой религии. Потому что все свои деяния они совершали не с ихласом ради Аллаха, а лицемерно, для рийа.

Мусульманские ученые единодушны в том, что приводимое в этом хадисе описание подразумевает именно хариджитов. Потому что в других хадисах со схожим смыслом описаны и иные их качества. Если сопоставить все эти описания, они совпадают с качествами хариджитов.

Следовательно, Священный Куръан следует читать, изучать и следовать ему не поверхностно, а с истинным ихласом, от души, не ради рийа.

عَنْ عَلِيٍّ t قَالَسَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ t يَقُولُ:يَأْتِي فِي آخِرِ الزَّمَانِ قَوْمٌ حُدَثَاءُ الْأَسْنَانِ سُفَهَاءُالْأَحْلَامِ، يَقْرَأُونَ الْقُرْآنَ لَا يُجَاوِزُ تَرَاقِيَهُمْ، يَقُولُونَمِنْ خَيْرِ قَوْلِ الْبَرِيَّةِ، يَمْرُقُونَ مِنَ الْإِسْلَامِ كَمَايَمْرُقُ السَّهْمُ مِنَ الرَّمِيَّةِ، لَا يُجَاوِزُ إِيمَانُهُمْحَنَاجِرَهُمْ، فَأَيْنَمَا لَقِيتُمُوهُمْ فَاقْتُلُوهُمْ، فَإِنَّقَتْلَهُمْ أَجْرٌ لِمَنْ قَتَلَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِرواه البخاريومسلم وأبو داود و الترمذي.

 

Передается от Али радияллаху анху:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ближе к концу света появятся молодые, несмышленые люди. Они будут читать Куръан, но он не пойдет дальше их глоток. Они говорят лучшие речи людей. Они вылетят из религии подобно стреле, вылетающей сквозь дичь. Их ийман не пройдет дальше их гортани. Убивайте их, где бы вы их ни встретили. Поистине, в Судный день будет воздаяние тем, кто убьет их».

Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.

И в этом хадисе несколько иными фразами и некоторыми дополнениями подтверждается смысл предыдущего хадиса.

Как было сказано выше, их назвали хариджитами (хаваридж). Сначала почтенный Али радияллаху анху много раз пытался разъяснить им их ошибки, раскрыть им глаза, но это не подействовало. Они вынесли фатву о том, что и Али радияллаху анху, и другие являются кафирами (неверными) и развязали войну. Почтенный Али радияллаху анху вел против них ожесточенные бои.

В то же время, Али радияллаху анху по совести высказался о них объективно и справедливо. Когда люди спросили его: «Неверные ли они?», он ответил: «Они избежали неверия».

Люди спросили: «Лицемеры (мунафики) ли они?», он ответил: «Лицемеры крайне мало поминают Аллаха. А эти поминают его с утра до вечера».

«Кто же они?», спросили люди.

Он сказал: «Это народ, который ослеп и оглох, впав в фитну».

Да упасет всех нас Аллах от этого!

Слово «хаваридж», как мы уже давали пояснение выше, взято из слова «хурудж» (вылазка, выступление). Люди, называемые хариджитами, были прозваны так потому, что они выступили против своего руководителя — почтенного Али ибн Абу Талиба радияллаху анху. Но теперь их идейные нападки усилились еще больше. Они объявили Али ибн Абу Талиба радияллаху анху неверным за то, что он согласился на судейство, хотя сами еще недавно были его ярыми сторонниками.[1]

Али ибн Абу Талиб каррамаллаху ваджхаху вел всяческие переговоры с ними, увещевал их, наставлял, но все было бесполезным. Наконец, потеряв всякую надежду по поводу того, что сможет наставить их на правильный путь, он сказал:

«Если вы не будете выступать против нас, мы не станем воспрещать вам входить в наши мечети. Пока вы с нами, мы не будем лишать вас добычи. Мы не будем воевать против вас, пока вы не будете воевать против нас».

Это служит доказательством тому, что почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху был очень великодушным, терпимым человеком. Он оказывал такую любезность людям, которые объявили его неверным.

Впоследствии он объявил, что в делах судейства произошло вероломство и выступил с большим войском в сторону Шама. Но когда он был в пути, пришла страшная и весьма тревожная весть. Выяснилось, что пользуясь удобным случаем, хариджиты совершили тягчайшие преступления на земле. Они сочли халалом (дозволенным) то, что Аллах объявил харамом (запретным), и начали проливать кровь невинных мусульман, стали разбойничать на дорогах. Среди тех, кого они убили, были сподвижник Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Абдуллах ибн Хаббаб радияллаху анху и его беременная жена.

Подробности происшествия были таковы:

Хариджиты начали свою гнусную агитацию, выезжая в села и города группами. Они останавливали любого, кто встречался им на пути, и спрашивали его: «Разве принятие судейства не было неверием (куфром)? Не стал ли Али грешником, приняв судейство? Не свободны ли мы от его байъата и повиновения ему, пока он не сознается в своем грехе и не раскается?»

Они отпускали тех, кто отвечал «Да», но тех, кто отвечал «Нет», убивали.

Они схватили и взяли под стражу Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху и его жену. Именно Абдуллах ибн Хаббаб радияллаху анху первым назвал их хавариджами. Хариджиты спросили его о некоторых хадисах Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

Он ответил: «Я слышал это от своего отца. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: “В будущем произойдет фитна. В это время лучше сидеть, чем стоять. Лучше стоять, чем идти. Лучше идти, чем бежать”».

Они спросили его о почтенном Али ибн Абу Талибе радияллаху анху. Он говорил о нем только добрые слова. Но хариджиты рассердились и повели Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху и его жену дальше.

На их пути стояло финиковое дерево. Один из хариджитов взял с земли один из его плодов и положил в рот, но другой закричал на него:

«Неужели ты станешь есть чужое, не спросив у хозяина или не заплатив за него?!» А тот поспешно выплюнул финики и стал просить прощения у Аллаха с горьким раскаянием.

Но через несколько шагов они хладнокровно зарезали Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху — сподвижника Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам! А потом набросились на его жену. Она умоляла их, кричала: «Я беременна! Бойтесь Аллаха!», но это нисколько не повлияло на них. Они перерезали ей горло. Вина этих двух великих людей заключалась лишь в том, что они говорили истину о почтенном Али ибн Абу Талибе радияллаху анху, о лучшем мусульманине того времени во всем мире.

Напрашивается вопрос: «Кто же они, эти изверги, которые считают тяжким грехом поедание одного чужого финика без спроса и в то же самое время, без всякого зазрения совести, могут зарезать двух великих людей — сподвижника Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его беременную жену за то, что они сказали правду?!»

Выше было сказано, что слово «хаваридж» означает «выступающий против предводителя и уммы мусульман». Их история изучена досконально. Хариджиты — это необразованные, невоспитанные люди. Но они притязают на то, что достигли вершины набожности. Они невежественны, поэтому крепко хватаются за те скудные знания, которые получили или услышали где-то, и прикрывают свои недостатки чрезмерным рвением и обвинением всех других, за исключением себя. Первые хариджиты, которые выступили во времена Али ибн Абу Талиба каррамаллаху ваджхаху, состояли в основном из невоспитанных степных бродяг и жестокосердых бедуинов. В них не было и следа от нравственности, приличий, мягкости, такта, сдержанности. Не имея никаких знаний, они крепко цеплялись за все те положения, что им приходились по душе. Именно эти факторы превратили некогда ярых сторонников Али ибн Абу Талиба радияллаху анху в его заклятых врагов.

Ислам зиждется на умеренности во всем — и в вероубеждении, и в поклонениях, и в поведении. Для того чтобы знать разумные пределы этой умеренности, необходимы научно обоснованные мерила. А для того чтобы обладать такими обоснованными, научными мерилами, необходимо изучать все науки Ислама из первоисточников, от выдающихся, богобоязненных улемов. Только тогда, когда к этим знаниям присоединяются приличия, кротость, сдержанность и умение давать правильную, объективную оценку всем явлениям, будет предотвращена опасность заблуждения, угроза оказаться на грани пагубной пропасти.

عَنْ عُبَيْدِ اللهِ بْنِ أَبِي رَافِعٍ، مَوْلَى رَسُولِ اللهِصَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ الْحَرُورِيَّةَ لَمَّا خَرَجَتْ،وَهُوَ مَعَ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ،قَالُوالَا حُكْمَ إِلَّا لِلَّهِ، قَالَ عَلِيٌّكَلِمَةُ حَقٍّ أُرِيدَبِهَا بَاطِلٌ، إِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَوَصَفَ نَاسًا، إِنِّي لَأَعْرِفُ صِفَتَهُمْ فِي هَؤُلَاءِ،«يَقُولُونَ الْحَقَّ بِأَلْسِنَتِهِمْ لَا يَجُوزُ هَذَا، مِنْهُمْ، -وَأَشَارَ إِلَى حَلْقِهِ - مِنْ أَبْغَضِ خَلْقِ اللهِ إِلَيْهِمِنْهُمْ أَسْوَدُ، إِحْدَى يَدَيْهِ طُبْيُ شَاةٍ أَوْ حَلَمَةُثَدْيٍ» فَلَمَّا قَتَلَهُمْ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللهُعَنْهُ قَالَانْظُرُوا، فَنَظَرُوا فَلَمْ يَجِدُوا شَيْئًا، فَقَالَ:ارْجِعُوا فَوَاللهِ، مَا كَذَبْتُ وَلَا كُذِبْتُ، مَرَّتَيْنِ أَوْ ثَلَاثًا،ثُمَّ وَجَدُوهُ فِي خَرِبَةٍ، فَأَتَوْا بِهِ حَتَّى وَضَعُوهُ بَيْنَيَدَيْهِ». رواه مسلم.

 

Передается от освобожденного раба Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Убайдуллаха ибн Абу Рафиъ:

«Когда харуриты (хариджиты) совершили вылазку, я был вместе с Али ибн Абу Талибом радияллаху анху. Когда они заявили: “Власть (судейства) принадлежит только Аллаху”, Али сказал: “Под истинными словами подразумевался батил (несостоятельное). Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам описывал неких людей. Те описания я нахожу в этих людях: они произносят истину устами, но она не пройдет у них далее вот этого места”, и указал на свое горло. “Они презреннейшие творения для Аллаха. Среди них есть некто черный, одна его рука похожа на вымя овцы или на сосок”, сказал он.

Когда Али ибн Абу Талиб радияллаху анху перебил их в сражении, он сказал: “Осмотрите (поле битвы, чтобы найти человека с такими приметами)!» Так, люди осмотрели (поле битвы), но не нашли ничего. Тогда он два или три раза сказал:

“Возвращайтесь! Клянусь Аллахом, и я не солгал, и мне (Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) не солгали!”

Наконец, его (тело) нашли в руинах, принесли и положили перед ним».

Передал Муслим.

Увидев его, Али ибн Абу Талиб радияллаху анху воскликнул:

«Аллаху акбар! (Аллах превелик!) Я не солгал насчет Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам! Вот он! У него короткая рука без костей! На ней отросток, похожий на сосок, с несколькими волосинками!»

Как военная сила движение хариджитов было разгромлено, но все же сохранились их отростки в форме идей, общины и фитны. Уцелевшие хариджиты все еще пытались распространить свои идеи в широкие массы, налаживали связи между собой, пытались действовать целеустремленно.

Однажды трое из таких хариджитов собрались и поговорили о прошедших делах, со скорбью вспоминали убитых. Они обвинили во всем этом Али ибн Абу Талиба, Муавию и Амра ибн Асса. В итоге, собрание закончилось составлением плана по «избавлению мусульманской уммы от этих трех негодяев», то есть от Али ибн Абу Талиба, Муавии и Амра ибн Асса. Согласно этому зловещему плану, эти трое должны были одновременно, в один и тот же день, в одно и то же время — во время намаза фаджр[2] убить вышеуказанных трех сподвижников. Абдуррахман ибн Мулджам должен был убить почтенного Али ибн Абу Талиба, Бакр ибн Абдуллах — Муавию, а Амр ибн Бакр — Амра ибн Асса. Для осуществления своего плана трое злоумышленников выбрали день, когда останется семнадцать дней от Рамадана сорокового года хиджры. Они поклялись, что каждый будет убивать закрепленного за ним человека, даже если погибнет сам. Они обработали свои мечи ядом и для осуществления зловещего замысла начали действовать скрытно от всех.

Абдуррахман ибн Мулджам был одним из главарей хариджитов. Когда-то он сватался к красавице по имени Китам, отец и брат которой были убиты в боях в Нахраване. Когда он отправил к ней сватов, она ответила: «Я выйду за тебя замуж, только если ты убьешь Али». Он сказал: «Клянусь Аллахом, я приехал в этот город только для того, чтобы убить Али». После того, как он женился на ней, она непрестанно побуждала его убить Али.

В назначенный день Абдуррахман ибн Мулджам с двумя своими приспешниками стал поджидать Али ибн Абу Талиба там, где он шел на намаз.

Как передают имам Абу Давуд и Ибн Асакир от Катады радияллаху анху, «в ту ночь почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху стал тревожиться. Заметив это, домочадцы забеспокоились и начали просить его быть очень осторожным. Тогда Али ибн Абу Талиб стал успокаивать их. Он сказал:

— За каждым человеком закреплены по двое ангелов. Они будут охранять его, пока не настанет его предустановление (смертный час). Когда наступит его предустановление, они (отстанут от него и) освободят пространство между ним и его предустановлением.

Затем он встал и отправился в мечеть один, без сопровождения.

Как всегда, Али ибн Абу Талиб каррамаллаху ваджхаху шел в мечеть и будил по пути людей на намаз фаджр. Выждав момент, Абдуррахман ибн Мулджам внезапно нанес мечом удар прямо по лбу халифа. Хлынула кровь и борода почтенного Али радияллаху анху окрасилась в багровый цвет. Прибежавшие люди понесли тяжело раненного Али радияллаху анху к нему домой. В пути, с трудом открыв глаза, Али сказал тем, кто нес его домой: «Не опоздайте на намаз!».

Совершив намаз, люди побежали к дому Али радияллаху анху. К этому же времени привели и пойманного убийцу. С большим усилием открыв глаза, Али радияллаху анху узнал своего убийцу и сказал: «Это был ты? А ведь я сделал тебе столько добра!» Потом он посмотрел на своих сыновей и присутствующих людей, которые стояли, готовые растерзать убийцу.

Али радияллаху анху сказал им:

— Держите его в надежном месте. Хорошо присмотрите за ним. Если выживу, я сам знаю что делать с ним. Отомстить или простить — это мое дело. Но если я умру, отправьте его следом за мной. Я буду судиться с ним перед Господом миров. Не убивайте из-за меня никого, кроме него. Поистине, Аллах не любит превышающих пределы».

Обратите внимание! Внимательно приглядитесь к приметам, внутренним и внешним качествам тех, кто будет появляться после Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и станут причиной смут и бедствий! Убедитесь, что их сегодняшние представители обладают этими же качествами!

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В последнее время появилось множество разнообразных течений, партий и группировок, противоречащих вероубежденческому мазхабу Ахлус сунна вал джамаъа, четырем признанным мазхабам фикха. Среди этих появившихся групп существует много идейных, вероубежденческих, социальных и вооруженных течений. О них даже написаны и пишутся отдельные книги, представляющие полное описание всех этих заблудших течений.

Их появлению способствуют разные факторы. Как показывает опыт, разные группировки, течения и партии появляются вследствие социальных, политических, индивидуальных и многих других причин и факторов. Но существуют факторы, которые являются общими для них всех.

Одним из основных таких факторов представляются амбиции некоторых заносчивых типов, которые не нашли своего места в жизни. И чтобы достичь своих целей легким путем, они выступают под маской исламских лозунгов, умело пользуясь сильным влиянием Ислама на сердца мусульман. Они стараются показать себя ревностными поборниками чистоты Ислама. Они выдают себя за покровителей справедливости, как то делали некоторые их прошлые представители, о которых мы упоминали выше. Стремятся обрести облик героев, борцов за истину. Самый легкий путь для этого — выставить себя богобоязненным и критиковать предводителей мусульман, в частности, улемов.

Они охотятся на простодушных, наивных, искренних, но малограмотных или вовсе безграмотных мусульман, используя для этого громкие имена, яркие лозунги. Таким путем они собирают людей вокруг себя, расширяют свои ряды. И это мнимое расширение вновь используется для громких заявлений и привлечения к себе внимания еще большего числа мусульман. Одна из основных причин попадания мусульман в их сети — недостаточность религиозного образования, отсутствие просвещения. Люди, мало осведомленные в учениях Ислама, особенно молодежь, очень легко поддаются красивым призывам таких людей. Из-за скудных знаний в религиозных вопросах они не различают истину и ложь. Поэтому все мы должны основательно изучать основы своей религии, держась за искренних (мухлис) в Исламе улемов.

Следует также отметить, что за пятнадцативековую историю Ислама таких неприятных периодов было немало. Мы уже вкратце говорили об этом. Необходимо подчеркнуть, что мусульмане, которые придерживались четырех общепризнанных мазхабов фикха внутри единого вероубежденческого мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, перенесли все смуты во все времена в целости и сохранности. Общины, которые крепко держатся за эти мазхабы, приверженцы которых составляют основу мусульманской уммы, всегда будут уверенно идти правильным путем. Мелкие течения и секты, по разным причинам появляющиеся вокруг них время от времени, будут исчезать, как только устранятся факторы, повлиявшие на их появление.

Не стоит перечислять названия течений и партий, которые в свое время появлялись в силу возникновения временных факторов, а потом исчезали. Это такая же ясная истина, как солнце на небе. Точно также временна и та ситуация, которая сегодня тревожит умы и сердца мусульман всего мира. Но наряду с тем, что мы должны глубоко осознать это, мы обязаны и бороться против таких явлений. Для этого каждый должен наилучшим образом делать свое дело, на которое способен.

Да избавит Всевышний Аллах всех нас от бед, обрушившихся на мусульман, и наставит заблудших на Свой путь истины! Да соблаговолит Аллах и устранит от нас печали и невзгоды, сделав нас стойкими в Своей религии и поклонении Ему!

 

 

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

 

 



[1] Из-за интриг внутренних врагов между праведным халифом Али ибн Абу Талибом и Муавиейибн Абу Суфяном возникли разногласия, которые переросли в боестолкновения в Сиффине.Проигрывая бой, Муавия предложил решить проблему посредством арбитража (судейства) Куръаном, на что Али согласился, не желая кровопролития. Но часть сторонников Али выступилипротив его решения, вызвав смуту, из-за чего и были названы хариджитами (смхариджиты).

[2] Фаджр (فجر) — «первый свет, раскалывающий ночную мглу», что означает конец ночи и начало рассветаНамаз фаджр (рассветный или утренний намаз) совершается в промежуток времени, который длится от наступления фаджра — начала рассвета (то есть с появления на ночном горизонте светлой полосы) до появления верхнего края диска солнца.